Введение учебных предметов "Труд (технология)" и "Основы безопасности и защиты Родины"
С 1 сентября 2024 года в школьном расписании начальной и
основной школы появится новый предмет "Труд (технология)". Урок,
который заменит существующий предмет "Технология". В рамках нового
предмета в начальной школе будет отведено 135 часов обучения, что
составляет 34 часа в год для каждого класса от первого до четвёртого. Уроки
будут проводиться один раз в неделю. Программа начального общего образования
включает несколько модулей, общих для каждого года обучения. Это
"Технологии, профессии и производства", "Технологии ручной
обработки материалов", "Конструирование и моделирование" и
"Информационно-коммуникативные технологии". На уроках труда школьники
будут заниматься с различными материалами, такими как бумага, картон, ткани,
природные материалы, пластик, поролон, фольга и другие. Они будут учиться
основам слесарного дела, кройке, шитью и другим навыкам ручной работы.
В основной школе на предмет "Труд
(технология)" будет выделено 272 часа. Распределение часов будет
следующим: по 68 часов в год (2 часа в неделю) в 5, 6 и 7 классах, а в 8 и 9
классах - по 34 часа в год (1 час в неделю). В программу по трудовому обучению
для 5-9 классов войдут обязательные и вариативные модули. Обязательных модулей
будет пять: "Производство и технологии", "Технологии обработки и
пищевых продуктов", "Компьютерная графика. Черчение",
"Робототехника" и "3-D моделирование, прототипирование, макетирование".
Кроме того, ученики смогут выбрать три дополнительных модуля:
"Автоматизированные системы", "Животноводство" и
"Растениеводство".
Основные преимущества
новой программы труда заключаются в приобретении базовых навыков работы с
разными материалами, знакомстве с миром профессий и самоопределении. Особое
внимание будет уделено черчению и графической грамоте, а также введены разделы
о беспилотных летательных аппаратах в модуле "Робототехника". Данные
изменения в программе труда позволят детям получить новые знания и умения,
которые могут пригодиться им в будущем.
Введение учебного предмета "Основы
безопасности и защиты Родины"
Приказом Минпросвещения
России от 27.12.2023 No 1028 о внесении изменений в ФГОС основного общего и
среднего общего образования утверждены образовательные стандарты основного общего
и среднего общего образования для учебного предмета — «Основы безопасности и
защиты Родины». Приказ вступает в силу 1 сентября 2024
года.
Цель изучения ОБЗР –
формирование у обучающихся готовности к защите Отечества и базового уровня
культуры безопасности жизнедеятельности. В рамках предмета школьники освоят
знания и умения, которые помогут подготовиться к военной службе.
Учебный предмет «Основы
безопасности и защиты Родины», вводится во всех школах РФ в 8-11 классах и
будет проводиться 1 раз в неделю. Дополнительно к полученным на уроках знаниям
будут проходить учебные сборы, обучение практическим навыкам.
Согласно документу,
изучение предметной области “Основы безопасности и защиты Родины” в основной
школе должно обеспечить,
в частности, понимание личной и общественной значимости современной культуры
безопасности жизнедеятельности и защиты Родины, а также роли государства и
действующего законодательства в обеспечении национальной безопасности и защиты
населения, а предметные результаты отражать понимание необходимости подготовки
граждан к защите Отечества; формирование установки на здоровый образ жизни;
знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и
социального характера, включая экстремизм и терроризм, и их последствий для
личности, общества и государства; знание и умение применять меры безопасности и
правила поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций; умение оказать
первую помощь пострадавшим, принимать обоснованные решения в конкретной опасной
ситуации.
В средней школе требованиями стандарта по учебному
предмету “Основы безопасности и защиты Родины” (базовый уровень)
предусматривается знание школьниками роли государства в обеспечении
национальной безопасности и защиты населения от опасных ситуаций; понимание
необходимости граждан к защите Отечества; безопасности на дорогах, на природе,
личного поведения при чрезвычайных бедствиях; умение оказывать первую помощь
при кровотечениях, отравлениях и ожогах и прививать любовь к здоровому образу
жизни, отказу от курения и алкоголя.
Согласно документу, у
школьников должны быть сформированы: знания об элементах начальной военной
подготовки, в том числе строевой, тактической, огневой, инженерной и
военно-медицинской; о правилах оказания первой помощи в условиях ведения боевых
действий; об общевойсковых уставах, о правилах оказания первой помощи в
условиях боевых действий; нетерпимость к проявлениям насилия в социальном
взаимодействии, личная антиэкстремистская и антитеррористическая позиция; а
также получены представления о боевых свойствах оружия массового поражения и
способах защиты от него; о беспилотниках воздушных и морских и их использовании
в условиях современного боя; о том, как противостоять опасностям (в том числе
криминогенного толка) в цифровой среде; школьники будут изучать правила
дорожного движения, основы пожарной безопасности, порядок действий при
чрезвычайных ситуациях.
На уровне СОО остался только один
вариант перечня модулей программы вместо двух. Главное новшество – «Основы
военной подготовки» стали самостоятельным модулем. Теперь их всего одиннадцать:
·
«Безопасное и устойчивое развитие
личности, общества, государства»;
·
«Основы военной подготовки»;
·
«Культура безопасности
жизнедеятельности в современном обществе»;
·
«Безопасность в быту»;
·
«Безопасность на транспорте»;
·
«Безопасность в общественных местах»;
·
«Безопасность в природной среде»;
·
«Основы медицинских знаний. Оказание
первой помощи»;
·
«Безопасность в социуме»;
·
«Безопасность в информационном
пространстве»;
·
«Основы противодействия экстремизму и
терроризму».
На обоих уровнях сохранили условие,
что конкретное наполнение модулей можно корректировать и конкретизировать с
учетом региональных особенностей. Также школа вправе самостоятельно определять
последовательность освоения модулей (п. 162(1).4.5.4 ФОП ООО, п. 127(1).4.5.4 ФОП СОО).
Оставили прежним и количество часов,
рекомендованных для изучения ОБЗР: в 8–9-х классах – 68 часов, по 1 часу в
неделю за счет обязательной части учебного плана; в 10–11-х классах – 68 часов
(п. 162(1).2.13 ФОП ООО, п. 127(1).2.13 ФОП СОО).