Пояснительная записка
к учебному плану дополнительного образования
на 2025-2026 учебный год
Учебный план дополнительного образования МБОУ СОШ с. Андриановичи
разработан на основе следующих нормативных документов:
- Федеральный закон №273 – ФЗ от 29.12.2012г. «Об образовании в Российской
Федерации» (с изменениями и дополнениями);
- Приказ Министерства просвещения РФ от 27.07.2022г. № 629 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам»;
- Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена
распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 года № 1726-р);
- Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года,
утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015г. №996р;
- Приказом Росстата от 13.09.2016 №501 «Об утверждении статистического
инструментария для организации федерального статистического наблюдения за
дополнительным образованием и спортивной подготовкой детей»;
-Письмом Министерства образования и науки от 11.12.2006 №06-1844 «О примерных
требованиях к программам дополнительного образования детей»;
- Образовательной программой МБОУ СОШ с.Андриановичи;
-Уставом Школы;
- Правилами организации и осуществления образовательной деятельности в МБОУ
СОШ с. Андриановичи по дополнительным общеобразовательным программам.
Учебный план разработан на основе учета интересов учащихся и с учетом
профессионального потенциала педагогического коллектива, отражает цели и задачи
образования и воспитания в школе, направленные на развитие индивидуальных
возможностей и способностей обучающихся.
Цель дополнительного образования: общекультурное, личностное, физическое и
познавательное развитие обучающихся, обеспечивающее такую компетенцию, как умение
реализовать свои творческие возможности в жизни, социальную адаптацию,
самоактуализацию и достижение успешности всеми обучающимися.
Основные задачи:
- создание условий, обеспечивающих развитие познавательных интересов, творческих
способностей, социальной активности и профессионального самоопределения
обучающихся;
- расширение различных видов деятельности в системе дополнительного образования
детей;
- создание условий для привлечения к занятиям в системе дополнительного
образования детей большего числа обучающихся;
- формирование обшей культуры школьников, воспитание гражданственности,
уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, природе, семье.
Обучение учащихся в объединениях дополнительного образования в МБОУ СОШ
с.Андриановичи направлено на:
1.формирование и развитие творческих способностей, обучающихся;
2.удовлетворение индивидуальных потребностей, обучающихся в интеллектуальном,
нравственном, художественно-эстетическом развитии, а также в занятиях физической
культурой и спортом;
3.укрепление здоровья, формирования культуры здорового и безопасного образа
жизни;
4.обеспечение
духовно-нравственного,
гражданско-патриотического,
военнопатриотического, трудового воспитания обучающихся;
5.выявление, развитие и поддержку талантливых обучающихся, а также лиц,
проявивших выдающие способности;
6.профессиональную ориентацию обучающихся;
7.создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития,
профессионального самоопределения и творческого труда обучающихся;
8.создание условий для получения начальных знаний, умений, навыков в области
физической культуры и спорта, для дальнейшего освоения этапов спортивной подготовки;
9.социализацию и адаптацию обучающихся к жизни в обществе;
10.формирование общей культуры обучающихся;
11.удовлетворение иных образовательных потребностей и интересов обучающихся, не
противоречащих законодательству Российской Федерации, осуществляемых за пределами
федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных
требований.
Организация образовательного процесса осуществляется на основании Постановления
Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 №28 СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха
и оздоровления детей и молодежи».
Дополнительное образование в школе функционирует в течение учебного года. С 01 по
10 сентября ежегодно проводится комплектование учебных групп на новый учебный год.
Занятия в образовательной организации начинаются во второй половине дня. После уроков
организуется 30-минутный перерыв для уборки и проветривания.
Занятия в кружках проводятся по группам по дополнительным общеобразовательным
общеразвивающим программам по следующим направленностям: естественнонаучной,
физкультурно-спортивной, художественной и социально-гуманитарной.
Продолжительность занятий в учебные дни 40 минут. Перерыв между занятиями 10
минут.
Количественный состав групп определяется психолого-гигиеническими требованиями,
санитарными нормами и вместимостью помещения – от 10 до 15 человек.
Содержание программ дополнительного образования направленно на:
- создание условий для развития личности ребенка;
- развитие мотивации личности к познанию и творчеству;
- обеспечение эмоционального благополучия ребенка;
- приобщение к общечеловеческим ценностям;
- профилактику асоциального поведения;
-создание условий для социального, культурного и профессионального
самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, ее интеграции в систему
мировой и отечественной культур;
- интеллектуальное и духовное развитие личности ребенка;
- укрепление психического и физического здоровья ребенка.
Образовательная деятельность в дополнительном образовании осуществляется через
различные объединения детей по интересам.
Программы.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Баскетбол»
имеет физкультурно-спортивную направленность, по содержанию является общекультурной,
по форме организации – групповой, по времени реализации – годичной подготовки, уровень
– базовый.
Данная
Программа
призвана
обеспечить
направление
дополнительного
физкультурного образования обучающихся общеобразовательного учреждения с
использованием способов двигательной деятельности из раздела «Баскетбол».
Цель программы: создание условий для полноценного физического развития и
укрепления здоровья школьников посредством приобщения к регулярным занятиям
баскетболом, формирование навыков здорового образа жизни, воспитание спортсменов патриотов своей школы, своего города, своей страны.
Задачи программы. Обучающие:
Познакомить учащихся с интереснейшим видом спорта баскетболом,
правилами игры, техникой, тактикой, правилами судейства и организацией
проведения соревнований;
Углублять и дополнять знания, умения и навыки, получаемые
учащимися на уроках физкультуры;
Развивающие:
Укреплять опорно-двигательный аппарат детей;
Способствовать разностороннему физическому развитию учащихся,
укреплять здоровье, закаливать организм;
Целенаправленно развивать специальные двигательные навыки и
психологические качества ребенка.
Расширение спортивного кругозора детей.
Воспитательные:
Формировать дружный, сплоченный коллектив, способный решать
поставленные задачи, воспитывать культуру поведения;
Прививать любовь и устойчивый интерес к систематическим занятиям
физкультурой и спортом;
Пропагандировать здоровый образ жизни, привлекая семьи учащихся к
проведению спортивных мероприятий и праздников.
Направленность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
«ТАЛАНТиУМ» является художественной, по функциональному предназначению –
досуговой, по форме организации – кружковой, по времени реализации – годичной
подготовки.
Театр - это волшебный мир искусства, где нужны самые разные способности. И
поэтому, можно не только развивать эти способности, но и с детского возраста прививать
любовь к театральному искусству.
Театр как искусство научит видеть прекрасное в жизни и в людях, зародит стремление
самому нести в жизнь благое и доброе. Реализация дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы с помощью выразительных средств театрального искусства
таких как, интонация, мимика, жест, пластика, походка не только знакомит с содержанием
определенных литературных произведений, но и учит детей воссоздавать конкретные
образы, глубоко чувствовать события, взаимоотношения между героями этого произведения.
Театральная игра способствует развитию детской фантазии, воображения, памяти, всех
видов детского творчества (художественно-речевого, музыкально-игрового, танцевального,
сценического) в жизни школьника. Одновременно способствует сплочению коллектива
класса, расширению культурного диапазона учеников и учителей, повышению культуры
поведения.
Целью программы
является
обеспечение
эстетического,
интеллектуального,
нравственного развития воспитанников. Воспитание творческой индивидуальности ребёнка,
развитие интереса и отзывчивости к искусству театра и актерской деятельности.
Задачи, решаемые в рамках данной программы:
- знакомство детей с различными видами театра (кукольный, драматический,
оперный, театр балета, музыкальной комедии).
- поэтапное освоение детьми различных видов творчества.
- совершенствование артистических навыков детей в плане переживания и
воплощения образа, моделирование навыков социального поведения в заданных условиях.
- развитие речевой культуры;
- развитие эстетического вкуса.
-воспитание творческой активности ребёнка, ценящей в себе и других такие качества,
как доброжелательность, трудолюбие, уважение к творчеству других.
Направленность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
"Юные инспекторы движения" по содержанию является физкультурно-спортивной; по
функциональному предназначению - учебно-познавательной; по форме организации кружковая; по времени реализации - годичной.
Данная программа направлена на формирование у детей и подростков культуры
поведения на дорогах, гражданской ответственности и правового самосознания, отношения
к своей жизни и к жизни окружающих как к ценности, а также к активной адаптации во
всевозрастающем процессе автомобилизации страны. Программа позволяет сформировать
совокупность устойчивых форм поведения на дорогах, в общественном транспорте, в
случаях чрезвычайных ситуаций, а также умения и навыки пропагандисткой работы.
Цель программы: формирование у школьников устойчивых навыков безопасного
поведения на улицах и дорогах, охрана жизни и здоровья юных граждан, защита их прав и
законных интересов путем предупреждения дорожно - транспортных происшествий,
используя различные формы деятельности.
Задачи программы:
Сформировать у обучающихся потребность в изучении правил дорожного движения
и осознанное к ним отношения; устойчивые навыки соблюдения и выполнения правил
дорожного движения;
Обучить способам оказания самопомощи и первой медицинской помощи;
Развивать у обучающихся умение ориентироваться в дорожно- транспортной
ситуации;
Воспитывать чувство ответственности, культуры безопасного поведения на
дорогах и улицах;
Выработать у обучающихся культуру поведения в транспорте.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Компьютерная
графика» является программой технической направленности, по функциональному
предназначению - досуговой, по форме организации- групповой, по времени реализациигодичной.
Знакомить с основами информационных технологий на практике позволяет
компьютерная графика, которая не только развивает воображение и творческое мышление
ребенка, но и позволяет осуществлять требуемые алгоритмы, формирует понимание
технологического процесса.
В предлагаемом курсе развитие творческого мышления учащихся достигается особой
организацией занятий. Программа курса составлена таким образом, что создаются условия,
необходимые для овладения школьником теми видами деятельности, которые дают ему
возможность проявить свой творческий потенциал. Главным условием каждого занятия
является эмоциональный настрой, расположенность к размышлениям и желание творить.
Цель: обучение учащихся созданию и редактированию изображения, используя
инструменты графического редактора Paint и текстового процессора MS Word.
Задачи:
сформировать навыки пользования персональным компьютером;
сформировать навыки работы в графическом редакторе MS Paint;
систематизировать знания учащихся, закрепить практические навыки и
умения при работе с графическими примитивами;
формировать у учащихся логическое мышление (обобщение, определение
понятий) и навыки переработки информации;
воспитывать целеустремленность, умение планировать
время, умение
работать в группе.
Направленность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
"Шахматы" (стартовый уровень) по содержанию является физкультурно-спортивной; по
функциональному предназначению - учебно-познавательной; по форме организации кружковая; по времени реализации - годичной.
Программа направлена на создание условий для личностного и интеллектуального
развития обучающихся, формирования общей культуры и организации содержательного
досуга посредством обучения игре в шахматы. Способствует развитию у ребенка
эмоционального сознания, улучшают память и обучают стратегии.
Цель программы: создание условий для личностного и интеллектуального развития
детей, формирования общей культуры и организации содержательного досуга посредством
обучения игре в шахматы.
Задачи программы:
Образовательные:
- формировать устойчивый интерес детей к игре в шахматы;
- способствовать освоению детьми основных шахматных понятий;
- познакомить с правилами поведения партеров во время шахматной игры, учить
детей во время шахматной партии действовать в соответствие с этими правилами;
- учить детей взаимодействию между фигурами в процессе выполнения игровых
заданий, а также умению применять полученные знания о шахматных фигурах в процессе
игры.
Развивающие:
- развивать умение сравнивать, выявлять и устанавливать простейшие связи и
отношения, самостоятельно решать и объяснять ход решения учебной задачи;
- развивать
все
сферы
мышления,
память,
внимание,
наблюдательность,
воображение;
- способствовать активизации мыслительной деятельности дошкольника;
- приобщать ребенка к самостоятельному решению логических задач.
Воспитывающие:
- воспитывать,
усидчивость, целеустремленность, волю, организованность,
уверенность в своих силах, самостоятельность в принятии решений.
«Мир логики» имеет физкультурно-спортивную направленность, по содержанию
является общекультурной, по форме организации – групповой, по времени реализации –
годичной подготовки, уровень – базовый.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Мир логики» по
направлению является социально-гуманитарной по функциональному предназначению
учебно-познавательной, по форме организации – кружковой, по времени реализации–
годичной, уровень – базовый.
Содержание ДОО программы «Мир логики» направлено на воспитание интереса к
школьному предмету математика, развитие наблюдательности, геометрической зоркости,
умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, решать учебную задачу
творчески. Содержание может быть использовано для показа учащимся возможностей
применения тех знаний и умений, которыми они овладевают на уроках математики.
Цель программы: формирование и развитие математических способностей на основе
овладения в соответствии с возрастными возможностями детей необходимых знаний и
умений, создание условий для активной мотивации ребенка на занятиях в школе.
Задачи:
обучающие:
∙ формировать представления у школьников младшего звена об отношениях,
зависимостях объектов по размеру, количеству, величине, форме, расположению в
пространстве и во времени;
∙ научить
практическим
действиям сравнения,
счета,
вычислений,
измерения, классификации, преобразования
∙ научить пользоваться терминологией, высказываниями о производимых действиях,
изменениях, зависимостях предметов по свойствам, отношениям.
развивающие:
∙ развивать мыслительную деятельность и творческий подход в поиске способов
решения; ∙ развивать внимание, речь, память, воображение;
∙ развивать детскую активность, способность самостоятельно решать доступные
творческие задачи - занимательные, практические, игровые.
воспитательные:
∙ воспитывать у детей интерес к процессу познания, желание преодолевать трудности;
∙ воспитывать интеллектуальную культуру личности на основе овладения навыками
учебной деятельности.
∙ воспитывать организованность и самостоятельность.
Форма
организации
деятельнос
ти
Год
обучения
групповая
первый
10-14 лет
1
15
2
72
групповая
первый
14-17 лет
1
15
4
144
кружковая
первый
11-17
1
12
1
36
кружковая
первый
8-9 лет
1
12
2
72
кружковая
первый
10-15 лет
1
15
2
72
групповая
первый
8-10
1
10
2
72
групповая
первый
6-7
1
9
2
72
Количеств
о
учащихся
Название
объединения,
руководитель
Количество
групп
Направлен
ность
Возраст
Учебный план
дополнительного образования детей МБОУ СОШ с.Андриановичи
на 2025-2026 учебный год
Всего
Всего
часов
часов
на одну учебную на 1учебную
группу в
группу
неделю
«Баскетбол»
(10-14 лет)
Китенко Александр
Сергеевич
«Баскетбол»
(14-17 лет)
Художествен
ная
Китенко Александр
Сергеевич
«Юные инспектора
движения»
Долгова Дарья
Александровна
«Шахматы» (стартовый
уровень)
Жарков Николай
Николаевич
«ТАЛАНТиУМ»
Габова
Дарья Романовна
Технологичес
кая
«Компьютерная графика»
Медведенко Галина
Сергеевна
Физкультурноспортивная
Социальногуманитарная
«Мир логики»
Достижение социальной компетентности обучающихся определяется результативностью
обучения по дополнительной образовательной общеразвивающей программе (Приложение 1).
Приложение 1
Мониторинг достижений социальной компетентности
обучающихся по дополнительным образовательным общеразвивающим программам
Показатели
(оцениваемые
параметры)
1.1. Теоретические
знания
Критерии
Степень выраженности
оцениваемого качества
1. Теоретическая подготовка ребенка
Соответствие теоретических
Недостаточный уровень
знаний ребенка
Ребенок овладел менее чем ½ объема
программным требованиям знаний,
умений
и
навыков,
предусмотренных программой.
Средний уровень
Объем усвоенных знаний составляет более ½
Достаточный уровень
Ребенок освоил практически весь объем
знаний, предусмотренных программой за
конкретный период.
Оптимальный уровень
Ребенок полностью овладел знаниями,
умениями и навыками, заложенными в
программе, имеет высокие достижения
(дипломы, грамоты различного уровня)
1.2. Владение
специальной
терминологией
Осмысленность и
Недостаточный уровень
правильность
Ребенок
избегает
употреблять
использования специальной специальные термины.
терминологии
Средний уровень
Ребенок
сочетает
специальную
терминологию с бытовой.
Достаточный уровень
Специальные
осознанно.
термины
употребляет
Оптимальный уровень
2.1. Практические
умения и навыки,
предусмотренные
программой
Специальные
термины
употребляет
осознанно и в полном соответствии с их
содержанием.
2. Практическая подготовка ребенка
Соответствие практических
Недостаточный уровень
умений и навыков
Ребенок
овладел
менее
чем
½
программным требованиям предусмотренных умений и навыков.
Средний уровень
Объем усвоенных
составляет более ½.
умений
и
навыков
Достаточный уровень
Учащийся овладел практически всеми
умениями и навыками, предусмотренными
программой за конкретный период.
Оптимальный уровень
Ребенок полностью овладел знаниями,
умениями и навыками, заложенными в
программе, имеет высокие достижения
(дипломы, грамоты различного уровня).
2.2. Творческие
навыки
Креативность в выполнении Недостаточный уровень
практических заданий
Креативность в работах отсутствует.
Средний уровень
В
работах
проявляется
начальный
(элементарный)
уровень
развития
креативности. Учащийся в состоянии
выполнять лишь простейшие практические
задания педагога.
Достаточный уровень
Работы выполняются на репродуктивном
уровне. Ребенок выполняет в основном
задания на основе образца.
Оптимальный уровень
Творческий
практические
творчества
2.3. Развитие
воображения
уровень.
задания
с
Выполняет
элементами
Недостаточный уровень
Проявления
творческого
практически незаметны.
воображения
Средний уровень .
Проявляет творческое воображение в случае,
если педагог оказывают соответствующую
помощь.
Достаточный уровень.
Способен к выполнению
заданий самостоятельно.
творческих
Оптимальный уровень
Проявляет воображение при выполнении
всех творческих заданий.
3.1. Учебнокоммуникативные
умения: умение
слушать и слышать
педагога
3. Общеучебные умения и навыки воспитанника
Адекватность восприятия
Недостаточный уровень.
информации, идущей от
Ребенок испытывает затруднения при работе,
педагога
нуждается в постоянной помощи и контроле
педагога.
Средний уровень .
Умеет слушать и выполняет задания,
данные педагогом. Обращается за помощью
при необходимости.
Достаточный уровень .
Большую
часть
заданий
выполняет
самостоятельно.
Оптимальный уровень.
Работает самостоятельно.
3.2.Умение
организовать свое
рабочее место
Способность самостоятельно
Недостаточный уровень.
готовить свое рабочее место Учащийся испытывает затруднения в
к деятельности и убирать его организации своей деятельности и рабочего
за собой
места, нуждается в постоянной помощи и
контроле педагога. Освоил менее чем ½
правил техники безопасности.
Средний уровень.
Умеет организовать свою деятельность при
помощи педагога. Освоил более ½ правил
техники безопасности.
Достаточный уровень.
Самостоятельно может подготовиться к
выполнению различных заданий. Знает и
выполняет основные правила техники
безопасности.
Оптимальный уровень.
Самостоятельно готовится ко всем занятиям.
Строго
соблюдает
правила
техники
безопасности, следит за соблюдением
техники
безопасности
другими
воспитанниками.