РАЗДЕЛ №1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ Пояснительная записка Программа разработана на основе: Концепцией развития дополнительного образования детей до 2030г. Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» №273 – ФЗ от 29.12.2012г (с изменениями и дополнениями); Приказа Министерства Просвещения Российской Федерации от27 июля 2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 №28). Направленность программы «Дружина юных пожарных» по содержанию является социально-гуманитарная; по функциональному предназначению — учебно-познавательной; по форме организации — групповой; по времени реализации — двухгодичной. Новизна образовательной программы состоит в том, что изучение правил пожарной безопасности школьников предлагается в рамках дополнительного образования, что существенно расширяет возможности воспитания у подрастающего поколения военно- патриотических качеств личности. Особенностью образовательной программы «Юный пожарный» является выделение ценностных ориентиров: ценность гражданской позиции, как умение противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью и безопасности личности и общества в пределах своих возможностей; ценность доброжелательности, как доверие и внимание к людям, готовность к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается; ценность семьи, как основополагающей в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей; ценность личности, как самосовершенствование, самообразование и самовоспитание, развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества. Актуальность и педагогическая целесообразность создания образовательной программы «Юный пожарный» заключается в ознакомление учащихся с организацией системы профилактической работы по пожарной безопасности в жизнедеятельности человека. Учащиеся получают необходимые знания по правилам пожарной безопасности в жилых зданиях, летних лагерях, школах, сельской местности. Изучают первичные средства пожаротушения, умение работать с огнетушителем при возникновении пожара (практическая часть), действовать на пожарно-прикладной полосе. Получают знания по оказанию первой медицинской помощи пострадавшим на пожаре. Изучают знаки пожарной безопасности, знакомятся с пожарной техникой, пожаротехническим вооружением, средствами связи, системами автоматического пожаротушения, пожарной и охранно-пожарной сигнализации. Кроме того, программа предусматривает усвоение «методики подготовки и проведения массовых мероприятий по предупреждению и профилактике пожаров» среди дошкольников, младших школьников, подростков и населения. Знания, навыки и умения юные пожарные могут проверить и применять при проведении рейдов по выявлению и устранению нарушений противопожарного режима в школе, в походе, при проведении новогодних елок, бесед с дошкольниками, с младшими школьниками, в викторинах и эстафетах, в соревнованиях юных пожарных, экскурсиях, противопожарных конкурсах. Отличительной чертой программы является то, что год от года растет число пожаров в России, причем основное их количество приходится на жилой сектор. Страна теряет не только взрослых, но и детей. В настоящее время Россия занимает первое место в мире по числу людей, погибших при пожарах. Основными причинами пожаров являются: неосторожное обращение с огнем (до 50%), неисправность электрооборудования и приборов (около 20%), шалость детей с огнем (до 10%), поджоги (5-7%), неисправность печного отопления (10-11%). Для того чтобы опасность возникновения пожара по вине человека была минимальной, существуют правила пожарной безопасности, которые нужно не только знать и помнить, но и приучать себя выполнять в повседневной жизни. Чтобы правила безопасного поведения, привитые ребенку родителями и педагогами, переросли впоследствии в общую культуру пожаробезопасного поведения, требуется постоянная, целенаправленная работа. Поэтому актуальность образовательной программы «Юный пожарный» состоит в том, что она способствует формированию осознанного пожаробезопасного поведения школьников. Адресат программы: от 11 до 13 лет. Возраст от 11 до 13 лет характеризуется эмоциональной неустойчивостью и резкими колебаниями настроения, а наиболее бурные реакции возникают при попытке кого-либо из окружающих ущемить самолюбие подростка. Пик эмоциональной неустойчивости приходится у мальчиков на возраст 11 – 13 лет, у девочек – 13 - 15 лет. Характерной чертой этого возраста является любознательность, стремление к познанию и информации, но, как правило, подростки направляют умственную деятельность на ту сферу, которая больше всего их увлекает. А интересы их неустойчивы. Месяц, позанимавшись плаванием, подросток вдруг прокалывает ухо и вставляет серёжки, заявив, что в жизни нужно испытать все, затем, с тем же азартом, увлечется компьютерными играми, забыв о предыдущих увлечениях. Подросток считает себя уже достаточно взрослым и относится к себе как к взрослому и желает, чтобы родители и учителя относились к нему также. Но при этом его не смущает, что прав он требует больше, чем берет на себя обязанностей. И отвечать за что-то подросток не желает, разве что на словах. Стремление к самостоятельности выражается в том, что контроль и помощь отвергаются и все чаще родители слышат: «Я сам все знаю!». Такая самостоятельность еще один из основных конфликтов между родителями и детьми в подростковом возрасте. Появляются собственные вкусы, взгляды, оценки, линии поведения, пристрастие к музыке определенного типа. И родителям придется только смириться и постараться приучить своих чад отвечать за свои поступки. Очень важным для подростка является мнение о нем группы, к которой он принадлежит. Принадлежность к группе придает ему дополнительную уверенность в себе. На его поведение влияют и то положение, которое он занимает в группе и те качества, которые он приобретает в группе. Да и его особенности развития лучше всего проявляются в общении со сверстниками. Каждый подросток мечтает о закадычном друге, которому можно было бы доверять как самому себе, который будет предан и верен, несмотря ни на что. В друге ищут сходства, понимания, принятия. Друг удовлетворяет потребность в самопонимании. Практически, друг является аналогом психотерапевта. Дружба носит избирательный характер, измена не прощается. Но вкупе с подростковым максимализмом дружеские отношения носят своеобразный характер: с одной стороны – потребность в единственно преданном друге, с другой – частая смена друзей. Также у подростков существует значимая для него группа, чьи взгляды он принимает. Желание слиться с группой, ничем не выделяться, отвечающее потребности в эмоциональной безопасности, психологи рассматривают как механизм психологической защиты. Это может быть и дворовая компания, и класс, и друзья по спортивной секции. Такая группа является большим авторитетом в глазах ребенка, нежели сами родители, и именно она сможет влиять на его поведение и отношения с другими. К мнению членов этой группы подросток будет прислушиваться, а иногда - беспрекословно и фанатично. Именно в ней он будет пытаться утвердиться. Допускается формирование разновозрастных групп. Группа от 10 до 15 человек. Сроки реализации образовательной программы 2 года. Уровень программы «Дружина юных пожарных» – базовый. Формы обучения: Форма обучения – очная. Программа предусматривает такие методы и формы работы, которые дают возможность воспитанникам максимально проявлять свою активность в решении задач данной области, развивают их эмоциональное восприятие, знания, умения, навыки. Кроме занятий, бесед, проводится тестирование, обучающие игры, соревнования среди дружин юных пожарных Серовского городского округа и района, решение ситуационных задач и агитационная деятельность. А также являются обязательными практические занятия, по изучаемым темам, экскурсии в пожарную часть, спортивные тренировки по пожарно-прикладному спорту. В результате прохождения программного материала учащиеся, как правило знают: основные причины пожаров в жилом доме; правила сообщения о пожаре и вызова пожарных; сведения о подсобных средствах тушения пожара; правила пожарной безопасности в общественных местах; виды травм, полученных при пожаре; знаки пожарной безопасности; действий при возникновении пожара; история становления пожарного дела. умеют: эвакуироваться из здания; пользоваться всеми видами огнетушителей; оказывать посильную первую медицинскую помощь при травмах, полученных во время пожара; соблюдать правила пожарной безопасности; оценивать пожарную опасность в различных местах и при проведении различных работ; оценивать обстановку при возникновении задымления или загорания, принимать меры к тушению пожара; пользоваться первичными средствами пожаротушения, пожарными кранами, системами пожарной автоматики. владеют: первичными средствами пожаротушения и их возможностями; знаниями о боевой работе пожарных под разделениями; знаниями об ответственности за нарушения правил пожарной безопасности; знаниями о требованиях правил пожарной безопасности в различных зданиях и ситуациях. Режим занятий: 1 раз в неделю по 2 академических часа с перерывом на 10 – 15 минут в рамках каждого часа – первый год обучения; 1 раз в неделю по 2 академических часа с перерывом на 10 – 15 минут в рамках каждого часа – второй год обучения. Общая продолжительность обучения в объединении равна 144 часов, в том числе: первый год обучения – 72 часов. второй год обучения – 72 часов. На занятиях используются индивидуальные и групповые формы работы. Структура каждого занятия зависит от конкретной темы и решаемых задач. Целью образовательной программы «Юный пожарный» является формирование активной гражданской позиции подростков в процессе интеллектуального, духовно-нравственного и физического развития; патриотическое воспитание подрастающего поколения; социальное становление личности ребенка; формирование принципов безопасности личности обучающихся, их адаптации к жизни в обществе; создание основы для осознанного выбора профессии и дальнейшей учебы в высших и средне-специальных учебных заведениях МЧС России. Задачи: Воспитательные: 1. воспитание у подрастающего поколения высокого чувства патриотизма, гражданской ответственности, общественного долга, любви к профессии пожарного; 2. воспитание самодисциплины, силы воли, мужества, стойкости, стремления к преодолению трудностей; 3. воспитание чувства товарищества, взаимопомощи и поддержки. Образовательные: дать учащимся основы знаний, помогающие выжить в чрезвычайных ситуациях; дальнейшее развитие знаний в области истории Отечества и нашего края, физической культуры и спорта, медицины; приобретение знаний, умений и навыков работы с первичными средствами пожаротушения. Развивающие: 1. развитие детского технического творчества, развитие инициативы и эрудиции детей в процессе проведения тематических викторин, конкурсов, соревнований, смотров; 2. развитие познавательного интереса учащихся в процессе организации встреч с работниками пожарной охраны. УЧЕБНЫЙ ПЛАН ПРОГРАММЫ ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ № п\п 1. 2 3 4 5 Количество часов всего теория практика Раздел I: Становление пожарного дела и история пожарной охраны и добровольного пожарного общества (5 часов) Раздел, тема Борьба с пожарами на Руси и начало формирования противопожарной службы. Первые государственные указы по борьбе с пожарами. История развития пожарной охраны. Объявление даты создания пожарной охраны. Указ об установлении Дня Пожарной охраны. Роль Всероссийского добровольного пожарного общества в борьбе с пожарами. История создания ВДПО. Добровольные пожарные. Положение о ДЮП – цели, задачи, права и обязанности членов дружины. Образование Дружин юных пожарных в СССР. История пожарной охраны в с.Андриановичи Итого по разделу Форма контроля 1 1 1 1 1 1 1 1 тестирование 1 1 опрос 5 5 Раздел II: Профилактика пожаров (14 часов) 1. 2. 3 4 5 Основные правила пожарной безопасности. Что такое огонь. Пожар как явление. Как он происходит. Треугольник пожара. Характеристика горючей среды и источников зажигания. Разрушительная сила огня на пожарах. Классы пожаров. Пожарная безопасность в местах массового скопления людей. Причины пожаров в жилом доме. Действия при пожаре в квартире, подъезде, соседней квартире. Пожары на различных видах транспорта. Основные причины пожаров и меры предосторожности в окружающей среде. Лесные пожары. 2 1 1 Беседа опрос 2 1 1 Индивидуальн ые карточки беседа 2 1 1 тестированиие 2 1 1 презентация 1 Презентация Организация выставки 2 1 6 7 1. 2. 1. 2. 3. 4. 1. 2 Молниезащита. Меры 2 1 предосторожности от поражения молнией. Способы прекращения пожаров. 2 1 Противопожарный режим в школе. Итого по разделу 14 7 Раздел III: Аварийные ситуации (4часа) Особенности современного жилища. Опасные факторы пожара (ОФП).Их 1 1 воздействие на человека. Чрезвычайные ситуации в быту: 3 1 поражение током, утечка газа, разрушение. Итого по разделу 4 2 Раздел IV: Первичные средства пожаротушения (9часов) Первичные средства пожаротушения. 2 1 Классификация, назначение. Виды огнетушителей. Применение и назначение. Свойства огнетушащих 3 1 веществ. Пожарный кран как первичное средство пожаротушения. Правила 2 1 пользования внутренним пожарным краном. Правила использования огнетушителя. 2 1 Итого по разделу: 9 4 Раздел V: Люди огненной профессии (16 часов) 3 Основы профессии пожарного Пожарно-техническое вооружение (ПТВ), его виды и назначение. Особенности службы «01». 4 Боевая одежда пожарного. 5 6 Спасательные узлы в работе пожарных. Пожарная техника. Виды. 2. 3. Анатомия и физиология человека. Поражение током. Оказание первой помощи. Ожоги. Виды ожогов. Оказание первой помощи. Обморожение. помощи. Оказание первой Индивидуальн ые карточки 1 тестирование 7 опрос 2 Тематический кроссворд 2 1 беседа 2 презентация 1 Видеоматериал 1 5 презентация 1 1 презентация 1 1 наблюдение 2 1 1 4 2 2 4 2 2 4 2 2 Итого по разделу 16 9 Раздел VI: Доврачебная медицинская подготовка (8 часов) 1. 1 Устный/письмен ный опрос Организация выставки наблюдение Организация выставки 7 2 1 1 презентация 2 1 1 Наблюдение Проблемные вопросы 2 1 1 наблюдение 4. Оказание первой помощи при отравлении угарным газом. Способы искусственного дыхания. Транспортировка пострадавших. 2 1 Итого по разделу 8 4 Раздел VII: Пожарно-прикладной спорт(12часов) 1 1 4 Основа профессиональной подготовки. Требования к проведению соревнований по пожарноприкладному спорту. Подготовка участников соревнований. Преодоление полосы с препятствиями. 6 2 4 2. Боевое рукава. 3 1 2 3. Пожарная эстафета. 2 1 1 4 Итоговое занятие. 1 1 12 72 5 38 развертывание Итого по разделу Итого по плану пожарного Наблюден ие Анкетиро вание Контроль ные задания Тестиро вание Устный опрос соревнов ания соревнов ание соревнов ания защита реферато в 7 34 Содержание учебного плана первого года обучения РАЗДЕЛ I. СТАНОВЛЕНИЕПОЖАРНОГОДЕЛА(5ЧАСОВ) Организация пожарной службы на Руси связана с именем великого князя Московского и всея Руси Ивана III. Опустошительные пожары на Древней Руси. Ознакомление учащихся с историей формирования противопожарной службы. Первые попытки организовать борьбу с пожарами при Иване Грозном; развитие пожарной охраны при Петре I, Екатерине II; пожары Москвы; научно-технические достижения в области предупреждения и тушения пожаров. Необходимость организованных государственных мер по борьбе с пожарами. Государственная противопожарная служба. Цель её создания. Структура: пожарные части, государственный пожарный надзор. Издание документа «Наказ о градском благочинии». Медали «За отвагу», «За спасение погибавших». Закон РФ «О пожарной безопасности». Указ Президента РФ «Об установлении Дня пожарной охраны». Добровольные пожарные формирования (ДПО, ВДПО): направления деятельности пожарной охраны и добровольных пожарных. История создания Всероссийского добровольного пожарного общества. Роль ВДПО в борьбе с пожарами. Цели и задачи дружин юных пожарных, назначение их работы, виды деятельности. Положение о ДЮП. Практическое занятие: - знакомство с работой и деятельностью работников пожарной части. - экскурсия в пожарную часть, на городскую пожарно-техническую выставку. - составление словарика научно-технических терминов, оформление альбома по истории пожарного дела в России. РАЗДЕЛ II. ПРОФИЛАКТИКАПОЖАРОВ (14 ЧАСОВ) Что такое огонь? Пожар как явление. Основные характеристики горючей среды и источников зажигания Понятие о физико-химических основах горения. Огонь — друг и враг человека; какую пользу приносит огонь человеку; как человек научился управлять огнём. Последствия пожаров в жилых домах и других зданиях. Почему надо знать и строго соблюдать меры предосторожности в обращении согнём; недопустимость игр детей с огнем. Классы пожаров. Пожарная безопасность-комплекс организованных мероприятий и технических средств, направленных на предотвращения пожара. Инженерно-технические мероприятия. Противопожарный режим. Правила содержания и эксплуатации первичных средств пожаротушения, внутренних пожарных кранов. Технические и автоматические средства противопожарной защиты. Правила пожарной безопасности в школе и в быту Освоение умений и навыков профилактики пожарной безопасности в образовательных и культурно-зрелищных учреждениях, в быту. Правила содержания зданий и помещений, виды и назначение путей эвакуации при пожаре. Движение во время эвакуации. Требования к содержанию эвакуационных путей. Анализ причин гибели людей при пожарах. Пожары на транспорте. Причины транспортных пожаров. Правила поведения пассажиров городского транспорта. Правила поведения пассажиров на междугородном транспорте (воздушном, железнодорожном, водном). Лесные пожары. Виды лесных пожаров. Тушение лесных пожаров. Тушение торфяных полей. Правила поведения в лесу, у водоёма, в зоне отдыха людей. Меры предосторожности от поражения молнией. Практические занятия: - лабораторная работа (демонстрация особенностей возгорания различных горючих материалов) - решение ситуационных задач по выходу из пожароопасных ситуаций вовремя пожара в различных видах транспорта и в помещениях с массовым пребыванием людей; - составление таблиц по результатам изучения материалов местной печати о пожарах, произошедших в Свердловской области. РАЗДЕЛ III. АВАРИЙНЫЕСИТУАЦИИ(4часа) Особенности современного жилища: чем оно опасно для человека (наличие большого количества мощных электроприборов, горючие отделочные материалы, обилиебытовой химии).Виды опасных и вредных факторов современного жилища. Неосторожное обращение с огнем – причина возникновения пожара. Анализ возникновения пожаров. Неосторожное обращение с огнем при курении, пользовании приборами освещения с открытым пламенем. Небрежность при курении. Нарушение правил пожарной безопасности при эксплуатации электрических приборов. Неисправность электропроводки или нарушения правил эксплуатации электросети. Нарушение правил пожарной безопасности при эксплуатации бытовых газовых приборов. Отчего происходят пожары? Данные по пожарам за последний год. Рассказы о некоторых характерных пожарах. Основные причины пожаров. Основы профилактики пожаров. Предупреждение травматизма и несчастных случаев во время пожаров. Рассказы о некоторых крупных пожарах. Опасные факторы пожара: повышенная температура, задымление, изменение состава газовой среды, пламя, искры, токсичные продукты горения, пониженная концентрация кислорода. Влияние ОФП на организм человека. Практические занятия: - Решение различных чрезвычайных ситуаций. - Подготовка иллюстративных материалов для проведения бесед по профилактике пожарной безопасности дома и в образовательных учреждениях. РАЗДЕЛ IV. ПЕРВИЧНЫЕСРЕДСТВА ПОЖАРОТУШЕНИЯ(9ЧАСОВ) Классификация первичных средств пожаротушения (пожарные щиты, огнетушители, пожарный кран, кошма). Виды, назначения, правила содержания и порядок применения первичных средств тушения пожаров. Классификация и виды огнетушителей, область их применения. История возникновения и развития огнетушащих веществ. Технические характеристики огнетушащих веществ. Выбор огнетушащих веществ при тушении различных материалов. Особенности применения различных видов огнетушителей в зависимости от класса пожара. Практические занятия: - Практическое использование огнетушителя. - Проверка состояния первичных средств пожаротушения в данном образовательном учреждении и в других муниципальных учреждениях. РАЗДЕЛ V. ЛЮДИ ОГНЕННОЙ ПРОФЕССИИ (16 ЧАСОВ) Основы профессии пожарного. Понятие о героической профессии. Необходимость профессии пожарного. Готовность пожарных немедленно прийти на помощь. Опасность огненной профессии. Условия, в которых работает пожарный. Формирование необходимых волевых и морально-психологических качеств. Приобретение навыков слаженной работы в составе группы. Знакомство с работой государственной противопожарной службы (структура, должности, полномочия). Встреча с сотрудниками пожарной охраны. Виды ПТВ и работа с пожарно-техническим вооружением. Знакомство с пожарной техникой. Виды, назначение пожарной техники. Общее устройство пожарных автомобилей, размещение на них пожарного оборудования. Боевая одежда пожарного. Средства спасения при работе пожарного. Виды спасательных узлов. Практические занятия: - экскурсия в пожарную часть; одевание боевой одежды пожарного; вязка спасательных узлов на время; встреча с ветеранами пожарной службы; - моделирование пожарных машин. РАЗДЕЛ VI. ДОВРАЧЕБНАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ПОДГОТОВКА (8ЧАСОВ) Анатомия и физиология человека. Органы дыхания, значение их для деятельности организма. Сердечно-сосудистая система. Освоение приёмов оказания первой доврачебной помощи. Оказание помощи пострадавшему при ударе электрическим током. Виды и степени ожогов, доврачебная помощь при ожогах. Обморожение. Оказание первой помощи пострадавшему при обморожении. Угарный газ. Степень его воздействия на организм человека. Отравление продуктами горения, первая помощь. Способы искусственного дыхания. Транспортировка пострадавших. Практические занятия: - тренинги по освоению приемов по оказанию первой доврачебной помощи пострадавшим. РАЗДЕЛ VII. ПОЖАРНО-ПРИКЛАДНОЙ СПОРТ (12ЧАСОВ) Основа профессиональной подготовки. Физическая подготовка учащихся.Правила проведения соревнований по различным видам пожарно-прикладного спорта (общие положения, старт, бег на дистанцию, финиш). Требования к проведению соревнований по пожарно-прикладному спорту. Требования к участникам. Особенности данного вида спорта. Правила соревнований. Показатели нормативов спортивных разрядов. Практические занятия: - учебно-тренировочные занятия: преодоление полосы с препятствиями; - пожарная эстафета (5х80,4х100); - боевое развертывание. УЧЕБНЫЙ ПЛАН ПРОГРАММЫ ВТОРОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ № п\п Раздел, тема Количество часов всего теория Раздел I: Общественно-государственная подготовка(5часов) 1 2 3 4. 1. Символика МЧС. 2 1 Обязанности личного состава. 1 1 Кодекс чести сотрудника системы МЧС. 1 1 Порядок приема на службу в ГПС, Перемещение по службе, порядок 1 1 увольнения со службы. 5 4 Итого по разделу Раздел II: Профилактика пожаров на объектах (8часов) Общие принципы обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений. 2 1 Форма контроля практ ика 1 1 1 беседа презентация 2. 3 4 Знаки пожарной безопасности. 2 1 Строительные материалы, их свойства, 2 1 классификация по пожарной опасности. Огнестойкость зданий и сооружений. Причины возникновения пожаров в 2 1 электроустановках. Итого по разделу 8 4 Раздел III: Пожарное и аварийно-спасательное оборудование (6часов) 1 выставка 1 презентация 1 тестирование 4 1. Пожарно-техническое и аварийноспасательное оборудование. 4 2 2 Спасательные средства. Ручные пожарные лестницы. Пожарные рукава, соединительная арматура и пожарные стволы. 2. Системы противопожарного 1 1 водоснабжения. Мотопомпы; 2 устройство и назначение. 6 3 3 Итого по разделу Раздел IV: Тактика тушения пожаров и проведение аварийно-спасательных работ (12 часов) 1. 2. 3. 4. 1. 2 3 4 5 Основы пожарной тактики. Основные Задачи ГПС. Понятие о пожаре, фазы развития пожара. Классификации пожара. Общая характеристика боевых действий по тушению пожаров. Боевое развертывание. Ликвидация горения. Итого по разделу: беседа 2 2 4 2 4 1 3 2 12 1 6 1 6 Раздел V: Общие сведения о системах противопожарной защиты в организациях (16часов) Назначение, область применения 1 автоматических систем пожаротушения 2 и сигнализации. Классификация, основные параметры, 2 1 Пожарных извещателей. Принцип действия, устройство систем пожаротушения: водяного, пенного, 2 газового и порошкового 4 пожаротушения. Виды самосрабатывающих огнетушителей. Пиростикеры. Назначение, виды, основные элементы 4 2 установок противодымной защиты. Системы дымоудаления. Ответственность за нарушение 4 1 требований пожарной безопасности. 16 7 Итого по разделу Письменный опрос 2 тестирование Видеоматериал проект 1 1 2 презентация 2 тестирование 3 9 Раздел VI: Психологические основы профессиональной деятельности пожарного в современном обществе (8 часов) 1. 2. 3. 4. 1 2. 3. 4. 5. Психологическая подготовка пожарного 1 к действиям в чрезвычайных ситуациях. 2 Профессионально-важные качества 2 1 пожарного. Психологические особенности 2 1 поведения населения в чрезвычайных ситуациях. Методы управления психическим Состоянием при действиях в 2 1 чрезвычайных ситуациях. Итого по разделу 8 4 Раздел VII: Пожарно-прикладной спорт(13часов) Преодоление 80 и 100-метровой полосы с препятствиями. Боевое развертывание пожарного рукава. Пожарная эстафета. Подготовка и защита проектов. Итоговое занятие Итого по разделу Итого по плану 1 1 1 1 4 2 2 соревнование 2 2 соревнование 2 6 1 13 72 2 5 1 12 41 соревнование проект тестирование 1 1 31 Содержание учебного плана второго года обучения РАЗДЕЛ I. ОБЩЕСТВЕННО-ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДГОТОВКА (5 часов) Основной символ РФ по ЧС. Об утверждении эмблемы МЧС России. Виды эмблем. Нарукавные знаки на различные виды форменной одежды. Обязанности газодымозащитника, диспетчера, должностных лиц пожарной части, начальника караула, начальника 1 караула (2, 3, 4), пожарного, руководителя тушения пожара (РТП). Кодекс чести сотрудника системы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий определяет моральные принципы и правила его поведения. Репутация сотрудника системы МЧС России, право на доверие и поддержку граждан Российской Федерации. Долг чести сотрудника системы МЧС России – быть примером в исполнении Конституции Российской Федерации, законов Российской Федерации, верным гражданскому и служебному долгу, присяге сотрудника органов внутренних дел, глубоко осознавать свою личную ответственность за добросовестное исполнение функциональных обязанностей в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах. Порядок приема на службу в ГПС, перемещение по службе, порядок увольнения со службы. Практическиезанятия: - Разработка символа МЧС по собственным представлениям. - Составление собственного кодекса чести. - Написание сочинения-рассуждения на тему: «Смогу ли я стать пожарным». РАЗДЕЛ II. ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ (8 часов) Понятие «профилактика пожаров» и ее задачи. Понятие о направлениях обеспечения пожарной безопасности населенных пунктов и объектов. Горючая среда, источник зажигания и условия распространения пожара. Возможные препятствия при вынужденной эвакуации в аварийной ситуации. Основные направления обеспечения безопасности людей на пожаре. Понятие об эвакуации. Общие требования к путям эвакуации. Количество эвакуационных выходов из помещений и зданий, ширина и протяженность путей эвакуации, допустимость использования наружных эвакуационных лестницы. Знаки пожарной безопасности. Классификация знаков, их назначение. Строительные материалы, их свойства, классификация по пожарной опасности. Огнестойкость зданий и сооружений. Значение строительных материалов в обеспечении пожарной безопасности зданий и сооружений. Предел огнестойкости. Характерные причины пожаров от электроустановок (статистические данные). Основные направления их предотвращения. Короткие замыкания (КЗ). Профилактика КЗ. Практические занятия: - Проверка состояния путей эвакуации образовательного учреждения; - Тестирование по знакам ПБ; - Проверка огнестойкости обработанных деревянных конструкций. РАЗДЕЛ III. ПОЖАРНОЕИ АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНОЕОБОРУДОВАНИЕ (6часов) Пожарно-техническое и аварийно-спасательное оборудование. Виды спасательных устройств, их назначение, тактико-технические характеристики. Ручной и немеханизированный пожарный инструмент: лопаты, багры, крюки, топоры, пилы. Комплект для резки электропроводов (ножницы, резиновый коврик, калоши (боты), рукавицы), ножницы для резки оконных решеток. Аварийно-спасательный инструмент (электрический, пневматический, гидравлический и специальный) и оборудование. Общие сведения о принципе действия и схеме работы кислородного изолирующего противогаза и аппаратов со сжатым воздухом. Средства индивидуальной защиты органов дыхания (ГДЗК, самоспасатели). Виды ручных пожарных лестниц. Назначение и устройство лестниц. Область и правила применения каждой лестницы. Классификация и виды пожарных рукавов. Всасывающие рукава, их назначение и краткая характеристика. Всасывающая сетка, ее назначение, устройство и использование. Напорные рукава, их назначение и краткая характеристика. Стандартная длина и диаметры рукавов. Пожарные стволы для подачи воды (перекрывные, распылители, комбинированные, лафетные), насадки и их назначение. Значение водоснабжения в системе мероприятий, обеспечивающих пожарную безопасность объектов и населенных пунктов. Разновидность и расположение водоисточников. Устройство для забора воды с поверхности водоисточника. Противопожарный водопровод. Пожарный гидранти пожарная колонка. Мотопомпы. Практические занятия: - Определение вида пожарной лестницы, диаметра рукава, пожарного ствола; - надевание средств защиты органов дыхания. РАЗДЕЛ IV. ТАКТИКА ТУШЕНИЯ ПОЖАРОВ И ПРОВЕДЕНИЕ АВАРИЙНОСПАСАТЕЛЬНЫХ РАБОТ (12 часов) Основы пожарной тактики. Задачи подразделений ГПС: спасание людей и материальных ценностей, тушение пожара и обеспечение ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. Понятие о пожаре и его признаках. Понятие о развитии пожара. Фазы развития пожара во времени и их характеристика. Понятие о пожаре и его признаках. Понятие о развитии пожара. Фазы развития пожара во времени и их характеристика. Классификация пожаров: группы пожаров (на открытых пространствах, в ограждениях), разновидности пожаров (на гражданских, промышленных, сельскохозяйственных объектах, на транспорте, в лесном фонде; малые, средние, крупные; подземные, наземные; средневысотные, высотные). Условия прекращения горения. Принципы прекращения горения: охлаждение зоны горения и реагирующих веществ, изоляция реагирующих веществ от зоны горения, химическое торможение реакции горения. Проведение разведки пожара. Цель и задачи разведки пожара. Определение обстановки пожара по внешним признакам. Спасание людей на пожаре – важнейший вид боевых действий. Примеры самоотверженной работы пожарных по спасанию людей. Пути, способы и средства спасения. Понятие о боевом развертывании подразделений на пожаре. Основные требования, предъявляемые к боевому развертыванию. Этапы боевого развертывания (подготовка к боевому развертыванию, предварительное и полное развертывание), их сущность и подаваемые команды. Ликвидация горения. Выполнение специальных работ на пожаре. Отключение электрических сетей и установок: случаи, условия, порядок и способы отключения, требования безопасности. Действия под разделений после ликвидации пожара. Практические занятия: - по предложенным признакам определить вид пожара; - составить план тактического ведения хода пожара в различных условиях и обстоятельствах. РАЗДЕЛ V. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О СИСТЕМАХ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ ЗАЩИТЫ В ОРГАНИЗАЦИЯХ (16 часов) Назначение, область применения автоматических систем пожаротушения и сигнализации. Классификация, основные виды пожарных извещателей. Правила монтажа и эксплуатации. Техническое обслуживание и контроль заработоспособностью. Принцип действия, устройство систем пожаротушения: водяного, пенного, газового и порошкового пожаротушения. Техническое обслуживание и контроль заработоспособностью систем. Виды самосрабатывающих огнетушителей, их устройство. Пиростикеры. Назначение, виды, основные элементы установок противодымной защиты. Основные требования норм и правил к системам противодымной защиты. Эксплуатация и проверка систем противодымной защиты. Ответственность, предусмотренная за нарушение требований пожарной безопасности: дисциплинарная, административная, уголовная. Административный кодекс РФст.20.4, Уголовный кодекс РФ ст.219. Практические занятия: - работа с автономным пожарным извещателем; - практическое ознакомление с системами противопожарной защиты образовательного учреждения; - тренировки по эвакуации людей; - определить меру воздействия за нарушение требований ПБ согласно кодексам. РАЗДЕЛ VI. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОЖАРНОГО В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ (8 часов) Спасание людей – смыслообразующая основа жизни пожарного, доминирующий мотив профессии. Профессиональное становление пожарного. Роль морального фактора, примеры самоотверженных действий пожарных при аварии на ЧАЭС, в других чрезвычайных ситуациях. Роль профессиональных традиций и истории пожарного дела в формировании личностных качеств пожарного. Демонстрация документальных киновидеофильмов. Возрастание социальной значимости профессии пожарного в связи с ростом своевременных условиях числа аварий и катастроф техногенного и природного характера. Методы психологической подготовки к действиям в чрезвычайных ситуациях, создание моделей чрезвычайных ситуаций. Отработка навыков по принятию решений в условиях неопределенности, дефицита времени, внезапного изменения обстановки; психологическая закалка, демонстрация учебных фильмов. Профессионально-важные качества пожарного. Понятие о профессионально-важных качествах, их роль в обеспечении успешной деятельности пожарного. Психологические особенности пожарного, требуемые для профессиональной деятельности: личностные характеристики: эмоциональная устойчивость в экстремальных условиях, стиль взаимоотношений в отряде, готовность к риску, дисциплинированность, настойчивость и целеустремленность при ведении спасательных работ; статистические и динамические характеристики психических процессов: зрительного и слухового восприятия, пространственного представления, пространственной ориентировки, внимания, памяти, мышления в экстремальных условиях функционирования; способности к управлению собственным состоянием и работоспособностью, к мобилизации психических и физических резервов организма, к воздействию на других пожарных в критической обстановке, творческой организации деятельности в условиях неопределенности. Карта наблюдения за личным составом. Психологическое воздействие обстановки при чрезвычайных ситуациях техногенного и природного характера. Факторы, оказывающие травмирующее воздействие на психику человека: масштаб события, скорость его развития, опасность для жизни, потеря близких, утрата материальных ценностей, резкое изменение жизненного уклада, наличие массовых жертв, дефицит информации, потеря управления. Индивидуальные и коллективные формы панических реакций в чрезвычайных ситуациях. Условия их возникновения, методы предупреждения и пресечения паники при ведении спасательных работ. Поведение пожарного среди паникующей и социально напряженной толпы, в условиях боевых действий, терроризма, уголовной среде. Массовое помешательство при галлюцинации. Приемы противодействия слухам. Разбор конкретных ситуаций из практики ведения спасательных работ. Методы управления психическим состоянием при действиях в чрезвычайных ситуациях. Психологическая подготовленность, опыт действий в чрезвычайных ситуациях, индивидуальные особенности – факторы, определяющие психологическую устойчивость пожарного. Изменение текущего состояния пожарного при ведении работ в условиях риска, опасности для жизни, неопределенности, лимита времени, длительных и интенсивных физических нагрузок, острых эмоциональных воздействий (работа с ранеными, погибшими). Субъективные и оперативные признаки состояний перевозбуждения, апатии, боевой готовности. Страх, его проявления. Практические занятия: - проведение тестирования с целью выявления особенностей мотивации поведения обучаемых; - тренинг психологической устойчивости к стрессам; - проведение тестирования обучаемых с целью выявления степени развития необходимых профессионально-важных качеств, умений и навыков; - демонстрация документальных кино фильмов, комментарии беседа по результатам их просмотра; - аутогенная тренировка, техника ее проведения; - дыхательные и физические упражнения. Приемы психической саморегуляции. Отработка навыков вывода пострадавшего из обморочного состояния; - составление карты наблюдения за личным составом. РАЗДЕЛ VII. ПОЖАРНО-ПРИКЛАДНОЙСПОРТ (13часов) Практические занятия: - Изучение правил соревнований по пожарно-прикладному спорту и нормативов спортивных разрядов. Учебно-тренировочные занятия: преодоление полосы с препятствиями; подъем по штурмовой лестнице; пожарная эстафета; боевое развертывание. - Помощь в подготовке к написанию и защите проектов в области пожарной безопасности. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ В результате освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Дружина юных пожарных» у обучающихся формируются: Личностные результаты: К концу 1-го года обучения - усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения при возникновении пожара; - формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни; - формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов; - формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания; - освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; - развитие правового мышления и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; К концу 2-го года обучения: - формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности; - потребностей соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности. Метапредметные результаты: - умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; - умение самостоятельно планировать пути достижения целей защищённости, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; - умение соотносить свои действия с планируемыми результатами курса, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в опасных и чрезвычайных ситуациях в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; - умение оценивать правильность выполнения учебной задачи в области безопасности жизнедеятельности, собственные возможности её решения; - владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; К концу 2-го года обучения - умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; - умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; - формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий; - усвоение приёмов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, в том числе оказание первой помощи пострадавшим. Предметные результаты: К концу 1-го года обучения - знания об опасных и чрезвычайных ситуациях; о влиянии их последствий на безопасность личности, общества и государства; о государственной системе обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций; об организации подготовки населения к действиям в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций; о здоровом образе жизни; об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях; о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности; - предвидение возникновения опасных ситуаций по характерным признакам их появления, а также на основе анализа специальной информации, получаемой из различных источников; - навык принятия решений и выработки плана действий в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей; - навык анализа явлений и событий природного и социального характера, причин их возникновения и возможных последствий; К концу 2-го года обучения - навык проектирования модели личного безопасного поведения; - навык ведения дискуссии, поиска компромиссного решения в различных ситуациях; - навык эстетической оценки красоты окружающего мира и сохранения его; - сформированная установка на здоровый образ жизни; - умение оказывать первую медицинскую помощь. РАЗДЕЛ №2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ № п/п Месяц число Время проведения занятия 16:00-16:40 16:50-17:30 Форма занятия Лекция Колво часов 1 1 16:00-16:40 16:50-17:30 Лекция 1 16:00-16:40 16:50-17:30 16:00-16:40 16:50-17:30 16:00-16:40 16:50-17:30 Лекция Лекция, практические задания 1 2 Тема занятия Место проведения Борьба с пожарами на Руси и начало формирования противопожарной службы. Первые государственные указы по борьбе с пожарами. История развития пожарной охраны. Объявление даты создания пожарной охраны. Указ об установлении Дня Пожарной охраны. Роль Всероссийского добровольного пожарного общества в борьбе с пожарами. История создания ВДПО. Добровольные пожарные. Положение о ДЮП – цели, задачи, права и обязанности членов дружины. Образование Дружин юных пожарных в СССР. История пожарной охраны в с.Андриановичи Основные правила пожарной безопасности. Что такое огонь. Пожар как явление. Как он происходит. класс Форма контроля класс Тестирование класс класс опрос Беседа опрос 16:00-16:40 16:50-17:30 16:00-16:40 16:50-17:30 16:00-16:40 16:50-17:30 16:00-16:40 16:50-17:30 16:00-16:40 16:50-17:30 16:00-16:40 16:50-17:30 16:00-16:40 16:50-17:30 16:00-16:40 16:50-17:30 16:00-16:40 16:50-17:30 Лекция, практические задания Лекция, практические задания 2 Лекция, практические задания Лекция, практические задания Лекция, практические задания Лекция, практические задания Лекция, практические задания Лекция, практические задания Лекция, практические задания 2 2 2 2 2 1 3 2 Треугольник пожара. Характеристика горючей среды и источников зажигания. Разрушительная сила огня на пожарах. Классы пожаров. Пожарная безопасность в местах массового скопления людей. класс Причины пожаров в жилом доме. Действия при пожаре в квартире, подъезде, соседней квартире. Пожары на различных видах транспорта. класс Основные причины пожаров и меры предосторожности окружающей Среде. Лесные пожары. Молниезащита. Меры предосторожности от поражения молнией. Способы прекращения пожаров. Противопожарный режим в школе. класс Особенности современного жилища. Опасные факторы пожара (ОФП).Их воздействие на человека. Чрезвычайные ситуации в быту: поражение током, утечка газа, разрушение. Первичные средства пожаро-тушения. Классификация, назначение. класс класс класс класс класс класс Индивидуальные карточки Опрос Тестирование Презентация Презентация организация выставки Индивидуальные карточки Тестирование Опрос Тематический кроссворд Беседа 16:00-16:40 16:50-17:30 16:00-16:40 16:50-17:30 16:00-16:40 16:50-17:30 16:00-16:40 16:50-17:30 16:00-16:40 16:50-17:30 16:00-16:40 16:50-17:30 16:00-16:40 16:50-17:30 16:00-16:40 16:50-17:30 16:00-16:40 16:50-17:30 16:00-16:40 16:50-17:30 16:00-16:40 16:50-17:30 Лекция, практические задания Лекция, практические задания 3 Лекция, практические задания Лекция, практические задания Лекция, практические задания Лекция, практические задания Лекция, практические задания Лекция, практические задания Лекция, практические задания Лекция, практические задания Лекция, практические 2 Виды огнетушителей. Применение и назначение. Свойства огнетушащих веществ. Пожарный кран как первичное средство пожаротушения. Правила пользования внутренним пожарным краном. Правила использования огнетушителя. 1 Основы профессии пожарного класс 1 Пожарно-техническое класс наблюдение 2 вооружен ие (ПТВ), его виды и назначение. Особенности службы “01”. класс Устный/письменный опрос 4 Боевая одежда пожарного. класс Организация выставки 4 Спасательные узлы в работе пожарных. класс наблюдение 4 Пожарная техника. Виды. класс Организация выставки 2 Анатомия и физиология человека. Поражение током. Оказание первой помощи. Ожоги. Виды ожогов. Оказание первой помощи. класс Прзентация класс Наблюдение Проблемные 2 2 класс класс класс презентация Видео материал Презентация презентация 16:00-16:40 16:50-17:30 16:00-16:40 16:50-17:30 16:00-16:40 16:50-17:30 16:00-16:40 16:50-17:30 16:00-16:40 16:50-17:30 16:00-16:40 16:50-17:30 задания Лекция, практические задания Лекция, практические задания Лекция, практические задания 2 Обморожение. помощи. 2 2 Оказание первой помощи при отравлении угарным газом. Способы искусственного дыхания. Транспортировка пострадавших Основа профессиональной подготовки. Требования к проведению соревнований по пожарно-прикладному спорту. Подготовка участников соревнований. Преодоление полосы с препятствиями. Боевое развертывание пожарного рукава. Пожарная эстафета. 1 Итоговое занятие. 6 3 Беседа Оказание первой класс класс спортзал вопросы Наблюдение Наблюдение Анкетирование Контрольные задания Тестирование Устный опрос Соревнования спортзал соревнование спортзал соревнование класс беседа КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК ВТОРОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ № п/п Месяц Число Время проведения занятия 16:00-16:40 16:50-17:30 16:00-16:40 16:50-17:30 16:00-16:40 16:50-17:30 16:00-16:40 16:50-17:30 16:00-16:40 16:50-17:30 16:00-16:40 16:50-17:30 16:00-16:40 16:50-17:30 16:00-16:40 16:50-17:30 16:00-16:40 16:50-17:30 Форма занятия Лекция, практические задания Лекция, практические задания Лекция, практические задания Лекция, практические задания Лекция, практические задания Лекция, практические задания Лекция, практические задания Лекция, практические задания Лекция, практические задания Колво часов 2 Тема занятия Место проведения Символика МЧС. класс 1 Обязанности личного состава. класс 1 Кодекс чести сотрудника системы МЧС. класс 1 класс 2 Порядок приема на службу в ГПС, Перемещение по службе, порядок увольнения со службы. Общие принципы обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений. 2 Знаки пожарной безопасности. класс Строительные материалы, их свойства, классификация по пожарной опасности. Огнестойкость зданий и сооружений. Причины возникновения пожаров в электроустановках. класс Пожарно-техническое и аварийноспасательное оборудование. Спасательные средства. Ручные класс 2 2 4 Форма контроля беседа презентация класс класс выставка презентация тестирование 16:00-16:40 16:50-17:30 16:00-16:40 16:50-17:30 16:00-16:40 16:50-17:30 16:00-16:40 16:50-17:30 16:00-16:40 16:50-17:30 16:00-16:40 16:50-17:30 16:00-16:40 16:50-17:30 16:00-16:40 16:50-17:30 16:00-16:40 16:50-17:30 16:00-16:40 Лекция, практические задания Лекция, практические задания Лекция, практические задания Лекция, практические задания Лекция, практические задания Лекция, практические задания Лекция, практические задания Лекция, практические задания Лекция, практические задания Лекция, класс Письменный опрос 2 пожарные лестницы. Пожарные рукава, соединительная арматура и пожарные стволы. Системы противопожарного водоснабжения. Мотопомпы; устройство и назначение. Основы пожарной тактики. Основные Задачи ГПС. класс беседа 4 Понятие о пожаре, фазы развития пожара. Классификации пожара. класс тестирование 4 Общая характеристика боевых действий по тушению пожаров. Боевое развертывание. класс Видеоматериал 2 Ликвидация горения. класс проект Назначение, область применения автоматических систем пожаротушения и сигнализации. Классификация, основные параметры, Пожарных извещателей. класс Принцип действия, устройство систем пожаротушения: водяного, пенного, газового и порошкового пожаротушения. Виды самосрабатывающих огнетушителей. Пиростикеры. Назначение, виды, основные элементы установок противодымной защиты. Системы дымоудаления. Ответственность за нарушение требований класс презентация класс Тестирование 2 2 2 4 4 4 класс класс 16:50-17:30 16:00-16:40 16:50-17:30 16:00-16:40 16:50-17:30 16:00-16:40 16:50-17:30 16:00-16:40 16:50-17:30 16:00-16:40 16:50-17:30 16:00-16:40 16:50-17:30 16:00-16:40 16:50-17:30 16:00-16:40 16:50-17:30 16:00-16:40 16:50-17:30 пожарной безопасности. практические задания Лекция, практические задания Лекция, практические задания Лекция, практические задания Лекция, практические задания 2 Психологическая подготовка пожарного к действиям в чрезвычайных ситуациях. класс 2 Профессионально-важные качества пожарного. класс 2 Психологические особенности поведения населения в чрезвычайных ситуациях. класс 2 класс 2 Методы управления психическим Состоянием при действиях в чрезвычайных ситуациях. Преодоление 80 и100-метровойполосыс препятствиями. Боевое развертывание пожарного рукава. спортзал соревнование 2 Пожарная эстафета. спортзал соревнование Беседа 6 Подготовка и защита проектов. класс Беседа 1 Итоговое занятие класс 2 соревнование проект УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ 1. Методическая оснащенность: методическая и художественная литература, аудио, видео, методические разработки соответствующего направления. 2. Многоплановость деятельности, создающая для учащихся ситуацию развития каждого, как целостной личности. 3. Отбор педагогических приемов и средств с учетом возрастных, интеллектуальных, эмоциональных особенностей обучающихся. 4. Места для проведения творческих дел: спортзал, корт, территория учебного заведения, ИМЦ. 5. Материально – техническое обеспечение по пожарной безопасности: канцтовары, материалы для оформления и творчества, видео и аудио аппаратура, спортинвентарь, телевизор, огнетушители порошковые (2 шт.), БОП (1 комплект), пожарный рукав (2 шт.), трехходовое разветвление, пожарный ствол. ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ Оценка эффективности усвоения программы обучения проводится на основании участия детей в районных, областных соревнованиях, массовых мероприятиях, рейдов и акций, пропагандирующих безопасность жизнедеятельности. Навыки усвоения программного материала выявляются в процессе практической работы. Проверка знаний и умений учащихся осуществляется с помощью разработанной системы тестовых, практических заданий, опросов, проверочных работ. Предполагаемая система заданий направлена также на формирование у учащихся положительной мотивации к обучению на основе адекватной самооценки полученных результатов. Вся система проверочных заданий направлена не только на выявление степени усвоения детьми программного материала, а так же на формирование у воспитанников положительной мотивации к обучению, возможности самостоятельно оценивать результативность как свою, так и других. Все проверочные задания могут использоваться как для итогового тестирования, так и на промежуточном уровне. Это позволяет своевременно диагностировать затруднения в процессе освоения учебного материала. Процесс обучения ведётся совместно с представителями пожарной части, работниками пожарного надзора. МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ Форма обучения: очная. Программа предусматривает 2 вида занятий: теоретический и практический. Методическое обеспечение Программы включает в себя психологические и социологические методы и приемы, используемые при проведении занятий: обучение через деятельность, групповая и парная работа. Список литературы: 1. Бариев, Э.Р. Пожарная безопасность и предупреждение чрезвычайных ситуаций //Словарь терминов и определений /Э.Р.Бариев. –Волгоград: Учитель, 2010. –200 с. 2. Басаков,М.И.Безопасностьжизнедеятельности:Конспектлекций[Текст]// Пособие для подготовки к экзаменам / М.И. Басаков. – М.: Просвещение, 2011. – 135 с. 3. Радзиевский, С.И. Безопасность жизнедеятельности//Учебное пособие[Текст] /С.И.Радзиевский. – Севастополь:РИБЭСТ,2013.-268с. ГОСТ 12.1.004 -91 Пожарная безопасность. Общие требования, М.,1992.- 64с. 4. Астапов В.М. Введение в дефектологию с основами нейро и патопсихологии. -М.:Просвещение, 2014. 5. Журнал «Библиотека инженера по охране труда», №11, 2011. Как вести себя при пожаре в детском саду или школе//Азбука безопасности. –2013.–№3. 6. Горбунова Н.А. Основы безопасности жизнедеятельности. –Волгоград, 2012. 7. Учебное пособие – "Безопасность жизнедеятельности и экстремальная медицина в практике персонала первого контакта». авторы: Марченко Д.В., Ермаков А.Р., Иркутск: ВСИ МВД РФ - 2012 год. 8. Ю.П.Засядько–Волгоград: Экстремум,2010. -96с.-(Поурочные планы). 9. Михайлов, А.А. Игровые занятия в курсе «Основы безопасности жизнедеятельности»: 5\9 классы: 2-ое изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2005. - 80с.: ил.(Библиотека учителя) 10. Пожарная безопасность: конспекты занятий и классных часов в 5 – 11 классах (игры, тесты, практикумы, анализ ситуаций, «круглый стол») [Текст]/авторы – сост. О.В. Павлова, Г.П. Попова. - Волгоград: Учитель, 2006. - 110с.- (в помощь классному руководителю).