1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Направленность программы «ТАЛАНТиУМ» по содержанию является художественной; по функциональному предназначению — досуговой; по форме организации — кружковой; по времени реализации — годичной. Театр - это волшебный мир искусства, где нужны самые разные способности. И поэтому, можно не только развивать эти способности, но и с детского возраста прививать любовь к театральному искусству. Театр как искусство научит видеть прекрасное в жизни и в людях, зародит стремление самому нести в жизнь благое и доброе. Реализация дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы с помощью выразительных средств театрального искусства таких как, интонация, мимика, жест, пластика, походка не только знакомит с содержанием определенных литературных произведений, но и учит детей воссоздавать конкретные образы, глубоко чувствовать события, взаимоотношения между героями этого произведения. Театральная игра способствует развитию детской фантазии, воображения, памяти, всех видов детского творчества (художественно-речевого, музыкально-игрового, танцевального, сценического) в жизни школьника. Одновременно способствует сплочению коллектива класса, расширению культурного диапазона учеников и учителей, повышению культуры поведения. Особенности театрального искусства – массовость, зрелищность, синтетичность – предполагают ряд богатых возможностей, как в развивающе-эстетическом воспитании детей, так и в организации их досуга. Театр - симбиоз многих искусств, вступающих во взаимодействие друг с другом. Поэтому занятия в театральном коллективе сочетаются с занятиями танцем, музыкой, изобразительным искусством и прикладными ремеслами. Данная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа учитывает эти особенности общения с театром и рассматривает их как возможность воспитывать зрительскую и исполнительскую культуру. Театральное искусство своей многомерностью, своей многоликостью и синтетической природой способно помочь ребёнку раздвинуть рамки постижения мира. Увлечь его добром, желанием делиться своими мыслями, умением слышать других, развиваться, творя и играя. Ведь именно игра есть непременный атрибут театрального искусства, и вместе с тем при наличии игры дети и педагоги взаимодействуют, получая максимально положительный результат. На занятиях школьники знакомятся с видами и жанрами театрального искусства, с процессом подготовки спектакля, со спецификой актёрского мастерства. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа ориентирована на развитие личности ребенка, на требования к его личностным и метапредметным результатам, направлена на гуманизацию воспитательно-образовательной работы с детьми, основана на психологических особенностях развития младших школьников. Актуальность В основе программы лежит идея использования потенциала театральной педагогики, позволяющей развивать личность ребёнка, оптимизировать процесс развития речи, голоса, чувства ритма, пластики движений. Новизна образовательной программы состоит в том, что учебно-воспитательный процесс осуществляется через различные направления работы: воспитание основ зрительской культуры, развитие навыков исполнительской деятельности, накопление знаний о театре, которые переплетаются, дополняются друг в друге, взаимно отражаются, что способствует формированию нравственных качеств у воспитанников объединения. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа способствует подъему духовно-нравственной культуры и отвечает запросам различных социальных групп нашего общества, обеспечивает совершенствование процесса развития и воспитания детей. Выбор профессии не является конечным результатом программы, но даёт возможность обучить детей профессиональным навыкам, предоставляет условия для проведения педагогом профориентационной работы. Полученные знания позволят воспитанникам преодолеть психологическую инертность, позволят развить их творческую активность, способность сравнивать, анализировать, планировать, ставить внутренние цели, стремиться к ним. Целью программы является обеспечение эстетического, интеллектуального, нравственного развития воспитанников. Воспитание творческой индивидуальности ребёнка, развитие интереса и отзывчивости к искусству театра и актерской деятельности. Задачи, решаемые в рамках данной программы: - знакомство детей с различными видами театра (кукольный, драматический, оперный, театр балета, музыкальной комедии). - поэтапное освоение детьми различных видов творчества. - совершенствование артистических навыков детей в плане переживания и воплощения образа, моделирование навыков социального поведения в заданных условиях. - развитие речевой культуры; - развитие эстетического вкуса. -воспитание творческой активности ребёнка, ценящей в себе и других такие качества, как доброжелательность, трудолюбие, уважение к творчеству других. Место курса в учебном плане: Программа рассчитана для обучающихся 10-15 лет, на 1 год обучения. На реализацию театрального курса «ТАЛАНТиУМ» отводится 72 ч в год (2 раза в неделю). Занятия проводятся по 40 минут. 70% содержания планирования направлено на активную двигательную деятельность обучающихся. Это: репетиции, показ спектаклей, подготовка костюмов, посещение театров. Остальное время распределено на проведение тематических бесед, просмотр электронных презентаций и сказок, заучивание текстов, репетиции. Для успешной реализации программы будут использованы Интерет-ресурсы. Особенности реализации программы: Программа включает следующие разделы: 1. Театральная игра 2. Культура и техника речи 3. Ритмопластика 4. Основы театральной культуры 5. Работа над спектаклем, показ спектакля Занятия театрального кружка состоят из теоретической и практической частей. Теоретическая часть включает краткие сведения о развитии театрального искусства, цикл познавательных бесед о жизни и творчестве великих мастеров театра, беседы о красоте вокруг нас, профессиональной ориентации школьников. Практическая часть работы направлена на получение навыков актерского мастерства. Формы работы: Формы занятий - групповые и индивидуальные занятия для отработки дикции, мезансцены. Основными формами проведения занятий являются: театральные игры, конкурсы, викторины, беседы, экскурсии в театр и музеи, спектакли праздники. Постановка сценок к конкретным школьным мероприятиям, инсценировка сценариев школьных праздников, театральные постановки сказок, эпизодов из литературных произведений, - все это направлено на приобщение детей к театральному искусству и мастерству. Методы работы: Продвигаясь от простого к сложному, ребята смогут постичь увлекательную науку театрального мастерства, приобретут опыт публичного выступления и творческой работы. Важно, что в театральном кружке дети учатся коллективной работе, работе с партнёром, учатся общаться со зрителем, учатся работе над характерами персонажа, мотивами их действий, творчески преломлять данные текста или сценария на сцене. Дети учатся выразительному чтению текста, работе над репликами, которые должны быть осмысленными и прочувствованными, создают характер персонажа таким, каким они его видят. Дети привносят элементы своих идеи, свои представления в сценарий, оформление спектакля. Кроме того, большое значение имеет работа над оформлением спектакля, над декорациями и костюмами, музыкальным оформлением. Эта работа также развивает воображение, творческую активность школьников, позволяет реализовать возможности детей в данных областях деятельности. Важной формой занятий данного кружка являются экскурсии в театр, где дети напрямую знакомятся с процессом подготовки спектакля: посещение гримерной, костюмерной, просмотр спектакля. Совместные просмотры и обсуждение спектаклей, фильмов, посещение театров, выставок местных художников; устные рассказы по прочитанным книгам, отзывы о просмотренных спектаклях, сочинения. Беседы о театре знакомят ребят в доступной им форме с особенностями реалистического театрального искусства, его видами и жанрами; раскрывает общественно-воспитательную роль театра. Все это направлено на развитие зрительской культуры детей. Освоение программного материала происходит через теоретическую и практическую части, в основном преобладает практическое направление. Занятие включает в себя организационную, теоретическую и практическую части. Организационный этап предполагает подготовку к работе, теоретическая часть очень компактная, отражает необходимую информацию по теме. Алгоритм работы над пьесой. Выбор пьесы, обсуждение её с детьми. Деление пьесы на эпизоды и пересказ их детьми. Поиски музыкально-пластического решения отдельных эпизодов, постановка танцев (если есть необходимость). Создание совместно с детьми эскизов декораций и костюмов. Переход к тексту пьесы: работа над эпизодами. Уточнение предлагаемых обстоятельств и мотивов поведения отдельных персонажей. Репетиция отдельных картин в разных составах с деталями декорации и реквизита (можно условна), с музыкальным оформлением. Репетиция всей пьесы целиком. Премьера. Формы контроля Для полноценной реализации данной программы используются разные виды контроля: текущий – осуществляется посредством наблюдения за деятельностью ребенка в процессе занятий; промежуточный – праздники, соревнования, занятия-зачеты, конкурсы; итоговый – открытые занятия, спектакли. Формой подведения итогов считать: выступление на школьных праздниках, торжественных и тематических линейках, участие в школьных мероприятиях, родительских собраниях, классных часах, участие в мероприятиях младших классов, инсценирование сказок, сценок из жизни школы и постановка сказок и пьесок для свободного просмотра. 2.Планируемые результаты освоения программы: Учащиеся должны знать правила поведения зрителя, этикет в театре до, во время и после спектакля; виды и жанры театрального искусства (опера, балет, драма; комедия, трагедия; и т.д.); чётко произносить в разных темпах 8-10 скороговорок; наизусть стихотворения русских авторов. Учащиеся должны уметь владеть комплексом артикуляционной гимнастики; действовать в предлагаемых обстоятельствах с импровизированным текстом на заданную тему; произносить скороговорку и стихотворный текст в движении и разных позах; произносить на одном дыхании длинную фразу или четверостишие; произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями; читать наизусть стихотворный текст, правильно произнося слова и расставляя логические ударения; строить диалог с партнером на заданную тему; подбирать рифму к заданному слову и составлять диалог между сказочными героями. Предполагаемые результаты реализации программы Воспитательные результаты работы по данной программе внеурочной деятельности можно оценить по трём уровням. Результаты первого уровня (Приобретение школьником социальных знаний): Овладение способами самопознания, рефлексии; приобретение социальных знаний о ситуации межличностного взаимодействия; развитие актёрских способностей. Результаты второго уровня (формирование ценностного отношения к социальной реальности ): Получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, культура) Результаты третьего уровня (получение школьником опыта самостоятельного общественного действия): школьник может приобрести опыт общения с представителями других социальных групп, других поколений, опыт самоорганизации, организации совместной деятельности с другими детьми и работы в команде; нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами.В результате реализации программы у обучающихся будут сформированы УУД. Личностные результаты. У обучающихся будут сформированы: потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников; целостность взгляда на мир средствами литературных произведений; этические чувства, эстетические потребности, ценности и чувства на основе опыта слушания и заучивания произведений художественной литературы; осознание значимости занятий театральным искусством для личного развития. Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД). Регулятивные УУД: Обучающийся научится: понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем; планировать свои действия на отдельных этапах работы над пьесой; осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности; анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью учителя позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу». Познавательные УУД: Обучающийся научится: пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении и просмотре видеозаписей, проводить сравнение и анализ поведения героя; понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий; проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении рассказов, сказок, этюдов, подборе простейших рифм, чтении по ролям и инсценировании. Коммуникативные УУД: Обучающийся научится: включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения; предлагать помощь и сотрудничество; слушать собеседника; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, приходить к общему решению; формулировать собственное мнение и позицию; осуществлять взаимный контроль; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Предметные результаты: Обучающиеся научатся: читать, соблюдая орфоэпические и интонационные нормы чтения; выразительному чтению; различать произведения по жанру; развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию; видам театрального искусства, основам актёрского мастерства; сочинять этюды по сказкам; умению выражать разнообразные эмоциональные состояния (грусть, радость, злоба, удивление, восхищение) 3. Тематическое планирование № п/ п Разделы Количество часов Всего Теория Практика 1 Организационное занятие. Основы театральной культуры. Театр как вид искусства 36 10 26 2 Ритмопластика 6 2 4 3 Театральная игра 14 2 12 4 Этика и этикет 4 2 2 5 Культура и техника 12 2 10 Итого: 72 18 54 Содержание учебного предмета, курса. РАЗДЕЛ 1. Основы театральной культуры. Театр как вид искусства Роль театрального искусства в формировании личности. Театр - искусство коллективное, спектакль - результат творческого труда артистов театра. История возникновения театра. Виды театрального искусства. Культура поведения в театре. «Зритель» и «фанат». Структура театра, основные профессии: актер, режиссер, сценарист, художник, гример. Театральное здание. Зрительный зал. Сцена. Мир кулис. Сценарий и правила работы с ним. Выразительное чтение разных текстов. РАЗДЕЛ 2. Ритмопластика Ритмопластика массовых сцен и образов. Совершенствование осанки и походки. Владение своим телом, свобода и выразительность движений. РАЗДЕЛ 3. Театральная игра Театральные игры, импровизация. Действия с воображаемым предметом. Пластические, ритмические, музыкальные игры. Этюд. Сценический этюд. Беспредметный этюд на контрасты (2 человека, сцена разделена перегородкой). Артикуляция. Работа над дикцией. РАЗДЕЛ 4. Этика и этикет «Этика», «этикет», «этикетка» Такт. Золотое правило нравственности. Культурный человек… Какой он? РАЗДЕЛ 5. Культура и техника речи Учимся говорить красиво. Развитие дыхания и свободы речевого аппарата. Правильная артикуляция, чёткая дикцией, разнообразная интонация. Дыхательные и артикуляционные упражнения. Выразительное чтение поэзии и прозы. Работа над выразительностью речи. Календарно-тематическое планирование № п/ п 1 2 3 4 5 6 7 8 Тема занятия Количеств о часов Теоретические навыки Практические Дата План Факт навыки ОСНОВЫ ТЕАТРАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ. ТЕАТР КАК ВИД ИСКУССТВА Вводное занятие «Что 2 Словарь: театр, Игра «Назови такое актер, аншлаг, свое имя театр?». Особенности бутафория, ласково». театра. декорации. Виды театрального 2 Драма, комедия, искусства. Знакомство трагедия, со структурой театра, интермедия его основными профессиями: актер, режиссер, сценарист, художник, гример. Подготовка ко Дню Словарь: балет Представьте 2 учителя. Обсуждение драматический; разные декораций, костюмов, театры. музыкального Подготовка Театр зверей, сопровождения. костюмов, кукольный. Распределение ролей. декораций. Подготовка декораций 6 Декорации. Выразительно и костюмов. е чтение Репетиция. Работа над стихов. темпом, громкостью речи. Генеральная репетиция к празднику День учителя. Анализ выступления на празднике День учителя (недостатки, интересно ли было работать над спектаклем, что будем делать дальше). Что такое сценарий? Обсуждение сценария сказки «Рукавичка» на новый лад. Выразительное чтение сказки по ролям. 2 2 Учимся высказывать отношение к работе, аргументируя 2 2 Учимся выразительно му чтению 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 Культура поведения в театре. Понятия «зритель» и «фанат». Обсуждение сценария. Театральное здание. Зрительный зал. Сцена. Мир кулис. Знакомство с Новогодними сказками. Чтение сказок по ролям. Сценарий и правила работы с ним. Выбор сценария для постановки на Новый год. Распределение ролей с учетом пожеланий артистов. Подбор музыкального сопровождения. Репетиция. Изготовление декораций. Изготовление декораций, костюмов. Репетиция. Генеральная репетиция Новогоднего сценария. Обсуждение спектакля (успех или неуспех? ошибки, недостатки). Ритмопластика массовых сцен и образов. Совершенствование осанки и походки. Учимся создавать образы животных. Творческие задания «Изобрази», «Войди в образ». «Профессиона лы», «Что бы это значило», «Перехват». Упражнения «Исходное положение», « Зернышко» 2 2 Кулисы, рампа, подмостки. 2 2 Работа над артикуляцией звуков. Сценарий, сценарист 2 2 Декорации 2 Изготовление декораций и костюмов 2 2 РИТМОПЛАСТИКА 2 Осанка, и походка. 2 Учить показывать животных с помощью мимики. 20 21 22 23 24 25 26 27 Музыкальные пластические игры и упражнения. Работа в парах, группах, чтение диалогов, монологов. Этюд как основное средство воспитания актера. Этюд – «средство вспомнить жизнь» (К.С. Станиславский). Шутливые словесные загадки. Найди ошибку и назови слово правильно. 2 Работа над дикцией и пластикой. ТЕАТРАЛЬНАЯ ИГРА 2 Этюд, диалог, монолог. 2 Подготовка ко Дню 8 Марта. Выбор сценок и распределение ролей. Подбор музыкального сопровождения. Генеральная репетиция. Подготовка костюмов и декораций. Обсуждение праздничного выступления. 2 Сценический этюд: «Диалог – звукоподражание и «разговор» животных. (Курица – петух, свинья-корова, левбаран, собака – кошка, две обезьяны, большая собака – маленькая собака) 2 «Этика», «этикет», «этикетка», научиться их различать. Золотое правило нравственности «Поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой». Работа над движениями на сцене. 2 2 Д/и «Угадай животное». Учить высказывать свое мнение, аргументируя. Показ «разговора» животных. ЭТИКА И ЭТИКЕТ 2 Познакомить Ирга: « Я с понятиями начну, а вы «этика», кончайте...» «этикет». 28 29 30 31 Понятие такта. 2 Золотое правило нравственности «Поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой». КУЛЬТУРА И ТЕХНИКА РЕЧИ. Что такое культура и 2 техника речи. Выразительное чтение поэзии и прозы. Учусь говорить красиво. Что значит красиво говорить? «Сквернословие… это всегда плохо или иногда хорошо?». Культура и техника речи. В мире пословиц, поговорок, скороговорок. 2 Познакомить с понятиями «сквернослов ие». 2 32 Учить высказывать свое мнение, аргументиров ать Произнесение скороговорок по очереди с разным темпом и силой звука, с разными интонациями. Работа над дикцией. Выразительное чтение 2 поэзии и прозы. 33 Посиделки за круглым 2 столом: «Наши успехи и недостатки». Итоги работы за год. Показ заранее подготовленных самостоятельно сценок из школьной жизни. 34 Резервный урок 2 5.Материально-техническое обеспечение образовательного процесса Музыкальный центр; музыкальная фонотека; костюмы, декорации, необходимые для работы над созданием театральных постановок; элементы костюмов для создания образов; сценический грим; видеокамера для съёмок и анализа выступлений. Электронные презентации «Правила поведения в театре» «Виды театрального искусства» Сценарии сказок, пьес, детские книги.