Приложение № 3 к ДООП МБОУ СОШ с. Андриановичи 1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы 1.1. Пояснительная записка Дополнительная общеразвивающая программа «Баскетбол» (далее Программа) – имеет физкультурно-спортивную направленность, по содержанию является общекультурной, по форме организации – групповой, по времени реализации – годичной подготовки, уровень – базовый. Программа «Баскетбол» предполагает развитие и совершенствование у занимающихся основных физических качеств, формирование различных двигательных навыков, укрепление здоровья. Актуальность данной программы состоит в приобщении школьников к здоровому образу жизни, в профилактике асоциального поведения, в создании условий для профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, укреплении психического и физического здоровья детей. Новизна программы «Баскетбол» в том, что она учитывает специфику дополнительного образования и охватывает значительно больше желающих заниматься этим видом спорта, предъявляя посильные требования в процессе обучения. Она дает возможность заняться баскетболом с «нуля» тем детям, которые еще не начинали проходить раздел «баскетбол» в школе, а также уделяет внимание вопросу воспитания здорового образа жизни, всестороннего подхода к воспитанию гармоничного человека. Физкультурно-спортивной деятельности отводится особая роль в решении проблемы социальной адаптации учащихся. Спорт, в частности во внеурочных формах занятий, включает учащихся во множество социальных отношений с учениками других классов и возрастов, создает возможность формирования запаса социально одобренных моделей поведения в школьной среде.С каждым годом учебные нагрузки в школах возрастают, а возможности активного отдыха ограничены. Очень важно, чтобы после уроков ребенок имел возможность снять физическое утомление и эмоциональное напряжение посредством занятий в спортивном зале веселыми и разнообразными подвижными и спортивными играми. Отличительные особенности данной образовательной программы заключаются в том, что в условиях небольшого школьного зала посредством баскетбола достигается высокая двигательная активность большой группы детей, также есть возможность легко дозировать нагрузку с учетом возраста, пола и подготовленности определенной группы, охватывая на начальном этапе до 12человек. В холодное время года дети любят собираться в светлом спортзале не только для спортивных тренировок, но и для общения со сверстниками своей и других школ, интересно проводят свободное время и воскресные дни, не ищут развлечений на улице, а также приобщают родителей для поддержки на соревнованиях. У учащихся формируется потребность в систематических занятиях физическими упражнениями, учащиеся приобщаются к здоровому образу жизни, приобретают привычку заниматься физическим трудом, умственная нагрузка компенсируется у них физической. Занятия спортом дисциплинируют, воспитывают чувство коллективизма, волю, целеустремленность, способствуют поддержке при изучении общеобразовательных предметов, так как укрепляют здоровье. Программа органично вписывается в сложившуюся систему физического воспитания в общеобразовательных учреждениях. Благодаря этому ученики смогут более плодотворно учиться, меньше болеть. Ученики, успешно освоившие программу, смогут участвовать в соревнованиях по баскетболу различного масштаба. Инновационностьпрограммы состоит в тщательно отобранном теоретическом и практическом материале. Содержание занятий, объем и интенсивность нагрузок зависят от возраста и физического состояния здоровья обучающихся. Адресат программы: школьники 14-17 лет. В данном возрастном периоде у детей закладываются основы сознательного поведения, вырисовывается общая направленность в формировании нравственных представлений и социальных установок. Особенности развития познавательных способностей подростка часто служат причиной трудностей в школьном обучении: неуспеваемость, неадекватное поведение. Успешность обучения во многом зависит от мотивации обучения, от того личностного смысла, которое имеет обучение для подростка. Основное условие всякого обучения – наличие стремления к приобретению знаний и измерению себя и обучающегося. Но в реальной школьной жизни приходится сталкиваться с ситуацией, когда подросток не имеет потребности в обучении и даже активно противодействует обучению. Ситуация развития подростка (биологические, психические, личностно-характерологические особенности подростка) предполагает кризисы, конфликты, трудности адаптации к социальной среде. Факторами риска здесь являются: физическая ослабленность, особенности развития характера, отсутствие коммуникативных навыков, эмоциональная незрелость, неблагоприятное внешнесоциальное окружение. У подростков появляются специфические поведенческие реакции, которые составляют специфический подростковый комплекс: - реакция эмансипации, которая представляет собой тип поведения, посредством которого подросток старается высвободиться из-под опеки взрослых. Из вышесказанного следует, что подростковый период – время активного формирования личности, преломления социального опыта через собственную активную деятельность индивида по преобразованию своей личности, становление своего «Я». Центральным новообразованием личности подростка, в этот период, является формирование чувства взрослости, развитие самосознания. Учет данныхвозрастно-половых особенностей в работе с детьми очень важен для правильной методики работы, так как организм ребенка развивается непрерывно, но неравномерно. Аналитические и функциональные изменения, происходящие в каждом возрасте, имеют свои особенности. Двигательные способности повышаются по мере развития центральной нервной системы. Важно учитывать в спортивной подготовке возрастные анатомо-физиологические, психологические, эмоциональные изменения растущего организма. Объём программы: 68 учебных часа в год, 2 учебных часа в неделю. Форма обучения и виды занятий. Основной формой обучения является очная форма обучения; командная, малыми группами, индивидуальная. Формы и методы проведения занятий: Тренировочные занятия, беседы, соревнования, тестирования, спортивные конкурсы, праздники, просмотры соревнований. Режим занятий – 1 раз в неделю, по 2 академических часа, 10 мин. перерыв Особенности организации образовательного процесса -образовательная программа «Баскетбол» составлена в соответствии с учебным планом программы по интересам сформированных в группы учащихся. Программа предназначена для детей 14-17 лет. В коллектив принимаются все желающие, не имеющие медицинских противопоказаний. 1.2. Цели и задачи программы. Цель программы: создание условий для полноценного физического развития и укрепления здоровья школьников посредством приобщения к регулярным занятиям баскетболом, формирование навыков здорового образа жизни, воспитание спортсменов - патриотов своей школы, своего поселка, своей страны. Задачи программы: 1. Обучающие: Познакомить учащихся с интереснейшим видом спорта баскетболом, правилами игры, техникой, тактикой, правилами судейства и организацией проведения соревнований; Углублять и дополнять знания, умения и навыки, получаемые учащимися на уроках физкультуры; 2. Развивающие: Укреплять опорно-двигательный аппарат детей; Способствовать разностороннему физическому развитию учащихся, укреплять здоровье, закаливать организм; Целенаправленно развивать специальные двигательные навыки и психологические качества ребенка. Расширение спортивного кругозора детей. 3. Воспитательные: Формировать дружный, сплоченный коллектив, способный решать поставленные задачи, воспитывать культуру поведения; Прививать любовь и устойчивый интерес к систематическим занятиям физкультурой и спортом; Пропагандировать здоровый образ жизни, привлекая семьи учащихся к проведению спортивных мероприятий и праздников. 1.3. Содержание программы. Программа курса дополнительного образования по физкультурно-спортивному и оздоровительному направлению “Баскетбол” предназначен для учащихся 14-17 лет. Данная программа составлена в соответствии с возрастными особенностями учащихся и рассчитана на проведение 2 часов в неделю, 68 часов в год. Программа построена на основании современных научных представлений о физиологическом, психологическом развитии ребенка этого возраста, раскрывает особенности соматического, психологического и социального здоровья. Продолжительность занятий определяется их интенсивностью. Выполнение нормативного объема учебного времени достигается сложением времени учебных занятий и затратами времени на соревновательную деятельность по баскетболу в школе и вне ее. Содержание программы структурировано по видам спортивной подготовки: теоретической, физической, технической и тактической.Теоретическая подготовка включает вопросы истории и современного состояния баскетбола, правил соревнований по баскетболу, техники безопасности, а также вопросы, связанные с гигиеническими требованиями. Физическая подготовка дифференцирована на упражнения общей и специальной подготовки. Техническая подготовка включает упражнения без мяча и с мячом. В состав упражнений с мячом входят передача, прием, ведение и броски по кольцу. Тактические действия включают действия (индивидуальные и командные) игрока в нападении и защите. Образовательный процесс осуществляется на основе личностно-ориентированного подхода и основных дидактических принципов: Принцип сознательности и активности. Формирование у обучающихся в процессе обучения умения применять на практике полученные знания. Систематичность и последовательность Успешная реализация этого принципа во многом определяет эффективность усвоения школьниками изучаемого материала. Доступность и посильность обучения. Изучаемый материал по содержанию и по объему, а задания по методам выполнения соответствует уровню подготовки учащихся, их возможностям, физическому развитию, т. е. посилен для них. Принцип доступности обучения требует постепенного перехода от формирования примитивных умений и навыков к более сложным, от простых – к сложным сведениям, т.е. планомерного расширения и углубления круга знаний, умений и навыков у учащихся. Наглядность в обучении. Активное использование разнообразных наглядных пособий (иллюстрации, методические пособия, просматривание видеоигр и т.д.). Понятие наглядности предполагает не только зрительное, но и слуховое восприятие. Связь теории с практикой. Формирование у школьников на основе полученных знаний практических умений и навыков. Принцип индивидуального подхода. Медлительным детям, а также детям с недостаточно развитой реакцией и психо-физиологической памятью необходимо объяснять и показывать дополнительно. 1.4. Планируемые (ожидаемые) результаты программы: Реализация данной программы будет способствовать повышению физиологической активности систем организма, содействию оптимизации умственной и физической работоспособности в режиме учебной деятельности, более успешной адаптации ребенка к школе, повышению интереса к занятиям физической культурой, увеличению числа учащихся стремящихся вести здоровый образ жизни. Знания о физической культуре. Личностные, коммуникативные: • руководствоваться правилами оказания первой доврачебной помощи при травмах и ушибах во • рассматривать физическую культуру как явление культуры; • характеризовать содержательные основы здорового образа жизни, раскрывать его взаимосвязь со здоровьем, гармоничным физическим развитием и физической подготовленностью, формированием качеств личности и профилактикой вредных привычек; • определять базовые понятия и термины баскетбола, применять их в процессе игры со своими сверстниками; • руководствоваться правилами профилактики травматизма и подготовки мест занятий, правильного выбора обуви и формы одежды в зависимости от времени года и погодных условий; время самостоятельных занятий физическими упражнениями. Способы двигательной (физкультурной) деятельности. Личностные, коммуникативные, регулятивные: • взаимодействовать со сверстниками в условиях самостоятельной деятельности, оказывать • использовать занятия кружка и спортивные соревнования для организации индивидуального отдыха и досуга, укрепления собственного здоровья, повышения уровня физических кондиций; помощь в организации и проведении тренировок, освоении новых двигательных действий, развитии физических качеств. Физическое совершенствование. Личностные: • выполнять общеразвивающие упражнения, целенаправленно воздействующие на развитие основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, гибкости и координации); • выполнять основные технические действия и приёмы игры в баскетбол в условиях игровой деятельности; • выполнять тестовые упражнения на оценку уровня индивидуального развития основных физических качеств. Предметные: Научатся: - правилам игры в баскетбол. - тактическим приемам в баскетболе. - выполнению основных технических приемов баскетболиста. - проводить судейство матча. - проводить разминку баскетболиста, организовать проведение подвижных игр. - основам знаний о здоровом образе жизни. - стремлению к здоровому образу жизни. - повышению общей и специальной выносливости. - Получат возможность узнать историю развития вида спорта «баскетбол» в школе. 2. Комплекс организационно-педагогических условий. 2.1. Календарный учебный график № п/п Мес яц Чис ло Врем я прове дения занят ия Форма занятия Колво часов Тема занятия Место проведения Форма контроля МОДУЛЬ 1 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. Введение новых знаний. Комбинированное. Практическая работа. Комбинированное. Практическая работа. Комбинированное. Практическая работа. Комбинированное. Практическая работа. Комбинированное. Практическая работа. Комбинированное. Практическая работа. Комбинированное. Практическая работа. Комбинированное. Практическая работа. 1 Развитие баскетбола в России спортзал Текущий контроль 1 Гигиенические сведения и меры безопасности на занятиях Общая и специальная физическая подготовка Единая спортивная классификация. ОФП Совершенствование техники передвижения при нападении. Тактика нападения. Индивидуальные действия с мячом и без мяча. Индивидуальные действия при нападении с мячом и без мяча. Индивидуальные действия при нападении. Учебная игра. спортзал Текущий контроль Текущий контроль Текущий контроль Текущий контроль Текущий контроль Текущий контроль Текущий контроль Комбинированное. Практическая работа. 1 Гигиенические основы режима труда и отдыха юных спортсменов. ОФП спортзал 1 1 1 1 1 1 спортзал спортзал спортзал спортзал спортзал спортзал Текущий контроль 10. Комбинированное. Практическая работа. 1 11. Комбинированное. Практическая работа. Комбинированное. Практическая работа. Комбинированное. Практическая работа. 1 Комбинированное. Практическая работа. Комбинированное. Практическая работа. 1 Комбинированное. Практическая работа. Комбинированное. Практическая работа. Комбинированное. Практическая работа. 1 19. Комбинированное. Практическая работа. 1 20. Комбинированное. Практическая работа. 1 21. Комбинированное. Практическая работа. 1 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 1 1 1 1 1 Совершенствование техники передвижений. Специальная физическая подготовка. Выбор способа ловли в зависимости от направления и силы полета мяча. Взаимодействие двух игроков - «заслон в движении». Учебная игра. Предупреждение инфекционных заболеваний при занятиях спортом. Сочетание выполнения различных способов ловли мяча в условиях жесткого сопротивления. Взаимодействие трех игроков «скрестный выход». Чередование упражнений на развитие специальных физических качеств. Учебная игра. Гигиенические требования к питанию юных спортсменов. ОФП Скрытые передачи мяча под рукой, изза спины, из-за спины в пол. СФП Применение изученных взаимодействий в условиях позиционного нападения. Применение изученных взаимодействий в условиях личного прессинга. Восстановительные мероприятия в спорте. Инструкторская и судейская практика. Учебная игра Контрольные испытания. Бросок мяча над головой (полукрюк, крюк).СФП спортзал Текущий контроль спортзал Текущий контроль Текущий контроль Текущий контроль спортзал спортзал спортзал спортзал спортзал спортзал спортзал Текущий контроль Текущий контроль Текущий контроль Текущий контроль Текущий контроль спортзал Текущий контроль спортзал Текущий контроль спортзал Текущий контроль 22. Комбинированное. Практическая работа. 1 23. Комбинированное. Практическая работа. 1 24. Комбинированное. Практическая работа. 1 25. Комбинированное. Практическая работа. 1 26. Комбинированное. Практическая работа. 1 27. Комбинированное. Практическая работа. Комбинированное. Практическая работа. Комбинированное. Практическая работа. Комбинированное. Практическая работа. 1 28. 29. 30. 1 1 1 Систематический врачебный контроль за юными спортсменами. ОФП. Командные действия в нападении. Применение изученных способов ловли, передач, ведения, бросков в зависимости от ситуации на площадке. Инструкторская и судейская практика. Самоконтроль в процессе занятий спортом.Ведение мяча с поворотом кругом.ОФП Сочетание выполнения бросков мяча из различных точек в условиях жесткого сопротивления. Выбор места и момента для борьбы за отскочивший от щита мяч при блокировке. Учебная игра. Противодействие взаимодействию двух игроков – «заслону в движении». СФП Противодействие взаимодействию двух игроков – «заслону в движении». СФП Блокировка при борьбе за овладение мячом, отскочившим от щита. Основы техники и тактики игры спортзал Текущий контроль спортзал Текущий контроль спортзал Текущий контроль спортзал Текущий контроль спортзал Текущий контроль спортзал Текущий контроль Текущий контроль Текущий контроль Текущий контроль спортзал спортзал спортзал Итого по модулю 1:30часов 31. Комбинированное. Практическая работа. 32. Комбинированное. Практическая работа. МОДУЛЬ 2 1 Применение изученных взаимодействий в системе быстрого прорыва. Учебная игра. 1 Контрольные испытания. Учебная игра. спортзал Текущий контроль спортзал Текущий контроль 33. Комбинированное. Практическая работа. 1 Инструкторская и судейская практика. Учебная игра. спортзал Текущий контроль 34. Комбинированное. Практическая работа. 1 Инструкторская и судейская практика. Учебная игра. спортзал Текущий контроль 35. Комбинированное. Практическая работа. 1 спортзал Текущий контроль 36. Комбинированное. Практическая работа. 1 Ведение мяча с изменением высоты отскока. ОФП Организация командных действий по принципу выбора свободного места с использованием изученных групповых взаимодействий. спортзал Текущий контроль 37. Комбинированное. Практическая работа. 1 Чередование упражнений на развитие специальных физических качеств. спортзал Текущий контроль 38. Комбинированное. Практическая работа. 1 спортзал Текущий контроль 39. Комбинированное. Практическая работа. 1 спортзал Текущий контроль 40. Комбинированное. Практическая работа. 1 Бросок мяча изученными способами после выполнения других технических приемов. Учебная игра. Тактическая подготовка юного спортсмена. Учебная игра. Взаимодействие двух игроков «подстраховка». Противодействия взаимодействию трех игроков – «сдвоенному заслону». СФП спортзал Текущий контроль 41. Комбинированное. Практическая работа. 1 спортзал Текущий контроль 42. Комбинированное. Практическая работа. 1 спортзал Текущий контроль 43. Комбинированное. Практическая работа. 1 Чередование изученных тактических действий (индивидуальных, групповых, командных). Применение изученных способов ловли, передач, ведения, бросков в зависимости от ситуации на площадке. Двусторонняя игра спортзал Текущий контроль 44. Комбинированное. Практическая работа. 1 Совершенствование техники ведения мяча. спортзал Текущий контроль 45. Комбинированное. Практическая работа. 1 Учет в процессе спортивной тренировки.ОФП. спортзал Текущий контроль 46. Комбинированное. Практическая работа. 1 Переключения от действий в нападении к действиям в защите. СФП спортзал Текущий контроль 47. Комбинированное. Практическая работа. 1 Контрольные упражнения спортзал Текущий контроль 48. Комбинированное. Практическая работа. 1 спортзал Текущий контроль 49. Комбинированное. Практическая работа. 1 Совершенствование тактических действий в нападении и защите. Учебная игра. Совершенствование техники ловли и передачи мяча. спортзал Текущий контроль 50. Комбинированное. Практическая работа. 1 спортзал Текущий контроль 51. Комбинированное. Практическая работа. 1 Многократное выполнение технических приемов и тактических действий. Двусторонняя игра спортзал Текущий контроль 52. Комбинированное. Практическая работа. 1 Техника защиты и нападения. Учебная игра спортзал Текущий контроль 53. Комбинированное. Практическая работа. 1 Контрольные упражнения спортзал Текущий контроль 54. Комбинированное. Практическая работа. 1 Двусторонняя игра по правилам спортзал Текущий контроль 55. Комбинированное. Практическая работа. 1 Зонная защита. Учебная игра спортзал Текущий контроль 56. Комбинированное. Практическая работа. 1 Контрольные упражнения. Учебная игра спортзал Текущий контроль 57. Комбинированное. Практическая работа. 1 Двусторонняя игра по правилам спортзал Текущий контроль 58. Комбинированное. Практическая работа. 1 Комбинации из освоенных элементов техники спортзал Текущий контроль 59. Комбинированное. Практическая работа. 1 Атака быстрым прорывом. Учебная игра спортзал Текущий контроль 60. Комбинированное. Практическая работа. 1 Комбинации из освоенных элементов техники спортзал Текущий контроль 61. Комбинированное. Практическая работа. 2 Позиционное нападение. Учебная игра спортзал Текущий контроль 62. Комбинированное. Практическая работа. 1 Передачи и броски со сменой мест спортзал Текущий контроль 63. Комбинированное. Практическая работа. 1 Комбинации из освоенных элементов техники спортзал Текущий контроль 64. Комбинированное. Практическая работа. 1 Передачи со сменой мест в тройках спортзал Текущий контроль 65. Комбинированное. Практическая работа. 1 Персональная опека. Учебная игра спортзал Текущий контроль 66. Комбинированное. Практическая работа. 2 Двусторонняя игра по правилам спортзал Итоговыйконтро ль Итого по модулю 2: 38 учебных часов. Итого: 68 2.2 Условия реализации программы Для успешной реализации программы необходимо кадровое, материально-техническое, информационно-методическое обеспечение: 1. Кадровое обеспечение. Квалифицированный учитель физкультуры 2. Материально-техническое обеспечение. Основной учебной базой для проведения занятий является спортивный зал ОУ с баскетбольной разметкой площадки, баскетбольными стойками, а также наличие баскетбольных мячей для каждого ученика, набивных мячей, стоек для обводки, гимнастических матов, гимнастических скакалок, гантелей, футбольных, волейбольных мячей. Журналы и справочники, а также фото и видеоаппаратура, электронные носители. Доска школьная или флипчат (доска со сменными листами) 2.3 Формы аттестации 1 Входная диагностическая работа Тестирование Сентябрь 2 Промежуточная диагностическая работа Тестирование Декабрь 3 Итоговое тестирование Май 2.4 Оценочные материалы В течение всей программы учащиеся приобретают теоретические знания. Теоретическая часть, подкрепляется практической деятельностью. Результативность и целесообразность работы по программе «Баскетбол» выявляется с помощью комплекса диагностических методик: в начале года проводится входная (стартовая) диагностическая работа (тестирование), в декабре месяце промежуточная диагностическая работа (тестирование), в конце года проводится итоговая аттестационная работа (итоговое тестирование), в течение года осуществляется наблюдение и анализ игр, соревнований. Оценка творческих работ происходит по следующим критериям: После изучения каждого раздела, проходит текущая диагностика, в форме разнообразных практических заданий. Все баллы показателей по каждому критерию и по каждому ребёнку суммируются. На основе набранной суммы можно дифференцировать детей по уровню овладения навыками. Для этого нужно создать рейтинг, то есть составить список детей в последовательности от высшего числа набранных ребёнком баллов к низшему. Положительная оценка работы ребенка является для него важным стимулом. Можно и необходимо отметить и недостатки, но похвала должна и предварять, и завершать оценку. 2.5 Методические материалы Методическое обеспечение кружка «Баскетбол»: Методические рекомендации: - Рекомендации по организации безопасного ведения двусторонней игры. - Рекомендации по организации подвижных игр с баскетбольным мячом. - Рекомендации по организации работы с картотекой упражнений по баскетболу. - Инструкции по охране труда. Техническое оснащение занятий: 1) щиты с кольцами (2 комплекта); 3) мячи баскетбольные: № 5 – 15 шт., № 6 – 15 шт., 4) насос ручной, иглы; 5) стойки для обводки (8 шт.); 6) гимнастические скамейки (4 шт.); 7) мячи набивные весом 1 кг и 2 кг (5 шт.) 3. Информационно-методическое обеспечение Картотека упражнений по баскетболу. Схемы и плакаты освоения технических приемов в баскетболе. Правила игры в баскетбол. Правила судейства в баскетболе. Регламент проведения баскетбольных турниров различных уровней. Положение о соревнованиях по баскетболу. Методические пособия для учителя. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11-х классов /В.И. Лях, Л.А. Зданевич / “Просвещение”. М., 2011. Примерная федеральная программа (Матвеев А.П., 2009). Баскетбол: Учебник для вузов физ. культуры / Под общ. ред. Ю. М.Портнова. - М., 1997. Вари Л. 1000 упражнений игры в баскетбол: Пер, с фр, / Под ред Л. Ю. Поплавского. — Киев, 1997, Костикова Л, В. Баскетбол. Азбука спорта. — М. 2002. Чернова К А. Подвижные игры в системе подготовки баскетболистов: Метод.рекомендации для тренеров ДЮСШ по баскетболу. — М., 2001.