Баскетбол 10-14 лет

Приложение № 3 к ДООП МБОУ СОШ с.Андриановичи

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеразвивающая программа «Баскетбол» (далее Программа) – имеет
физкультурно-спортивную направленность, по содержанию является общекультурной, по
форме организации – групповой, по времени реализации – годичной подготовки, уровень –
базовый.
Данная Программа призвана обеспечить направление дополнительного физкультурного
образования обучающихся общеобразовательного учреждения с использованием способов
двигательной деятельности из раздела «Баскетбол». В процессе овладения двигательной
деятельностью вместе с общеобразовательной и общеразвивающей направленностью у
обучающихся не только совершенствуются физические качества, но и активно развиваются
сознание и мышление, творческие способности и самостоятельность.
Дополнительная общеразвивающая программа «Баскетбол»предполагает развитие и
совершенствование у занимающихся основных физических качеств, формирование различных
двигательных навыков, укрепление здоровья.
Актуальность данной программы состоит в приобщении школьников к здоровому образу
жизни, в профилактике асоциального поведения, в создании условий для профессионального
самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, укреплении психического и
физического здоровья детей.
Новизна программы «Баскетбол» в том, что она учитывает специфику дополнительного
образования и охватывает значительно больше желающих заниматься этим видом спорта,
предъявляя посильные требования в процессе обучения. Она дает возможность заняться
баскетболом с «нуля» тем детям, которые еще не начинали проходить раздел «баскетбол» в
школе, а также уделяет внимание вопросу воспитания здорового образа жизни, всестороннего
подхода к воспитанию гармоничного человека.
Физкультурно-спортивной деятельности отводится особая роль в решении проблемы
социальной адаптации учащихся. Спорт, в частности во внеурочных формах занятий, включает
учащихся во множество социальных отношений с учениками других классов и возрастов,
создает возможность формирования запаса социально одобренных моделей поведения в
школьной среде.С каждым годом учебные нагрузки в школах возрастают, а возможности
активного отдыха ограничены. Очень важно, чтобы после уроков ребенок имел возможность
снять физическое утомление и эмоциональное напряжение посредством занятий в спортивном
зале веселыми и разнообразными подвижными и спортивными играми.
Отличительные особенности данной образовательной программы заключаются в том,
что в условиях небольшого школьного зала посредством баскетбола достигается высокая
двигательная активность большой группы детей, также есть возможность легко дозировать
нагрузку с учетом возраста, пола и подготовленности определенной группы, охватывая на
начальном этапе до 12 человек.
В холодное время года дети любят собираться в светлом спортзале не только для
спортивных тренировок, но и для общения со сверстниками своей и других школ, интересно
проводят свободное время и воскресные дни, не ищут развлечений на улице, а также
приобщают родителей для поддержки на соревнованиях.
У учащихся формируется потребность в систематических занятиях физическими
упражнениями, учащиеся приобщаются к здоровому образу жизни, приобретают привычку
заниматься физическим трудом, умственная нагрузка компенсируется у них физической.
Занятия спортом дисциплинируют, воспитывают чувство коллективизма, волю,

целеустремленность, способствуют поддержке при изучении общеобразовательных предметов,
так как укрепляют здоровье.
Программа органично вписывается в сложившуюся систему физического воспитания в
общеобразовательных учреждениях. Благодаря этому ученики смогут более плодотворно
учиться, меньше болеть. Ученики, успешно освоившие программу, смогут участвовать в
соревнованиях по баскетболу различного масштаба.
Инновационность программы состоит в тщательно отобранном теоретическом и
практическом материале. Содержание занятий, объем и интенсивность нагрузок зависят от
возраста и физического состояния здоровья обучающихся.
Адресат программы: школьники 10-14 лет.
Особенности развития познавательных способностей подростка часто служат причиной
трудностей в школьном обучении: неуспеваемость, неадекватное поведение. Успешность
обучения во многом зависит от мотивации обучения, от того личностного смысла, которое
имеет обучение для подростка. Основное условие всякого обучения – наличие стремления к
приобретению знаний и измерению себя и обучающегося. Но в реальной школьной жизни
приходится сталкиваться с ситуацией, когда подросток не имеет потребности в обучении и
даже активно противодействует обучению.
Ситуация
развития
подростка
(биологические,
психические,
личностнохарактерологические особенности подростка) предполагает кризисы, конфликты, трудности
адаптации к социальной среде. Факторами риска здесь являются: физическая ослабленность,
особенности развития характера, отсутствие коммуникативных навыков, эмоциональная
незрелость, неблагоприятное внешне-социальное окружение. У подростков появляются
специфические поведенческие реакции, которые составляют специфический подростковый
комплекс: реакция эмансипации, которая представляет собой тип поведения, посредством
которого подросток старается высвободиться из-под опеки взрослых.
Из вышесказанного следует, что подростковый период – время активного формирования
личности, преломления социального опыта через собственную активную деятельность
индивида по преобразованию своей личности, становление своего «Я». Центральным
новообразованием личности подростка, в этот период, является формирование чувства
взрослости, развитие самосознания.
Учет данных возрастно-половых особенностей в работе с детьми очень важен для
правильной методики работы, так как организм ребенка развивается непрерывно, но
неравномерно. Аналитические и функциональные изменения, происходящие в каждом возрасте,
имеют свои особенности. Двигательные способности повышаются по мере развития
центральной нервной системы. Важно учитывать в спортивной подготовке возрастные анатомофизиологические, психологические, эмоциональные изменения растущего организма.
Объём программы: 68 учебных часов в год.
Срок реализации программы – 1 год.
Форма обучения и виды занятий. Основной формой обучения является очная форма
обучения; командная, малыми группами, индивидуальная.
Формы проведения занятий: Форма организации детей на занятии: групповая с
организацией индивидуальных форм работы внутри группы, в парах, подгрупповая.
Тренировочные занятия, беседы, соревнования, тестирования, спортивные конкурсы,
праздники, просмотры соревнований.
Режим занятий. Занятия проводятся 1 раз в неделю продолжительностью 2 часа, перерыв
после первого часа 10 мин. Программа и план обучения свободно варьируются в рамках
возрастных категорий и физической подготовленности обучающихся. Важнейшее требование к

занятиям – дифференцированный подход к занимающимся, учитывая их состояние здоровья,
физическое развитие, двигательную подготовленность, а также знание навыков для
самостоятельных занятий.
Особенности организации образовательного процесса
образовательная программа
«Баскетбол» составлена в соответствии с учебным планом программы по интересам
сформированных в группы учащихся. Программа предназначена для детей 10-14 лет. В
коллектив принимаются все желающие, не имеющие медицинских противопоказаний.
1.2. Цели и задачи программы.
Цель программы: Создание условий для полноценного физического развития и
укрепления здоровья школьников посредством приобщения к регулярным занятиям
баскетболом, формирование навыков здорового образа жизни, воспитание спортсменов патриотов своей школы, своего города, своей страны.
Задачи программы:
1. Обучающие:

Познакомить учащихся с интереснейшим видом спорта баскетболом,
правилами игры, техникой, тактикой, правилами судейства и организацией проведения
соревнований;

Углублять и дополнять знания, умения и навыки, получаемые учащимися
на уроках физкультуры;
2. Развивающие:

Укреплять опорно-двигательный аппарат детей;

Способствовать разностороннему физическому развитию учащихся,
укреплять здоровье, закаливать организм;

Целенаправленно развивать специальные двигательные навыки и
психологические качества ребенка.

Расширение спортивного кругозора детей.
3. Воспитательные:

Формировать дружный, сплоченный коллектив, способный решать
поставленные задачи, воспитывать культуру поведения;

Прививать любовь и устойчивый интерес к систематическим занятиям
физкультурой и спортом;

Пропагандировать здоровый образ жизни, привлекая семьи учащихся к
проведению спортивных мероприятий и праздников.
Набор на обучение по Программе производится по заявлению обучающихся. Для
комплектации групп по Программе не производится отбор детей по антропометрическим
данным, гибкости и другим показателям пригодности к данному виду спорта. К спортивнооздоровительному этапу допускаются все лица, желающие заниматься баскетболом и не
имеющие медицинских противопоказаний. В группах осуществляется физкультурнооздоровительная и воспитательная работа, направленная на разностороннюю физическую
подготовку преимущественно оздоровительной направленности и овладение основами техники
баскетбола.
Формы подведения итогов реализации Программы. Программа предусматривает входящую,
промежуточную и итоговую аттестацию результатов обучения детей.
В начале года проводится входное тестирование. Входной контроль (предварительная
аттестация) – это оценка исходного уровня умений обучающихся перед началом
образовательного процесса.

Промежуточная аттестация проводится в виде текущего контроля в течение всего учебного
года. Она предусматривает 1 раз в полгода зачетное занятие по общей и специальной
физической подготовке при выполнении контрольных упражнений.
Содержание учебного (тематического) плана.
Теоретическая подготовка
Программа курса дополнительного образования по физкультурно-спортивному и
оздоровительному направлению “Баскетбол” предназначен для учащихся 10-14 лет. Данная
программа составлена в соответствии с возрастными особенностями учащихся и рассчитана на
проведение 2 часов в неделю, 68 часа в год. Программа построена на основании современных
научных представлений о физиологическом, психологическом развитии ребенка этого возраста,
раскрывает особенности соматического, психологического и социального здоровья.
Продолжительность занятий определяется их интенсивностью. Выполнение
нормативного объема учебного времени достигается сложением времени учебных занятий и
затратами времени на соревновательную деятельность по баскетболу в школе и вне ее.
Содержание программы структурировано по видам спортивной подготовки: теоретической,
физической, технической и тактической.Теоретическая подготовка включает вопросы истории
и современного состояния баскетбола, правил соревнований по баскетболу, техники
безопасности, а также вопросы, связанные с гигиеническими требованиями. Физическая
подготовка дифференцирована на упражнения общей и специальной подготовки. Техническая
подготовка включает упражнения без мяча и с мячом. В состав упражнений с мячом входят
передача, прием, ведение и броски по кольцу. Тактические действия включают действия
(индивидуальные и командные) игрока в нападении и защите.
Образовательный процесс осуществляется на основе личностно-ориентированного
подхода и основных дидактических принципов:
Принцип сознательности и активности. Формирование у обучающихся в процессе
обучения умения применять на практике полученные знания.
Систематичность и последовательность Успешная реализация этого принципа во многом
определяет эффективность усвоения школьниками изучаемого материала.
Доступность и посильность обучения. Изучаемый материал по содержанию и по объему,
а задания по методам выполнения соответствует уровню подготовки учащихся, их
возможностям, физическому развитию, т. е. посилен для них. Принцип доступности обучения
требует постепенного перехода от формирования примитивных умений и навыков к более
сложным, от простых – к сложным сведениям, т.е. планомерного расширения и углубления
круга знаний, умений и навыков у учащихся.
Наглядность в обучении. Активное использование разнообразных наглядных пособий
(иллюстрации, методические пособия, просматривание видеоигр и т.д.). Понятие наглядности
предполагает не только зрительное, но и слуховое восприятие.
Связь теории с практикой. Формирование у школьников на основе полученных знаний
практических умений и навыков.
Принцип индивидуального подхода. Медлительным детям, а также детям с недостаточно
развитой реакцией и психофизиологической памятью необходимо объяснять и показывать
дополнительно.
История развития баскетбола в мире и в нашей стране. Достижения баскетбола в мире и в
нашей стране. Достижения баскетболистов России на мировой арене. Количество
занимающихся в стране и мире. Спортивные сооружения для занятий баскетболом и их
состояние. Итоги и анализ выступлений сборных национальных, молодёжных и юниорских
команд баскетболистов на соревнованиях.

Общая характеристика сторон подготовки спортсмена. Понятие о процессе спортивной
подготовки. Взаимосвязь соревнований, тренировки и восстановления. Формы организации
спортивной тренировки. Основные средства спортивной тренировки. Методы спортивной
тренировки. Специализация и индивидуализация в спортивной тренировке. Использование
технических средств и тренажерных устройств. Общая характеристика спортивной тренировки
юных спортсменов. Самостоятельные занятия: утренняя гимнастика, индивидуальные занятия
по совершенствованию физических качеств и техники движений. Физические качества. Виды
силовых способностей: собственно силовые, скоростно-силовые. Методика воспитания
силовых способностей. Понятие быстроты, формы ее проявления. Методы воспитания
быстроты движений. Гибкость и ее развитие. Понятие о ловкости как комплексной способности
к освоению техники движений. Виды проявления ловкости. Методика воспитания ловкости.
Понятие выносливости. Виды и показатели выносливости.
Физическая подготовка баскетболиста. Понятие об утомлении и переутомлении. Причины
утомления. Субъективные и объективные признаки утомления. Переутомление.
Перенапряжение. Восстановительные мероприятия в спорте. Проведение восстановительных
мероприятий в спорте. Проведение восстановительных мероприятий после напряжённых
тренировочных нагрузок. Активный отдых. Самомассаж. Спортивный массаж. Баня.
Физическая подготовка - процесс, направленный на развитие физических способностей и
возможностей органов и систем организма спортсмена, высокий уровень развития которых
обеспечивает благоприятные условия для успешного овладения навыками игры и эффективной
соревновательной деятельности. Физическая подготовка в баскетболе складывается из двух
видов - общей и специальной физической подготовки. Между ними существует тесная связь.
Общая физическая подготовка - процесс разностороннего воспитания физических способностей
и повышения уровня общей работоспособности организма спортсмена.
Техническая подготовка баскетболиста. Техника - система движений, сходных по
структуре и направленных на решение примерно одной и той же игровой задачи. Разнообразие
условий, в которых применяется тот или иной приём, стимулирует формирование и
совершенствование способов его выполнения. Техника баскетбола - совокупность приемов,
способов и их разновидностей, позволяющих наиболее успешно решать конкретные задачи.
Основа техники баскетболиста - передвижение. Передвижение баскетболиста по площадке
являются частью целостной системы действий, направленной на решение атакующих задач и
формируемой в ходе реализации конкретных игровых положений.
Тактическая подготовка баскетболиста. Основные сведения о технике игры, о ее значении
для роста спортивного мастерства. Средства и методы технической подготовки. Классификация
приемов техники игры. Анализ техники изучаемых приемов игры. Методические приемы и
средства обучения технике игры. О соединении технической и физической подготовки.
Разнообразие технических приемов, показатели надежности техники, вариативность. Просмотр
видеозаписей игр.
Тактика командной игры - индивидуальные и коллективные способы и формы действий
игроков, творчески осуществляемых в конкретных условиях спортивных соревнований и
направленных на достижение наивысших результатов. Зависимость тактики от технической
оснащенности команды, ее работоспособности, психологической подготовки
и
психологической устойчивости игроков, умения распределять силы и создавать менее
выгодные условия для действий противников и др.
Основные черты тактики, характеризующейся простотой и целесообразностью действий:
быстрота атакующих действий, требующих хорошей подготовки, ориентировки и умения
взаимодействовать с партнерами;

индивидуальной техники;
двух-трех человек, направленными на быстрое создание условий для атаки или обороны;
Психологическая подготовка баскетболиста.
Психологическая подготовка юных спортсменов состоит из общепсихологической
подготовки (круглогодичной), психологической подготовки к соревнованиям и управления
нервно-психическим восстановлением.
Общая психологическая подготовка предусматривает формирование личности спортсмена
и межличностных отношений, развитие спортивного интеллекта, специализированных
психических функций и психомоторных качеств.
Средства и методы психолого-педагогических воздействий должны включаться во все
этапы и периоды круглогодичной подготовки. В круглогодичном цикле подготовки должен
быть сделан следующий акцент при распределении объектов психолого-педагогических
воздействий: в подготовительном периоде подготовки выделяются средства и методы
психолого-педагогических
воздействий,
связанные
с
моральнопсихологическим
просвещением спортсменов, развитием их спортивного интеллекта, развитием волевых качеств
и специализированного восприятия; в соревновательном периоде подготовки упор делается на
совершенствовании эмоциональной устойчивости, свойств внимания, достижения специальной
психической готовности к выступлению и мобилизационной готовности к состязаниям; в
переходном периоде преимущественно используются средства и методы нервно-психического
восстановления организма.
В течение всех периодов подготовки применяются методы, способствующие
совершенствованию моральных черт характера спортсмена, и приемы психической регуляции.
Основное содержание психологической подготовки юных баскетболистов:
- формирование определенных личных свойств, способствующих достижению максимально
высокого результата в соревновании (морально-нравственных качеств, волевых качеств,
обеспечивающих переносимость высоких тренировочных и соревновательных нагрузок,
способность к самосовершенствованию и самоконтролю);
- формирование мотивации занятий баскетболом, которая позволит сохранить
заинтересованность в постоянном совершенствовании и активное творческое отношение к
тренировочному процессу на протяжении длительного времени.
Зависимость успеха в соревновании от восприятия, представления, внимания (и таких его
параметров, как объем, концентрация, распределение, переключение), оперативной памяти,
мышления.
- формирование в процессе занятий спортом нравственных понятий, оценок, суждений.
Воспитание чувства ответственности перед коллективом. Общая и специальная
психологическая подготовка. Инициативность, самостоятельность и творческое отношение к
занятиям.
Регуляция уровня эмоционального возбуждения. Основные приёмы создания готовности к
конкретному соревнованию.
Соревновательная деятельность баскетболиста. Различные аспекты соревновательной
деятельности обучающихся по Программе. Дается понимание того, что соревновательная
деятельность, с одной стороны, является разделом подготовки, в котором развивается и
закрепляется взаимодействие всех основных составляющих подготовленности занимающегося
(технико-тактической, физической, теоретической, психологической и т.д.). С другой стороны,

поскольку данная Программа предназначена для реализации в организациях дополнительного
образования, она не предполагает выраженного акцента на соревновательную деятельность.
Победа над соперником – основная цель соревновательной деятельности. Успешность
выступления команды - интегральный показатель подготовленности игроков. Показатель
включает в себя уровень развития их физических и морально-волевых качеств, техникотактического мастерства и функционального состояния. Зависимость результативности
соревновательной деятельности баскетболистов от игровых функций: защитники, нападающие
и центровые. Деятельность баскетболиста в игре - не совокупность действий, объединенных
общей целью в единую динамическую систему.
Организация и проведение соревнований по баскетболу. Спортивные соревнования, их
планирование, организация и проведение. Значение спортивных соревнований для
популяризации вида спорта. Спортивные соревнования как важнейшее средство роста
спортивного мастерства. Правила соревнований по баскетболу. Способы проведения
соревнований:
все участники соревнований встречаются со всеми соперниками поочерёдно.
-круговой способ. При проведении соревнований этим способом команды
разделяют вначале на предварительные группы, в которых каждая команда встречается со
всеми соперниками данной группы.
,
проигравшая поединок, выбывает из дальнейших соревнований.
-двух турах,
проводимых отборочно-круговым способом. Затем победители предварительных соревнований
встречаются между собой по жеребьёвке способом прямого выбывания.
Правила проведения соревнований.
измеряют по внутреннему краю линий, ограничивающих площадку. Центральный круг
радиусом 1,8 м размечается в центре площадки.
соревнованиях, где команде предстоит
более 5 матчей, число игроков может быть увеличено до 12. В игровое время на площадке
могут находиться 5 игроков каждой команды.
Правила судейства соревнований по баскетболу. Судейство соревнований. Судейская
бригада: главный судья соревнований, судьи в поле, секретарь, хронометрист. Их роль в
организации и проведении соревнований. Правила игры в баскетбол. Обязанности и права
старшего судьи. Старший судья обязан проверить и одобрить все оборудование. Он выбирает
официальные игровые часы и утверждает секундометриста. Старший судья не должен
разрешать игрокам носить предметы, которые, по его мнению, могут представить опасность для
других игроков. Старший судья подбрасывает мяч в центре при начале игры. Он решает,
засчитать ли попадание в корзину, если мнения судей расходятся. Он принимает решения по
вопросам, по которым секретарь и секундометрист не пришли к общему мнению.
Окончание игры. Если возникают сомнения относительно точного определения времени
окончания игры, старший судья должен немедленно проконсультироваться с секундометристом
и секретарем, чтобы определить точное время, оставшееся до конца игры.
Планируемые (ожидаемые) результаты программы:
Реализация данной программы будет способствовать повышению физиологической активности
систем организма, содействию оптимизации умственной и физической работоспособности в

режиме учебной деятельности, более успешной адаптации ребенка к школе, повышению
интереса к занятиям физической культурой, увеличению числа учащихся стремящихся вести
здоровый образ жизни.

Знания о физической культуре.
Личностные, коммуникативные:
• рассматривать физическую культуру как явление культуры;
• характеризовать содержательные основы здорового образа жизни, раскрывать его взаимосвязь
со здоровьем, гармоничным физическим развитием и физической подготовленностью,
формированием качеств личности и профилактикой вредных привычек;
• определять базовые понятия и термины баскетбола, применять их в процессе игры со своими
сверстниками;
• руководствоваться правилами профилактики травматизма и подготовки мест занятий,
правильного выбора обуви и формы одежды в зависимости от времени года и погодных
условий;
• руководствоваться правилами оказания первой доврачебной помощи при травмах и ушибах во
время самостоятельных занятий физическими упражнениями.

Способы двигательной (физкультурной) деятельности.
Личностные, коммуникативные, регулятивные:
• взаимодействовать со сверстниками в условиях самостоятельной деятельности, оказывать
• использовать занятия кружка и спортивные соревнования для организации индивидуального
отдыха и досуга, укрепления собственного здоровья, повышения уровня физических кондиций;
помощь в организации и проведении тренировок, освоении новых двигательных действий,
развитии физических качеств.

Физическое совершенствование.
Личностные:
• выполнять общеразвивающие упражнения, целенаправленно воздействующие на развитие
основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, гибкости и координации);
• выполнять основные технические действия и приёмы игры в баскетбол в условиях игровой
деятельности;
• выполнять тестовые упражнения на оценку уровня индивидуального развития основных
физических качеств.

Предметные:
Научатся:
- правилам игры в баскетбол.
- тактическим приемам в баскетболе.
- выполнению основных технических приемов баскетболиста.
- проводить судейство матча.
- проводить разминку баскетболиста, организовать проведение подвижных игр.
- основам знаний о здоровом образе жизни.
- стремлению к здоровому образу жизни.
- повышению общей и специальной выносливости.
- Получат возможность узнать историю развития вида спорта баскетбол в школе.

№
1

2

3

4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26

Календарный учебный график
Тема занятия
Кол-во
часов

Теория

Практи
ка

Правила безопасности на занятиях;
Основные правила игры в баскетбол.
Гигиенические
основы
занятия
физическими
упражнениями.
Что такое физкультурно-спортиная этика?
Общее и индивидуальное развитие. Значение
физических упражнений для развития организма.
Стресс. Влияние стресса на состояние здоровья.
Влияние игровой деятельности на формирование
коммуникативных качеств личности. Упражнения для
развития силы
Упражнения для развития силы. Упражнения для
развития быстроты
Упражнения для развития быстроты. Упражнения для
развития прыгучести.
Упражнения для развития прыгучести. Упражнения на
развитие координации.
Упражнения на развитие координации. Упражнения
для развития выносливости.
Упражнения для развития выносливости.
Упражнения для развития выносливости.
Перемещения баскетболиста.
Техника владения мячом:- ловля мяча.
Техника владения мячом:- передача мяча. Техника
владения мячом:- ловля мяча.
Техника владения мячом:- передача мяча.
Техника владения мячом:- броски в корзину. Техника
владения мячом:- ведение мяча.
Техника владения мячом:- ведение мяча. Техника
владения мячом:- броски в корзину
Техника владения мячом:- ведение мяча.
Техника владения мячом:- финты.

2

0,25

0,75

2

0,25

0,75

2

0,25

0,75

0,20

0,80

0,20

0,80

0,20

0,80

0,20

0,80

2
2
2
2
2

0,20
0,20
0,20
0,20
0,20

0,80
0,80
0,80
0,80
0,80

2
2

0,20
0,20

0,80
0,80

2

0,20

0,80

2
2

0,20
0,20

0,80
0,80

Техника владения мячом:- техника овладения мячом.
Техника владения мячом:- финты.
Техника владения мячом:- техника овладения мячом.
Игра в нападении:- индивидуальные действия;
Игра в нападении:- индивидуальные действия;
Игра в нападении:- индивидуальные действия;
Игра в нападении:- групповые действия;
Игра в нападении:- групповые действия;
Игра в нападении:- групповые действия;
Игра в нападении:- групповые действия; Игра в

2

0,20

0,80

2
2
2
2
2
2
2
2

0,20
0,20
0,20
0,20
0,20
0,20
0,20
0,20

0,80
0,80
0,80
0,80
0,80
0,80
0,80
0,80

2
2
2
2

нападении:- командные действия.
27 Игра в нападении:- командные действия.
28 Игра в нападении:- командные действия.
29 Игра в нападении:- командные действия.
30 Игра в защите – индивидуальные действия;
31 Игра в защите – индивидуальные действия
32 Игра в защите – групповые действия;
33 Игра в защите – групповые действия
34 Игра в защите – командные действия.
Итого 68ч.

2
2
2
2
2
2
2
2

0,20
0,20
0,20
0,20
0,20
0,20
0,20
0,20

0,80
0,80
0,80
0,80
0,80
0,80
0,80
0,80

Места занятий, оборудование и инвентарь для занятий баскетболом.
Цель игры в баскетбол - овладение мячом и броски в корзину соперника, в то время как
другая команда пытается помешать этому. Мяч считается заброшенным, если он попадает в
корзину сверху и остается в ней или проходит через сетку. Корзина состоит из сплетенной из
белого шнура сетки, не имеющей дна, которая прикрепляется к кольцу с внутренним диаметром
45 сантиметров, изготовленному из металлического прута сечением 20 миллиметров. Сетка
корзины изготовляется таким образом, чтобы мяч свободно проходил через нее. Кольцо
подвешено на высоте 3, 05 метра от пола и плотно прикреплено к щиту в 30 сантиметрах от его
нижнего края. Щиты обычно делаются из оргстекла или дерева и имеют размеры 1, 8 метра по
горизонтали и 1, 2 метра по вертикали. Они устанавливаются вертикально на концах игровой
площадки, параллельно лицевым линиям. Нижний край щита поднят над полом на 2, 75 метра.
Щиты вынесены на 1, 2 метра в глубь площадки от середины лицевых линий. Поддерживающие
конструкции находятся за пределами игрового поля. Площадка представляет собой
прямоугольник с жесткой поверхностью длиной 26 и шириной 14 метров. Она размечается
хорошо видимыми линиями шириной 5 сантиметров, которые не входят отдельно в размеры
площадки. В баскетбол играют круглым мячом, изготовленным из кожи, резины, нейлона или
другогосинтетического материала, покрывающего поверхность резиновой камеры. Окружность
мяча 75 - 78 сантиметров, а вес 600 - 650 граммов, Он накачивается воздухом так, чтобы при
ударе о жесткую поверхность с высоты 1, 8 метра мог отскочить вверх на 1, 2 - 1, 4 метра. Мяч
в идеале должен быть ярко - оранжевого цвета с черными полосками.
2. Техническая подготовка.
2.1. Имитационные упражнения без мяча.
2.1.1. Прыжок вверх-вперед толчком одной и приземлением на одну ногу.
2.1.2. Передвижение приставными шагами правым (левым) боком: с разной скоростью;
одном и в разных направлениях.
2.1.3. Передвижение правым – левым боком.
2.1.4. Передвижение в стойке баскетболиста.
2.1.5. Остановка прыжком после ускорения.
2.1.6. Остановка в один шаг после ускорения.
2.1.7. Остановка в два шага после ускорения.
2.1.8. Повороты на месте.
2.1.9. Повороты в движении.
2.1.10. Имитация защитных действий против игрока нападения.
2.1.11. Имитация действий атаки против игрока защиты.

2.2. Ловля и передача мяча.
2.2.1. Двумя руками от груди, стоя на месте.
2.2.2. Двумя руками от груди с шагом вперед.
2.2.3. Двумя руками от груди в движении.
2.2.4. Передача одной рукой от плеча.
2.2.5. Передача одной рукой с шагом вперед.
2.2.6. То же после ведения мяча.
2.2.7. Передача одной рукой с отскоком от пола.
2.2.8. Передача двумя руками с отскоком от пола.
2.2.9. Передача одной рукой снизу от пола.
2.2.10. То же в движении.
2.2.11. Ловля мяча после полуотскока.
2.2.12. Ловля высоко летящего мяча.
2.2.13. Ловля катящегося мяча, стоя на месте.
2.2.14. Ловля катящегося мяча в движении.
2.3. Ведение мяча.
2.3.1. На месте.
2.3.2. В движении шагом.
2.3.3. В движении бегом.
2.3.4. То же с изменением направления и скорости.
2.3.5. То же с изменением высоты отскока.
2.3.6. Правой и левой рукой поочередно на месте.
2.3.7. Правой и левой рукой поочередно в движении.
2.3.8. Перевод мяча с правой руки на левую и обратно, стоя на месте.
2.4. Броски мяча.
2.4.1. Одной рукой в баскетбольный щит с места.
2.4.2. Двумя руками от груди в баскетбольный щит с места.
2.4.3. Двумя руками от груди в баскетбольный щит после ведения и остановки.
2.4.4. Двумя руками от груди в баскетбольную корзину с места.
2.4.5. Двумя руками от груди в баскетбольную корзину после ведения.
2.4.6. Одной рукой в баскетбольную корзину с места.
2.4.7. Одной рукой в баскетбольную корзину после ведения.
2.4.8. Одной рукой в баскетбольную корзину после двух шагов.
2.4.9. В прыжке одной рукой с места.
2.4.10. Штрафной.
2.4.11. Двумя руками снизу в движении.
2.4.12. Одной рукой в прыжке после ловли мяча в движении.
2.4.13. В прыжке со средней дистанции.
2.4.14. В прыжке с дальней дистанции.
2.4.15. Вырывание мяча.
2.4.16. Выбивание мяча.
Техника – основа спортивного мастерства. Передвижение по площадке в низкой стойке.
Передача мяча, ведение, бросок. Целесообразность применения приемов в конкретной игровой
обстановке. Выбор свободного места для получения мяча. Перемещение защитника, его
расположение по отношению к щиту и противнику.
Техника передвижений. Основная стойка баскетболиста. Бег с изменением направления и
скорости. Передвижение приставными шагами (правым и левым боком, вперед и назад).

Остановки во время бега: шагом, прыжком. Повороты на месте: вперед, назад. Сочетание
передвижений, остановок, поворотов. Ловля двумя руками мяча, летящего навстречу и сбоку на
уровне груди. Передача мяча двумя руками от груди после ловли и на месте, после ловли с
остановкой, после поворота на месте. Ведение мяча правой, левой рукой и попеременно.
Ведение с изменением направления. Броски мяча двумя руками, от груди с близкого
расстояния, с места под углом к корзине, с отражением от щита. Техника защиты.
Техника владения мячом. Стойка защитника: одна нога выставлена вперед, ноги
расставлены на одной линии. Перемещение в стойке защитника вперед, в стороны, назад.
Индивидуальные действия: умение выбрать место и открыться для получения мяча.
Целесообразное применение техники передвижения: прыжков, остановок, поворотов.
Командные действия: нападение по принципу выбора свободного места.
Индивидуальные действия: умение выбрать место и держать игрока с мячом и без мяча.
Техника нападения. Бег с изменением направления и скорости из различных исходных
положений. Ловля мяча одной рукой на месте с поддержкой другой рукой. Ловля двумя руками
мяча, летящего на уровне груди, низко и высоко– на месте и в движении (с выходом навстречу
мячу). Передача мяча двумя руками от головы, одной от плеча, после ловли, на месте и двумя
руками от груди после ловли в движении. Ведение мяча с изменением высоты отскока и
направления. Броски мяча двумя руками от груди и от головы с близкого расстояния после
ловли с остановкой и после ведения с остановкой.
Техника защиты. Вырывание мяча рывком на себя. Выбивание мяча при ведении и
броске. Перехват мяча.
Характеристика основных приемов техники: перемещения, ловли, передач, ведения,
бросков, поворотов. Понятие о тактике игры. Связь техники и тактики. Индивидуальные и
групповые технические действия.
3. Тактическая подготовка.
3.1. Защитные действия при опеке игрока без мяча.
3.2. Защитные действия при опеке игрока с мячом.
3.3. Перехват мяча.
3.4. Борьба за мяч после отскока от щита.
3.5. Быстрый прорыв.
3.6. Командные действия в защите.
3.7. Командные действия в нападении.
3.8. Игра в баскетбол с заданными тактическими действиями.
Хорошо подготовленные игроки, владеющие современной техникой, не всегда могут
победить противников. Успех в достижении победы определяется умением вести борьбу на
спортивном поле, правильно используя технику и свои физические возможности. Для этого
необходима тактическая подготовка, позволяющая предвидеть пути борьбы с противником и
наиболее эффективное использование средств.
Тактическая подготовка предусматривает овладение тактикой индивидуальных,
групповых и командных действий. Командные действия воплощаются в единый план
посредством системы игры. В основе её лежит определённый принцип, позволяющий
организовать усилия всех игроков. Общий план решается групповыми взаимодействиями, а в
каждом конкретном случае - индивидуальными действиями (отдельными игроками).
Избранная система не лишает игроков творческой активности, а направляет её,
определяет характер действий в соответствии с общим планом. Успех нападения и защиты
возможен только в том случае, если команда организует свои действия в соответствии с
уровнем технической и физической подготовленности.

Разнообразная тактика современной игры позволяет, при соответствующей подготовке
игроков, вести борьбу гибко, изменяя её формы и характер.
Тактическая подготовка юных баскетболистов включает:
применять любой технический приём или игровое действие;
систем игры;

центра). Введение мяча в игру (из-за боковой и лицевой линии);

Тактические действия делятся на командные действия в нападении и в защите.
Тактика нападения
Команда, овладевшая мячом, становится нападающей. Нападение - это основная
функция команды в игре. С помощью атакующих действий команда овладевает инициативой и
заставляет соперника принять выгодный ей тактический план. Главная цель нападающей
команды - забросить мяч в кольцо соперников. Чтобы добиться этого за 24 сек., необходимо
использовать организованные, заранее продуманные и хорошо подготовленные тактические
ходы, рассчитанные на приближение мяча к щиту соперника, создание благоприятных условий
для завершающей атаки, на непосредственное проведение этой атаки и обеспечение
возможности борьбы за отскок.
Тактика нападения даёт возможность команде в зависимости от конкретного соперника
и в различные моменты состязания выбирать и использовать наиболее целесообразные
средства, способы, формы ведения планомерной атаки.
По своему характеру все действия нападения подразделяют на индивидуальные и
коллективные.
Индивидуальные действия подразделяются на действия игрока без мяча и действия
игрока с мячом. В свою очередь действия игрока без мяча делятся на выход для получения мяча
и выход для отвлечения мяча. А действия игрока с мячом - на розыгрыш мяча и атаки корзины.
В соответствии с классификацией тактики коллективные действия подразделяются на
групповые и командные.
Групповые действия включают:
вия двух игроков - передай мяч и выходи, заслон, наведение, пересечение;
- треугольник, тройка, малая восьмёрка, скрестный выход,
сдвоенный заслон, наведение на двух игроков.
Командные действия делятся на стремительное и позиционное нападение.
Стремительное нападение - это система быстрого прорыва и система эшелонированного
прорыва.
Позиционное нападение - это система нападения через центрового (1-2-3-х) и система
нападения без центрового.
Тактика защиты.
Тактические действия в защите подразделяются на индивидуальные, групповые и
командные действия.
Индивидуальные действия предполагают:

же игроку с мячом и его
попыткам передать, вести или бросить мяч в корзину;

- 2 нападающих; 1 защитник - 3 нападающих, и т.д.
Групповые действия это:
-3-4-х игроков команды, в перемещениях по всей площадке или на
своей стороне;

- 3 нападающих; 3 защитника - 4 нападающих; 4 защитника - 5
нападающих;
отбор мяча);
выхода, против сдвоенного заслона, против наведения на двух).
Командные действия делятся на концентрированную и рассредоточенную защиту.
Концентрированная защита включает:

Рассредоточенная защита включает:

4. Физическая подготовка
4.1. Общая физическая подготовка.
4.1.1. Общеразвивающие упражнения: элементарные, с весом собственного веса, с партнером, с
предметами (набивными мячами, фитболами, гимнастическими палками, обручами, с мячами
различного диаметра, скакалками), на снарядах (перекладина, опорный прыжок, стенка,
скамейка, канат).
4.1.2. Подвижные игры.
4.1.3. Эстафеты.
4.1.4. Полосы препятствий.
4.1.5. Акробатические упражнения (кувырки, стойки, перевороты, перекаты).
4.2. Специальная физическая подготовка.
4.2.1. Упражнения для развития быстроты движений баскетболиста.
4.2.2. Упражнения для развития специальной выносливости баскетболиста.
4.2.3. Упражнения для развития скоростно-силовых качеств баскетболиста.
4.2.4. Упражнения для развития ловкости баскетболиста.
В разделе «Общая физическая подготовка» даны упражнения, которые способствуют
формированию общей культуры движений, развивают определенные двигательные качества.
В зависимости от возраста учащихся этот раздел неодинаково представлен в программе.
Так постепенно по мере овладения учащимися школой движений и формирования
определенных двигательных навыков и умений, доля общеразвивающих упражнений должна

снижаться. В 10-13 лет – до 50%, 14-15 лет – 40%, в 16-17 лет – 30%. В то же время значительно
возрастает доля специальных упражнений.
В разделе «Специальная физическая подготовка» представлен материал по баскетболу,
способствующий обучению детей техническим и тактическим приемам. Техническая
подготовка, понятие о спортивной технике. Взаимосвязь технической, тактической, физической
подготовки баскетболистов. Классификация и терминология технических приемов. Тактическая
подготовка, понятие о стратегии, тактике и стиле игры. Характеристика и анализ тактических
вариантов игры. Тактика отдельных игроков (защитников, нападающих).
Уже с 12 летнего возраста обучающиеся должны принимать участие в различных
соревнованиях по баскетболу, разбираясь и хорошо зная правила соревнований.
Одним из приемов обучения является выделение и разучивание основы технического
приема или тактического действия. Этой основой может быть часть приема из его
двигательного состава, а также одна из его биомеханических характеристик. Например, во
время обучения передаче двумя руками от груди наиболее важным элементом, основой
является положение мяча в кистях, способ держания мяча перед выполнением передачи. От
этого зависит «выстреливающие» движение передачи. Целесообразно именно это положение
изучать в первую очередь, на нем концентрировать внимание учеников.
Другие части передачи такие, как приведение мяча в исходное положение, согласование
движений ног и рук можно разучивать на следующих этапах обучения в зависимости от
времени, отведенного на обучение этому элементу.
В обучении броску с места в качестве основы могут быть выделены исходные
положения ног, руки с мячом, а также направление движения вверх, что определяет траекторию
броска. На следующих этапах можно разучивать согласование отдельных частей движения и
т.д. В каждом случае как основа может выделяться или положение частей тела в пространстве,
или их согласование, или динамика отдельных частей движения.
В тактических действиях в качестве основы могут выделяться приемы, действия,
которые определяют успешность всего тактического действия. Выделяемые в качестве основы
части приема, характеристики или приемы в тактических действиях можно объединить
понятием «базовый элемент».
«Базовый элемент» должен быть той, безусловно, необходимой частью движения, без
правильного выполнения которой невозможно решить двигательную задачу, выполнить
технический прием или тактическое движение. Он должен также служить основой для
совершенствования деталей техники и тактики. Базовые элементы можно разучивать на уроке, а
детали совершенствовать во внеурочных формах: в секционных занятиях, в домашних
заданиях.
Простые упражнения баскетболистов можно сочетать с акробатическими упражнениями
и всевозможными прыжками. Поэтому в системе подготовки баскетболиста должны найти
место эти упражнения.
5. Участие в соревнованиях по баскетболу
Тренировочные игры 1 на 1, 3 на 3, 5 на 5. Ознакомление с командным планом
соревнований, с положением о соревнованиях. Судейство соревнований. Судейская бригада:
главный судья соревнований, судьи в поле, секретарь, хронометрист. Их роль в организации и
проведении соревнований.
Участие и проведение спортивных соревнований, товарищеских игр.

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Методическое обеспечение занятий
Для повышения интереса обучающихся к занятиям баскетболом, решения развивающих и
воспитательных задач рекомендуется применять разнообразные формы и методы проведения
этих занятий.
Словесные методысоздают у учащихся предварительные представления об изучаемом
движении. Для этой цели учитель использует объяснение, рассказ, замечание, команды,
указания.
Наглядные методыприменяются главным образом в виде показа упражнения, наглядных
пособий, видеофильмов. Эти методы помогают создать у учеников конкретные представления
об изучаемых действиях.
Практические методы:метод упражнений, игровой, соревновательный,
круговой
тренировки.
Главным из них является метод упражнений, который предусматривает многократные
повторения движений. Разучивание упражнений осуществляется двумя методами: в целом, по
частям.
Игровой и соревновательный методы применяются после того, как у учащихся
сформировались некоторые навыки игры.
Метод круговой тренировки предусматривает выполнение заданий на специально
подготовленных местах (станциях). Упражнения подбираются с учетом технических и
физических способностей занимающихся.
Для реализации Программы необходимы материально-техническое, информационное и
кадровое обеспечение.
Материально-техническое обеспечение:

баскетбольные, сетки баскетбольные, стойки, маты, скакалки, гимнастические скамейки);
а занятиях необходимо находиться в спортивной форме и обуви (костюмы
спортивные тренировочные, кроссовки для баскетбола, футболки, майки, шорты).
Информационное обеспечение:
работа с сайтом образовательной организации (страница о секции баскетбола, результаты
тестирований, соревнований, работа с родителями, фото- и видеоматериалы, и прочее).
Кадровое обеспечение
Кадровые: программа рассчитана на преподавателя, владеющего знаниями по педагогике,
психологии и методикой проведения занятий.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Баскетбол. Броски по кольцу: Мастера советуют. //Физкультура в школе – 1990. -№7с. 15-17.
2. Баскетбол. Учебник для ВУЗов физической культуры. (Под общей редакцией Ю.М.
Портнова). Москва, 1997. – 476 с.
3. Баскетбол: примерная программа спортивной подготовки для ДЮСШ, СДЮШОР. - М.:
Советский спорт, 2007 г. и другие источники.
4. Литвинов Е.Н. Виленский М.Я. Туркунов Б.И., Захаров Л.А. «Программа физического
воспитания учащихся I-XI классов, основанная на одном виде спорта».

5. Костикова Л.В. «Баскетбол», Москва «Физкультура и спорт» 2002 г.
6. В.И.Лях, А.А.Зданевич. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11
классов.
7. В.И. Лях, М.Я. Виленский. ФГОС Физическая культура. Рабочая программа Предметная
линия учебников 5-9 класс.
8. Официальный сайт окружной общественной организации «Федерация баскетбола ХантыМансийского автономного округа-Югры» sportscool-1@mail.ru, (дата обращения: 27.08.2018).
9. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий, - М.: НИИ школьных технологий,
2006. – 816 с.
10. Жуков М.Н. Подвижные игры: Учеб.для студ. пед. вузов. - М.: Издательский центр
«Академия», 2000. - 160 с.
11. Найминова Э. Спортивные игры на уроках физической культуры. Книга для учителя. –
Ростов на Дону: Феникс, 2001. – 256 с.
12. Би К., Нортон К. Упражнения в баскетболе. Пер. с англ. М., ФиС, 1999 г.
13. Билл Гатмен и Том Финнеган «Всё о тренировке юного баскетболиста». Москва АСТ *
Астрель 2007 г.
14. Гатмен, Билл. Все о тренировке юного баскетболиста /Билл, Гатмен, Том Финнеган: АСТ,
Астрель, 2006г. - 211, [13] с.: с илл.
15. Гомельский Е.Я. Энциклопедия баскетбола Гранд Фаир 2002 г.
16. Материал газеты «Спорт в школе» (2008 г.) «Баскетбольная секция в школе» Гомельский Е.
Я.
17. Методическое пособие Нестеровский Д.И. Баскетбол. Теория и методика обучения.
Издательский центр «Академия», 2008 г.
18. Методическое пособие для учителей физической культуры, руководителей спортивных
секций, студентов физкультурных специальных вузов. Швайко Л.Г. Развёрнутые планыконспекты по баскетболу в 5-8 классах. Минск 2008 г.
19. Портных Ю.И., Лосин Б.Е., Кит Л.С., Луткова Н.В., Минина Л.Н.. Игры в тренировке
баскетболистов: Учебно-методическое пособие. /СПб. ГУФК им. П.Ф.Лесгафта, 2008. - 62 с.
20. Учебное пособие «Физическая подготовка баскетболистов», Яхонтов Е.Р., СПБ, 2007 г.;
21. Учебно-методическое пособие «Игры в тренировке баскетболистов», Портных Ю.И., Лосин
Б.Е., Кит Л.С. и др., 2008 г.;

Приложение 1
ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА (УПРАЖНЕНИЯ)
Обще подготовительные упражнения
Строевые упражнения. Шеренга, колонна, фланг, интервал, дистанция. Перестроения: в одну,
две шеренги, в колонну по одному, по два. Сомкнутый и разомкнутый строй. Виды размыкания.
Построение, выравнивание строя, расчет по строю, повороты на месте. Переход на ходьбу и
бег, на шаг. Остановка. Изменение скорости движения строя.
Упражнения для рук и плечевого пояса. Из различных исходных положений (в основной стойке,
на коленях, сидя, лежа) — сгибание и разгибание рук, вращения, махи, отведение и приведение,
рывки одновременно обеими руками и разновременно, то же во время ходьбы и бега.
Упражнения для ног. Поднимание на носки; сгибание ног в тазобедренных суставах;
приседания; отведения; приведения и махи ногой в переднем, заднем и боковом направлениях;
выпады, пружинистые покачивания в выпаде; подскоки из различных исходных положений ног
(вместе, на ширине плеч, одна впереди другой и т.п.); сгибание и разгибание ног в смешанных
висах и упорах; прыжки.
Упражнения для шеи и туловища. Наклоны, вращения, повороты головы; наклоны туловища,
круговые вращения туловищем, повороты туловища, поднимание прямых и согнутых ног в
положении лежа на спине; из положения лежа на спине переход в положение сидя; смешанные
упоры в положении лицом и спиной вниз; угол из исходного положения лежа, сидя и в
положении виса; различные сочетания этих движений.
Упражнения для всех групп мышц. Могут выполняться с короткой и длинной скакалкой,
гантелями, набивными мячами, мешочками с песком, резиновыми амортизаторами, палками, со
штангой (для юношей).
Упражнения для развития силы. Упражнения с преодолением собственного веса: подтягивание
из виса, отжимание в упоре, приседания на одной и двух ногах. Преодоление веса и
сопротивления партнера. Переноска и перекладывание груза. Лазанье по канату, шесту,
лестнице. Перетягивание каната. Упражнения на гимнастической стенке. Упражнения со
штангой: толчки, выпрыгивания, приседания. Упражнения с набивными мячами. Упражнения
на тренажере типа «геркулес».
Упражнения для развития быстроты. Повторный бег по дистанции от 30 до 100 м со старта и с
ходу с максимальной скоростью. Бег понаклонной 10 плоскости вниз. Бег за лидером
(велосипедист, более быстрый спортсмен). Бег с гандикапом с задачей догнать партнера.
Выполнения общеразвивающих упражнений в максимальном темпе.
Упражнения для развития гибкости. Общеразвивающие упражнения с широкой амплитудой
движения. Упражнения с помощью партнера (пассивные наклоны, отведения ног, рук до
предела, мост, шпагат). Упражнения с гимнастической палкой или сложенной вчетверо
скакалкой: наклоны и повороты туловища с различными положениями предметов (вверх,
вперед, вниз, за голову, на спину); перешагивание и перепрыгивание, «выкруты» и круги.
Упражнения на гимнастической стенке, гимнастической скамейке.
Упражнения для развития ловкости. Разнонаправленные движения рук и ног. Кувырки вперед,
назад, в стороны с места, с разбега и с прыжка. Перевороты вперед, в стороны, назад. Стойки на
голове, руках и лопатках. Прыжки опорные через козла, коня. Прыжки с подкидного мостика.
Прыжки на батуте. Упражнения в равновесии на гимнастической скамейке, бревне; равновесие
при катании на коньках, спусках на лыжах с гор. Жонглирование двумя-тремя теннисными
мячами. Метание мячей в подвижную и неподвижную цель. Метание после кувырков,
поворотов.

Упражнения типа «полоса препятствий»: с перелезанием, пролезанием, перепрыгиванием,
кувырками, с различными перемещениями, переноской нескольких предметов одновременно
(четырех баскетбольных мячей), ловлей и метанием мячей. Игра в мини-футбол, в теннис
большой и малый (настольный), в волейбол, в бадминтон.
Упражнения для развития скоростно-силовых качеств. Прыжки в высоту через препятствия,
планку, в длину с места, многократные прыжки с ноги на ногу, на двух ногах. Перепрыгивание
предметов (скамеек, мячей и др.), «чехарда». Прыжки в глубину. Бег и прыжки по лестнице
вверх и вниз. Бег по мелководью, по снегу, по песку, с отягощениями с предельной
интенсивностью. Игры с отягощениями. Эстафеты, комбинированные с бегом, прыжками,
метаниями. Метание гранаты, копья, диска, толкание ядра. Групповые упражнения с
гимнастической скамейкой.
Упражнения для развития общей выносливости. Бег равномерный и переменный на 500, 800,
1000 м. Кросс на дистанции для девушек до 3 км, для юношей до 5 км. Дозированный бег по
пересеченной Местности от 3 мин до 1 ч (для разных возрастных групп). Плавание с учетом и
без учета времени. Ходьба на лыжах с подъемами и спусками с гор, прохождение дистанции от
3 до 10 км на время. Спортивные игры на время: баскетбол, мини-футбол (для мальчиков и
девочек). Марш-бросок.
Специально-подготовительные упражнения
Упражнения для развития быстроты движения и прыгучести. Ускорения, рывки на отрезках от 3
до 40 м из различных положений (сидя, стоя, лежа) лицом, боком и спиной вперед. Бег с
максимальной
частотой
шагов
на
месте
и
11
перемещаясь.
Рывки
по
зрительно.воспринимаемым сигналам: вдогонку за партнером, в соревновании с партнером за
овладение мячом, за летящим мячом с задачей поймать его. Бег за лидером без смены и со
сменой направления (зигзагом, лицом и спиной вперед, челночный бег, с поворотом). Бег на
короткие отрезки с прыжками в конце, середине, начале дистанции. Прыжки в глубину с
последующим выпрыгиванием вверх (одиночные, сериями). Многократные прыжки с ноги на
ногу (на дальность при определенном количестве прыжков; на количество прыжков при
определенном отрезке от 10 до 50 м). Прыжки на одной ноге на месте и в движении без
подтягивания и с подтягиванием бедра толчковой ноги. Прыжки в стороны (одиночные и
сериями) на месте через «канавку» и продвигаясь вперед, назад. Бег и прыжки с отягощениями
(пояс, манжеты на голенях, набивные мячи, гантели).
Упражнения для развития качеств, необходимых для выполнения броска.
Сгибание и разгибание рук в лучезапястных суставах, круговые движения кистями.
Отталкивание от стены ладонями и пальцами одновременно и попеременно правой и левой
рукой. Передвижение в упоре на руках по кругу (вправо и влево), носки ног на месте.
Передвижение на руках в упоре лежа, ноги за голеностопные суставы удерживает партнер. Из
упора лежа «подпрыгнуть», одновременно толкаясь руками и ногами, сделать хлопок руками.
Упражнения для кистей рук с гантелями, булавами, кистевыми эспандерами, теннисными
мячами (сжимание). Имитация броска с амортизатором (резиновым бинтом), гантелями.
Поднимание и опускание, отведение и приведение рук с гантелями в положение лежа на спине
на скамейке. Метание мячей различного веса и объема (теннисного, хоккейного, мужского и
женского баскетбольного набивного мяча весом 1-5 кг) на точность, дальность, быстроту.
Метание камней с отскоком от поверхности воды. Метание палок (игра в «городки»). Удары по
летящему мячу (волейбольному и баскетбольному в прыжке, с места, с разбегу в стену, через
волейбольную сетку, через веревочку на точность попадания в цель. Броски мячей через

волейбольную сетку, через веревочку на точность попадания. Падение на руки вперед, в
стороны с места и с прыжка. Бросок мяча в прыжке с разбега, толкаясь о гимнастическую
скамейку. Бросок мяча в прыжке с подкидного мостика на точность попадания в мишени на
полу и на стене, в ворота.
Упражнения для развития игровой ловкости. Подбрасывание и ловля мяча в ходьбе и беге, после
поворота, кувырков, падения. Ловля мяча после кувырка с попаданием в цель. Метание
теннисного и баскетбольного мяча во внезапно появившуюся цель. Броски мяча в стену (батут)
с последующей ловлей. Ловля мяча от стены (батута) после поворота, приседа, прыжка,
перехода в положение сидя. Прыжки вперед и вверх с подкидного мостика с выполнением
различных действий с мячом и без мяча в фазе полета (сохранить вертикальное положение
туловища). Ведение мяча с ударом о скамейку; ведение с ударами в пол, передвигаясь по
скамейке, ведение с перепрыгиванием препятствий. Ведение одновременно правой и левой
рукой двух мячей, со сменой рук. Ведение мяча с 12 одновременным выбиванием мяча у
партнера. Комбинированные упражнения, состоящие из бега, прыжков, ловли, передачи,
бросков, ведения с предельной интенсивностью. Бег с различной частотой шагов, аритмичный
бег по разметкам с точной постановкой ступни (наступая на разметки, ставя ступни точно у
линии). Эстафеты с прыжками, ловлей, передачей и бросками мяча. Перемещения партнеров в
парах лицом друг к другу, сохраняя расстояние между ними 2-3 м.
Упражнения для развития специальной выносливости. Многократные повторения упражнений в
беге, прыжках, технико-тактических упражнениях с различной интенсивностью и различной
продолжительностью работы и отдыха. Игры учебные с удлиненным временем, с заданным
темпом перехода от защиты к нападению и обратно. Круговая тренировка (скоростно-силовая,
специальная).


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».