Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Андриановичи Принята на заседании педагогического совета МБОУ СОШ с. Андриановичи протокол № 129 от 31.03.2021 г. Утверждена приказом директора МБОУ СОШ с. Андриановичи И.Г. Гордеевой от 31.03.2021 г. № 22/1 - од Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа МБОУ СОШ с. Андриановичи на 2021- 2026 г. п. Ларьковка 1 Содержание 1. Пояснительная записка……………………………………………….. стр.3 2. Концептуальная основа дополнительного образования школы. ….. стр.4 3. Целевое назначение дополнительной общеобразовательной программы ………………………………………………………………………….. стр.5 4. Адресность дополнительной общеобразовательной программы…... стр.6 5. Основные механизмы реализации программы.................................... стр.6-9 6. Учебный план дополнительного образования, календарный учебный график…………………………………………………………….…... стр.7 7. Методическое сопровождение и повышение профессионального уровня педагога дополнительного образования…………………….……... стр.8 8. Материально-техническое обеспечение …………...……….……… стр.9 9. Основные организационные мероприятия по реализации Программы………………………………………………………….... стр.10 10. Взаимодействие с социокультурными учреждениями…………..... стр.10 11. Ожидаемые результаты программы…………………………….….. стр.11 2 Пояснительная записка МБОУ СОШ с. Андриановичи осуществляет образовательную деятельность в интересах личности ребенка, общества и государства, обеспечивает охрану здоровья и создание благоприятных условий для разностороннего развития личности, в том числе возможность удовлетворения воспитанника в самообразовании и получении дополнительного образования. В сфере дополнительного образования ребёнок может реализовать своё личностное право на свободный выбор цели, освоить способность к позитивному целеполаганию, умению достигать целей своего жизненного предназначения. Свободный выбор ребёнка есть существенный признак дополнительного образования поэтому, в широком смысле слова, дополнительное образование – это образование целевого выбора. Ценность дополнительного образования состоит в том, что оно усиливает содержательную составляющую ООП МБОУ СОШ с. Андриановичи и способствует практическому приложению умений и навыков детей, полученных в общеобразовательном учреждении, стимулирует их познавательную мотивацию, развивает творческий потенциал, навыки адаптации к современному обществу. Для системной и качественной реализации дополнительного образования в школе создана дополнительная общеобразовательная программа. В Программе отражены цели и задачи, направленные на развитие системы дополнительного образования в школе, а также средства и механизмы, обеспечивающие их практическую реализацию. Конечным результатом реализации программы должна стать вариативная система дополнительного образования, которая будет создавать условия для свободного развития личности каждого ученика школы. Реализация содержания дополнительной общеобразовательной программы МБОУ СОШ с. Андриановичи осуществляется педагогами дополнительного образования. В школе дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы реализуются как в учреждении, так и на базе центра образования естественно-научной и технологической направленности «Точка роста». Программа разработана с учетом нормативно-правовых документов: - Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» №273 – ФЗ от 29.12.2012г (с изменениями и дополнениями); - Концепцией развития дополнительного образования детей до 2030г. - Приказом Минобрнауки России от 09.11.2018г. №196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; -Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015г. № 996-р; - СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 №28); 3 - Приказом Росстата от 13.09.2016 №501 «Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за дополнительным образованием и спортивной подготовкой детей»; - Письмом Министерства образования и науки от 11.12.2006 №06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»; -Уставом МБОУ СОШ с. Андриановичи; - Правилами организации и осуществления образовательной деятельности в МБОУ СОШ с. Андриановичи по дополнительным общеобразовательным программам. Дополнительная общеобразовательная программа позволяет обеспечить удовлетворение образовательных запросов родителей, чьи дети посещают образовательное учреждение. Программа является документом, открытым для внесения изменений и дополнений. Корректировка программы может осуществляться ежегодно в соответствии с изменениями в законодательстве в области образования. Важнейшие целевые индикаторы и показатели эффективности программы — результаты участия в городских, окружных, школьных конкурсах, выставках, соревнованиях и других мероприятиях. Концептуальная основа дополнительного образования школы Основное назначение дополнительного образования – развитие мотиваций личности к познанию и творчеству, реализация дополнительных программ в интересах личности. Дополнительное образование – практико-ориентированная форма организации культурносозидательной деятельности ребенка. Дополнительное образование – проектно-проблемный тип деятельности, который является базовой сферой развивающего образования. Дополнительное образование – дополнительность, непрерывность, системность в образовательной системе. Дополнительное образование – форма реализации педагогического принципа природосообразности. Дополнительное образование – условие для личностного роста, которое формирует систему знаний, конструирует более полную картину мира и помогает реализовывать собственные способности и склонности ребенка, обеспечивает органическое сочетание видов досуга с различными формами образовательной деятельности, формирует дополнительные умения и навыки в опоре на основное образование. При организации дополнительного образования детей школа опирается на следующие приоритетные принципы: принцип непрерывности и преемственности; принцип системности во взаимодействии и взаимопроникновении базового и дополнительного образования; принцип вариативности; принцип гуманизации и индивидуализации; принцип добровольности; принцип деятельностного подхода; принцип творчества; принцип разновозрастного единства; принцип открытости системы. 4 Программа дополнительного образования обеспечивает органичное и естественное продолжение воспитания, обучения и развития личности воспитанников в условиях дополнительного образования. Работа в кружках по интересам – это одна из форм профессиональной ориентации, так как задачей профессиональной подготовки является развитие широкого спектра познавательных интересов, ключевых компетенций, обеспечивающих успешность в будущей профессиональной деятельности. Целевое назначение дополнительной общеобразовательной программы Целями реализации дополнительной общеобразовательной программы являются: развитие индивидуальных способностей, креативности, самостоятельности, физического совершенствования детей посредством форм дополнительного образования. Поставленная цель конкретизируется следующими задачами: удовлетворять потребности детей в занятиях по интересам; формировать условия для создания единого образовательного пространства; изучать интересы и потребности учащихся в дополнительном образовании; расширять различные виды деятельности в системе дополнительного образования детей для наиболее полного удовлетворения интересов и потребностей, учащихся в объединениях по интересам; определять содержание дополнительного образования детей, его форм и методов работы с учащимися с учетом их возраста и интересов; развивать творческий потенциал личности и формировать новый социальный опыт; создавать максимальные условия для освоения учащимися духовных и культурных ценностей; воспитывать уважение к истории, культуре своего и других народов и ориентация в информационном пространстве; сохранять психическое и физическое здоровье учащихся; раскрывать личностные особенности обучающегося в благоприятном эмоциональном климате разновозрастных микроколлективов; ориентировать обучающихся на культивирование здорового образа жизни, престижное и достойное проведение досуга современным человеком; формировать у обучающихся устойчивость к асоциальным явлениям, проводить профилактику вредных привычек; развивать способности к адаптации в современном мире, коммуникативные качества в сфере общения со сверстниками, взрослыми, современными средствами информационной культуры. Функции дополнительного образования: образовательная – обучение ребенка по дополнительным общеобразовательным программам, получение им новых знаний; воспитательная – обогащение культурного слоя общеобразовательного учреждения, формирование в школе культурной среды, определение на этой основе четких нравственных ориентиров, ненавязчивое воспитание детей через их приобщение к культуре; 5 информационная – передача педагогом ребенку максимального объема информации (из которого последний берет столько, сколько хочет и может усвоить); коммуникативная – это расширение возможностей, круга делового и дружеского общения ребенка со сверстниками и взрослыми в свободное время; рекреационная – организация содержательного досуга как сферы восстановления психофизических сил ребенка; профориентационная - формирование устойчивого интереса к социально значимым видам деятельности, содействие определения жизненных планов ребенка, включая предпрофессиальную ориентацию. интеграционная – создание единого образовательного пространства школы; компенсаторная – освоение ребенком новых направлений деятельности, углубляющих и дополняющих основное (базовое) образование и создающих эмоционально значимый для ребенка фон освоения содержания общего образования, предоставление ребенку определенных гарантий достижения успеха в избранных им сферах творческой деятельности; социализации – освоение ребенком социального опыта, приобретение им навыков воспроизводства социальных связей и личностных качеств, необходимых для жизни; самореализации – самоопределение ребенка в социально и культурно значимых формах жизнедеятельности, проживание им ситуаций успеха, личностное саморазвитие. Адресность дополнительной общеобразовательной программы С учетом территориального расположения образовательного учреждения МБОУ СОШ с.Андриановичи и особенностей взаимодействия с учреждениями дополнительного образования поселка, дополнительная общеобразовательная программа ориентирована на удовлетворение, как желаний родителей (законных представителей детей), так детей, посещающих образовательное учреждение. Дополнительная общеобразовательная программа предназначена для детей в возрасте от 6,5 до 18 лет в их свободное (внеучебное) время. Прием обучающихся в объединения дополнительного образования детей осуществляется на основе свободного выбора детьми дополнительных общеобразовательных программ. Деятельность по организации дополнительного образования детей осуществляется на основе дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ. Учебный год в объединениях дополнительного образовании детей начинается 2 сентября и заканчивается 31 мая текущего года, включая каникулярное время, регламентируется учебным планом, расписанием занятий объединений, календарным учебным графиком. Деятельность обучающихся может осуществляться в одновозрастных и разновозрастных объединениях по интересам (клубы, студии, творческие коллективы, ансамбли, группы, секции, кружки, театры и другие), а также индивидуально. Численный состав и продолжительность учебных занятий зависят от направленности дополнительных общеобразовательных программ и требований СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 №28); 6 При реализации программ используются различные образовательные технологии. Основные механизмы реализации программы Реализация дополнительной общеобразовательной программы предусматривает реализацию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ педагогов дополнительного образования. Содержание программ является средством оптимального достижения поставленных целей при условии гарантий прав субъектов образовательного процесса. В дополнительном образовании детей могут быть реализованы программы дополнительного образования различного уровня: начального, основного, среднего общего образования по следующим направленностям: художественная, физкультурно-спортивная, социально-гуманитарная, туристско-краеведческая, техническая. Содержание дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ и сроки обучения по ним определяются педагогами и утверждаются приказом директора образовательного учреждения. Вся система работы дополнительного образования в МБОУ СОШ с.Андриановичи направлена на формирование у обучающихся способностей, интересов и умений, необходимых для успешного функционирования в обществе, в раскрытии их индивидуально-творческого потенциала, в формировании позитивного отношения к себе и к окружающей действительности. Каждая из программ – это документ, отражающий педагогическую концепцию в соответствии с заявленными целями деятельности, с учётом условий, методов и технологий достижения целей, а также предполагаемого результата. Программа раскрывает структуру организации, последовательность осуществления, информационное, технологическое и ресурсное обеспечение образовательного процесса, является индивидуальным образовательным маршрутом личности, содержащим возможности выхода на определенный уровень образованности и решению задач приоритетного направления школы. Педагоги дополнительного образования детей могут пользоваться примерными (рекомендованными Министерством образования РФ) программами, адаптированными под данное учебное учреждение, самостоятельно разрабатывать программы и соответствующие приложения к ним, либо использовать программы других учреждений дополнительного образования детей. (Приложение №3: дополнительные общеобразовательные программы педагогов). Учебный план, календарный учебный график Учебный план и расписание ДО обучающихся в МБОУ СОШ с.Андриановичи составлены с учётом современных требований, направленных на совершенствование учебного процесса в условиях модернизации Российского образования, на основе нормативно-правовых документов, регламентирующих реализацию учебного плана дополнительного образования детей в МБОУ СОШ с.Андриановичи: 1. Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» №273 – ФЗ от 29.12.2012г (с изменениями и дополнениями) 7 2. СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 №28); 3. Уставом МБОУ СОШ с.Андриановичи; 4. Правилами организации и осуществления образовательной деятельности в МБОУ СОШ с. Андриановичи по дополнительным общеобразовательным программам. Учебный план отражает цели, задачи, содержание дополнительного образования, интересы обучающихся и родителей (законных представителей), а также направленность образовательных программ, образовательную область и объём учебной нагрузки. Направленности программ выбраны с учетом имеющихся педагогических кадров, материально – технических возможностей учреждения, запросов обучающихся, их родителей (законных представителей). Дополнительное образование в школе реализуется на бесплатной основе. Учебный план составлен из расчёта 34 - 35 учебных недель. Занятия по дополнительному образованию начинаются не ранее 2 сентября и заканчиваются 31 мая. (Приложение №1: учебный план ДО). Продолжительность занятий педагогов – 40 минут, 10 минутный перерыв для отдыха. Секции и кружки разновозрастные. Наполняемость групп соответствует оптимальным и допустимым нормам от 12 до 15 человек в группе, минимальный возраст зачисления детей соответствует норме. Учебный план дополнительного образования детей школы имеет необходимое кадровое, методическое и материально-техническое обеспечение. Формы осуществления образовательного процесса в рамках дополнительного образования – объединения (клуб, секция, кружок). (Приложение №2: календарный учебный график). Методическое сопровождение и повышение профессионального уровня педагога дополнительного образования. Категорийный состав педагог дополнительного образования Кадры, работающие в системе дополнительного образования школы: педагогипредметники, педагоги-совместители, педагоги дополнительного образования школы. Содержание методической деятельности: 1. Организация системы повышения квалификации педагогов. 2. Участие в семинарах, конкурсах, конференциях. 3. Оказание педагогам ДО информационной, консультативно-методической помощи через методические семинары. Содержание 1. Консультации по составлению дополнительных общеобразовательных программ, календарно-тематического плана. Месяц сентябрь Ответственные зам. директора по ВР 8 2. Экспертиза дополнительных общеобразовательных программ педагогов дополнительного образования. сентябрь зам. директора по ВР 3. Оказание методической помощи в подготовке открытых занятий, выставок, конкурсов, концертов. в течение года зам. директора по ВР 4. Консультации по работе над методической темой педагогам дополнительного образования. в течение года зам. директора по ВР 5.Посещения занятий педагогов дополнительного образования с последующим анализом и самоанализом. в течение года зам. директора по ВР Работа с педагогами № Содержание деятельности Срок Ответств. План.результат 1. Методические семинары: 1. Методические требования к современному занятию в системе ДО, методика самоанализа занятия, диагностики результативной деятельности октябрь зам. директора по ВР обязательный пакет документов, диагностики портфолио 2. 2. Использование технологии личностно - ориентированного обучения на занятиях педагогов ДО ноябрь зам. директора по ВР качественная подготовка занятий Материально-техническое обеспечение Для организации образовательного процесса в МБОУ СОШ с.Андриановичи имеются учебные помещения, библиотека, спортивный зал, классные кабинеты, лаборатории центра естественно-научной и технологической направленности «Центра Точка роста». Кабинеты укомплектованы компьютерами. Минимальное материально-техническое обеспечение программы предполагает наличие следующего инвентаря и оборудования: для занятий по дополнительным общеобразовательным программам - столы, стулья, демонстрационные доски, компьютер в комплектации, материалы и оборудование (в соответствии с направлением и видом деятельности). Количество мебели рассчитывается по количеству обучающихся в группе, а также учитываются условия для труда педагога и для хранения материалов и инвентаря; для проведения досуговых мероприятий – магнитофон (компьютер в комплектации), микрофоны, мультимедиа проектор, экран, игровое оборудование (мячи, кегли, скакалки и пр.), подборка музыки (для проведения игр, танцев) и другое оборудование. 9 Основные организационные мероприятия по реализации Программы № п/ 1 2 3 4 5 6 Мероприятия Обновление содержания дополнительного образования Корректировка дополнительной общеобразовательной программы Разработка новых дополнительных общеобразовательных программ педагогами и их апробация Организация работы по координации деятельности объединений дополнительного образования Организация и проведение школьных мероприятий по направленностям дополнительного образования Участие в мероприятиях муниципального, окружного, федерального уровней Срок реализации Ответственные ежегодно зам. директора по ВР зам. директора по ВР педагоги дополнительного образования зам. директора по ВР ежегодно ежегодно ежегодно в течение всего периода педагоги дополнительного образования ежегодно зам. директора по ВР, педагоги дополнительного образования зам. директора по ВР 7 Организация межведомственной системы соревнований, конкурсов ежегодно 8 Проведение творческих отчётов 1 раз в год ежегодно Руководители детских объединений 9 Создание банка данных методических идей ежегодно зам. директора по ВР 10 Изучение опыта работы дополнительного образования по обучению одарённых детей Оказание методической и практической помощи для организации дополнительного образования систематически руководители объединений по запросу зам. директора по ВР 11 Взаимодействие с социокультурными учреждениями Условиями эффективного взаимодействия МБОУ СОШ с.Андриановичи с социальными партнерами выступают: открытость школы, установление доверительных и деловых контактов, использование образовательного и творческого потенциала социума, реализация активных форм и методов общения. Приоритетными направлениями сотрудничества являются: создание условий для полноценного развития; сохранение и укрепление здоровья детей, формирование основ культуры личности, творческого потенциала воспитанников; подготовка ребенка к жизни в современном обществе. 10 Социальными партнерами школы являются: Спортивный комплекс п. Ларьковка, Сельский дом культуры с. Андриановичи, сельская библиотека, МБОУ ДОД «Центр детского творчества». Основные формы организации социального партнерства: совместные мероприятия: спортивные праздники; коллективно-творческие мероприятия: участие в выставках, конкурсах детского творчества, концертных программах и т.д. Ожидаемые результаты программы Создание в школе единой системы дополнительного образования, которая будет способствовать свободному развитию личности каждого ученика; расширение различных видов деятельности в системе дополнительного образования детей для наиболее полного удовлетворения интересов и потребностей, учащихся в объединениях по интересам; увеличение числа учащихся, достигающих высоких результатов в определенных видах деятельности; целенаправленная организация свободного времени большинства учащихся школы; создание условий для привлечения родителей к организации и проведению кружков и секций; внедрение в образовательный процесс современных методик обучения и воспитания. Система представления результатов воспитанников Участие в соревнованиях, конкурсах, муниципального, регионального уровня; итоговые выставки творческих работ; отчетные концерты; открытые занятия для родителей; презентации итогов работы объединений. конференциях школьного, 11