экология

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Серовский городской округ
МБОУ СОШ с. Андриановичи

РАССМОТРЕНО
Педагогическим советом
Протокол №162
от «30» августа 2023 г.

УТВЕРЖДЕНО
Приказ №100-од
от «31» августа 2023
г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса «Экология»
для обучающихся 10-11 классов

п.Ларькова 2023

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по экологии разработана в соответствии с учебным
планом МБОУ СОШ с.Андриановичи в соответствии с Федеральным
государственным образовательным стандартом и Примерной основной
образовательной программой Рабочая программа предназначена для
учащихся 10-11 классов образовательного учреждения и составлена на
основе: - Рабочая программа к линии УМК Б.М. Миркина (базовый уровень).
Экология. 10-11 классы. Дрофа, 2021.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДМЕТА «ЭКОЛОГИЯ»
Содержательной основой курса является учение о природной
экосистеме как совокупности совместно обитающих организмов и условий
их существования, находящихся в закономерной взаимосвязи и образующих
систему взаимообусловленных биотических и абиотических явлений и
процессов. Экосистемы рассматриваются как открытые самоорганизующиеся
и самовоспроизводящиеся системы, на уровне которых происходит обмен
веществ и осуществляются потоки энергии.
Современная экология имеет интегральный характер и является
комплексом научных дисциплин. Поэтому в учебном курсе раскрываются
основы трех разделов экологии —общей, прикладной и социальной экологии.
Общая
экология
рассматривает
уникальность
качественного
разнообразия живых существ, экологические взаимодействия на
организменном и над организменном уровнях организации живого.
Прикладная экология содержит материал о структуре и
функционировании антропогенных экосистем, о разработке допустимых
нагрузок на экосистемы, нормах использования природных ресурсов,
методах управления экосистемами, о моделировании экосистем.
Социальная экология исследует взаимосвязи и взаимозависимости
общества и природной среды, рассматривает несоизмеримость темпов
естественной эволюции природы с темпами развития человеческого
общества.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА «ЭКОЛОГИЯ»
Цель курса заключается в формировании у обучающихся системы
экологических знаний, взглядов и убеждений, обеспечивающих понимание
сущности природных процессов и результатов деятельности человека в
биосфере, а также в развитии у старшеклассников экологического сознания и
экологической ответственности.

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ГЕОГРАФИЯ» В УЧЕБНОМ
ПЛАНЕ
Учебный предмет «Экология» является обязательным для изучения на
базовом уровне среднего общего образования. Программа рассчитана на 34
часа: в 10 классе – 17 часов, в 11 классе – 17 часов).

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЭКОЛОГИЯ»
10 КЛАСС
ОБЩАЯ ЭКОЛОГИЯ
Введение. Экология — междисциплинарный комплекс наук. (1 час)
История экологии. Основоположники экологии: Э. Геккель, К. Линней, А. Лавуазье,
Ж.-Б. Ламарк, А. Гумбольдт, Т.-Р. Мальтус, Ч. Дарвин, А.Т. Болотов, К.Ф. Рулье, В.В.
Докучаев. Развитие экологии в ХХ в. Современная экология - междисциплинарный
комплекс наук. Разделы экологии: общая экология, прикладная экология, социальная
экология.
Демонстрации: портреты ученых-экологов, фрагмент фильма «Этюды о русских
ученых», таблица «Основы экологии».
Раздел 1. Экология видов и популяций
Тема 1. Организм и условия среды. (3 часа)
Факториальная экология. Экологические факторы. Условия и ресурсы среды.
Прямые и косвенные экологические факторы. Абиотические, биотические, антропогенные
факторы. Экология видов - аутэкология. Основные законы отношений организмов и
условий среды. Закон оптимума. Закон индивидуальности экологии видов. Закон
лимитирующего фактора. Приспособление организмов к условиям среды. Экологические
группы видов: гидрофиты, ксерофиты, галофиты, сциофиты, гелиофиты. Эктотермные и
эндотермные организмы. Биологическое разнообразие. Факторы, определяющие
биологическое разнообразие. Биологическая индикация. Среды жизни: водная, наземновоздушная, почвенная. Организмы как среда жизни. Плотность среды. Экологические
особенности среды. Понятие о жизненной форме. Жизненные формы животных. Правило
Бергмана. Жизненные формы растений. Жизненные стратегии растений и животных:
виоленты, патиенты, эксплеренты. Пластичность жизненной стратегии.
Демонстрации: фильмы «Сезонные изменения в жизни растений», «Возникновение
приспособлений у организмов», «Солнце, жизнь, хлорофилл»; гербарий «Растения кислых
почв»; коллекции «Виды защитных окрасок у животных», «Примеры приспособлений у
организмов», «Экологические адаптации растений к факторам природной среды».
Практическая работа. Исследование жизненных форм растений и животных
Тема 2. Взаимоотношения видов. (3 часа)
Типы взаимоотношений организмов. Сигнальные взаимоотношения организмов:
зрительные, звуковые, химические. Конкуренция организмов. Диффузная конкуренция.
Эксплуатация. Взаимоотношения «растение - фитофаг», «жертва - хищник», «хозяин паразит». Мутуализм. Протокооперация. Симбиотические организмы. Комменсализм.
Копрофаги. Аменсализм. Экологическая ниша. Экологические ниши животных.
Экологические ниши растений. Роль экологических ниш в сосуществовании видов.
Фундаментальная и реализованная экологические ниши.
Демонстрации: фильмы «Основы экологии», «Экологический альманах»; слайд- фильм
«Растения-хищники».
Практическая работа. Построение модели взаимодействия в системе «хищник жертва».

Тема 3. Популяции (2 часа)
Популяция. Границы популяций. Биологическое пространство. Биологическое
время. Внутривидовая конкуренция в популяции. Взаимовыгодные отношения особей в
популяции. Разнообразие особей в популяции. Возрастная структура популяции.
Возрастная пирамида. Жизненность особей. Экотип. Численность популяции. Плотность
популяции. Биотический потенциал. Саморегулирование плотности популяции. Модели
роста популяции. Кривые выживания. Нарушение стабильности популяций в результате
деятельности человека. Чрезмерная добыча животных. Максимально допустимая доля
изъятия урожая. Разрушение местообитаний. Вселение новых видов. Уничтожение видов,
регулирующих плотность популяции.
Демонстрации: карты «Зоогеографическая карта мира», «Зоогеографическая карта
России», «Растительность мира»; слайд-фильм «Популяция - элементарная единица
эволюции»; таблицы «Пищевые цепи», «Экологическая пирамида».
Практическая работа. Построение кривой экспоненциального роста численности
популяции.
Раздел 2. Экология экосистем
Тема 4. Общая характеристика экосистемы. (2 часа)
Экосистема. Биотические и абиотические компоненты экосистемы. Биота. Детрит.
Биокосное тело. Продуценты. Консументы. Редуценты. Почва как биокосное тело. Гумус.
Разнообразие почв. Зональные типы почв. Черноземы. Каштановые, бурые почвы и
сероземы. Подзолистые почвы. Серые лесные почвы. Внезональные типы почв.
Пойменные, болотные, горные почвы. Потоки вещества и энергии в экосистеме. Пищевые
цепи (пастбищные и детритные). Пищевые сети. Передача энергии в экосистеме. Полнота
выедания. Биомасса. Биологическая аккумуляция веществ. Структура биологической
продукции экосистемы. Запас биомассы в экосистеме. Экологические пирамиды
биомассы, численности, энергии. Экологическое равновесие в экосистеме.
Демонстрации: фильмы «Природные сообщества», «Растительные сообщества»,
«Экологические системы и их охрана»; гербарий «Растительные сообщества»; коллекция
«Биоценоз пресного водоема»; слайд-фильм «Типичные биогеоценозы»; карта «Почвы
России».
Практические работы. Изучение качественного состава микробиоценоза почвы.
Определение уровня кислотности почвы по водной суспензии.
Тема 5. Динамика экосистем. (1 час)
Естественные изменения экосистем. Обратимые изменения экосистемы: суточные,
сезонные, разногодичные. Экологические сукцессии. Автогенные сукцессии.
Антропогенные сукцессии. Пастбищная дигрессия. Рекреационная сукцессия. Сукцессия
эвтрофикации озер. Восстановительные сукцессии. Рекультивация земель. Сукцессии,
вызываемые заносом видов.
Демонстрации: таблицы
«Основы
экологии»,
«Зарастание
озера»;
фильмы
«Экологические системы», «Сезонные изменения в жизни растений», «Сезонные
изменения в жизни животных».
Практическая работа. Изучение изменений сообщества простейших в водных культурах.
Экскурсия. Саморазвитие природных экосистем и восстановление нарушенных экосистем.
Тема 6. Разнообразие экосистем. (3 часа)
Естественные и антропогенные экосистемы. Автотрофные и гетеротрофные
экосистемы. Особенности естественных фотоавтотрофных экосистем. Лесные экосистемы.
Пресноводные экосистемы. Биом. Биомы суши. Экосистемы тундры, тайги,
широколиственных лесов, степей и пустынь. экология суматохин.doc 8 Биомы морских вод

и прибрежий. Экосистемы морей и океанов. Разнообразие местообитаний в океане.
Экологические зоны океана. Биологическая продукция в морских экосистемах.
Хемоавтотрофные экосистемы океана.
Демонстрации: гербарий «Растения разных природных зон»; фильмы «Животные —
обитатели водоемов», «Животные — обитатели суши»; таблицы «Сообщество тундры»,
«Сообщество смешанного леса», «Сообщество степи»; карты «Природные зоны и
биологические ресурсы России», «Природные зоны и подзоны».
Практическая работа. Описание лесного растительного сообщества.
Экскурсия. Лесная экосистема и экологические ниши видов.
Тема 7. Биосфера. (1 час)
Общая характеристика биосферы. Учение В.И. Вернадского о биосфере.
Атмосфера. Гидросфера. Литосфера. Биосферные круговороты веществ. Круговорот воды,
углерода, кислорода, азота. Микроорганизмы-азотфиксаторы. Деятельность бактерийденитрификаторов. Круговорот фосфора. Влияние деятельности человека на круговороты
веществ в биосфере.
Демонстрации: фильмы «Биосфера», «Человек и биосфера», «Гидросфера»; моделиаппликации «Круговорот воды», «Круговорот углерода, азота и других веществ»; слайдфильм «Учение В.И.Вернадского о биосфере»; таблицы «Биосфера», «Круговорот
веществ»; модель «Круговорот веществ и энергии в природе».

11 КЛАСС
Раздел 3. Прикладная экология
Тема 8. Сельскохозяйственные экосистемы. (2 часа)
Агроэкосистема. Состав, структура, функциональные особенности агроэкосистемы.
Ресурсные, биологические, экономические и экологические ограничители. Сохранение
плодородия почв: борьба с эрозией, безотвальная обработка, севооборот. Биологическое
разнообразие агроэкосистем. Продукционное, ресурсное, деструктивное биоразнообразие
агроэкосистемы. Защита культурных растений: агротехнический и биологические методы
контроля сорных растений, контроль численности насекомых-вредителей. Методы
селекции в защите растений. Экология животноводства. Роль сельскохозяйственных
животных в агроэкосистемах. Эффективность откорма животных. Бесподстилочное
содержание животных. Проблема стоков. Биогаз. Экология растениеводства. Первая
«зеленая революция». Монокультура. Вторая «зеленая революция». Компромиссные
системы ведения сельского хозяйства. Органическое сельское хозяйство. Генетически
модифицированные растения.
Демонстрации: модель-аппликация «Агроценоз»; таблицы «Влияние человека на
обитателей почвы», «Влияние ядохимикатов на сообщество поля пшеницы», «Охрана почв
от эрозии»; фильмы «Охрана почв», «Биологические методы борьбы с вредителями»;
гербарий «Сорные растения»; коллекция «Вредители сельскохозяйственных культур».
Экскурсия. Изучение эрозии почв.
Тема 9. Городские экосистемы. (3 часа)
Общая
характеристика
городских
экосистем.
Управление городскими
экосистемами. Энергопотребление и потоки веществ в городских экосистемах. Городская
флора и фауна. Влияние городской среды на здоровье человека. Экологические принципы
градостроения. Урбанизация. Создание микрокосмов, экосити. Проблема автомобильного
транспорта. Влияние автотранспорта на окружающую среду. Экологизация

автотранспорта. Электромобили. Водородомобили. Биотопливо. Развитие общественного
транспорта и транспортных коммуникаций. Проблема твердых бытовых отходов. Состав
твердых бытовых отходов. Накопление твердых бытовых отходов. Сжигание твердых
бытовых отходов. Сортировка и переработка твердых бытовых отходов. Снижение
количества твердых бытовых отходов. Производство биоразлагаемых материалов.
Водосбережение. Платное водопользование. Слежение за качеством питьевой воды.
Водоподготовка. Энергосбережение. Децентрализация системы энергоснабжения.
Энергосберегающая бытовая техника. Экологическая роль озеленения. Нормативы
озеленения города. Экологические требования к качеству озеленения. Роль рудеральных
растений в городских экосистемах.
Демонстрации: фильм «Охрана окружающей среды города»; таблицы «Город как среда
обитания», «Охрана природы в зонах отдыха».
Практические работы. Определение количества загрязнителей, попадающих в
окружающую среду в результате работы автотранспорта. Мониторинг зеленых
насаждений населенного пункта.
Тема 10. Промышленные экосистемы. (2 часа)
Принципы экологизации техносистем: ресурсосбержение, энергосбержение,
малоотходность. Жизненный цикл изделия. Технологические цепи. «Промышленный
симбиоз». Ресурсосбережение и энергосбережение в техносистемах. Рециклинг. Экономия
металлов. Комплексное использование сырья. Экономия древесины. Нанотехнологии.
Увеличение времени эксплуатации ресурсоемкой продукции. Материальная революция.
Проблема промышленных отходов. Очистные сооружения. Очистка газообразных
выбросов и сточных вод.
Демонстрации: фильм «Тревожная хроника»; таблица «Биотехнология»; схема
«Очистные сооружения и замкнутые циклы воды и воздуха».
Практическая работа. Определение органолептических характеристик воды.
Тема 11. Сохранение и рациональное использование биологического
разнообразия.(3 часа)
Формы охраны биоразнообразия. Прямая коммерческая и непрямая коммерческая
ценность биоразнообразия. Рекреационная, научная, образовательная и опционная
ценность биоразнообразия. Проблемы рационального использования лесных экосистем.
Главное, побочное, промежуточное, рекреационное лесопользование. Нарушение
лесопользования. Использование химических средств защиты растений в лесных
экосистемах. Проблемы рационального использования пресноводных и морских
экосистем. Эксплуатация ресурсов пресноводных водотоков и водоемов. Превышение
норм водозабора. Последствия строительства водохранилищ. Превышение норм вылова
рыбы. Последствия нерационального использования морских ресурсов. Загрязнение
морей. Истощение морских биоресурсов. Обустройство охраняемых природных
территорий. Создание экологических сетей. Особо охраняемые природные территории.
Заповедники. Национальные и природные парки. Памятники природы. Природные
заказники. Объекты Всемирного наследия. Охрана видов и популяций. Красные книги.
Разведение видов под контролем человека. Создание генетических банков.
Демонстрации: фильмы «Охрана природы», «Охрана воздушного и водного
пространства», «Биосферные заповедники»; таблицы «Влияние загрязнений на водное
сообщество», «Охраняемые территории», «Охрана и привлечение птиц», «Охрана рыбных
запасов»; карты «Биосферные заповедники и национальные парки мира»; «Заповедники и
заказники России».
Практическая работа. Изучение ООПТ региона.

Тема 12. Экологическая экономика и экологическое право. (1 час)
Экономические механизмы рационального природопользования. Экологические
платежи. Платные ресурсы. Квоты на загрязнение. Экологические налоги. Экологически
ориентированные государственные инвестиции. Экологические фонды. Экологический
менеджмент. Экологическая экспертиза. Экологический аудит. Экологическая
сертификация. Экологическое страхование. Экологический мониторинг (глобальный,
локальный). Геофизический и биологический мониторинг. Нормирование антропогенной
нагрузки. Экологическое право. Экологические проступки и преступления.
Демонстрации: фильм «Земля только одна»; карты «Экологические проблемы России»,
«Основные типы хозяйственной деятельности народов России, использующих объекты
живой природы»; гербарий «Растения — индикаторы загрязнения воздушной среды»;
схемы «Органы экологического управления Российской Федерации», «Экологические
функции правоохранительных органов Российской Федерации».
Практическая работа. Определение степени загрязнения среды с помощью биотеста.
Тема 13. Состояние биосферы на рубеже тысячелетий. Концепция устойчивого
развития. (2 часа)
История отношений человека и природы. Человек как биосоциальный вид.
Основные периоды истории человечества: охота и собирательство, сельскохозяйственная
цивилизация, научно-технический прогресс, постиндустриальное развитие, устойчивое
развитие как прогнозируемый период. Формирование техносферы. Последствия
загрязнения атмосферы. Глобальное потепление климата. Разрушение озонового слоя.
Кислотные дожди. Снижение биоразнообразия на планете. Уничтожение видов.
Обезлесивание. Опустынивание. Влияние глобализации на развитие человечества.
Концепция устойчивого развития. Стокгольмская конференция ООН по проблемам
окружающей человека среды. Доклад «Наше общее будущее». Устойчивое развитие
общества. Первый Всемирный саммит РИО-92 - Международная конференция ООН по
окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро (1992 г.). «Повестка дня на ХХI век».
Второй Всемирный саммит РИО+10 в Йоханнесбурге (2002 г.). Возможные сценарии
развития общества: технократическая, консервационистская, центристская модели
будущего.
Демонстрации: фильм «Жить или не жить»; фрагменты фильмов «Воздух в природе»,
«Охрана вод и воздуха»; карта «Антропогенная трансформация природных экосистем»;
справочные таблицы «Водные ресурсы, обезлесение и заповедные зоны», «Изменения
окружающей среды в 1972–1992 гг. и ожидаемые тенденции до 2030 г.».
Практическая работа. Изучение и классификация потребностей человека.
Тема 14. Глобальные экологические проблемы человечества. (2 часа)
Состояние народонаселения мира. Плотность населения. Рождаемость. Суммарный
коэффициент рождаемости. Смертность. Младенческая смертность. Естественный
прирост населения. Демографический переход. Миграция населения. Продолжительность
жизни. Возрастной состав населения. Здоровье населения. Управление демографическим
процессом. Экономические меры регулирования народонаселения. Регулирование роста
народонаселения в развивающихся и развитых странах. Прогноз численности
народонаселения. Обеспечение человечества полноценным питанием. Продовольственная
безопасность. Производство зерна: урожайность зерновых культур, площадь пахотных
угодий, поливное земледелие. Источники белка. Производство животного белка:
животноводство, морепродукты, аквакультура. Производство растительного белка.
Проблема
голода.
Проблема
переедания.
Несбалансированное
питание.
Продовольственная безопасность в странах мира. Политика экономии продовольствия и
агроресурсов. Развитие энергетики. Традиционные источники энергии. Структура

мирового энергетического бюджета. Современные теплоэнергетика, гидроэнергетика,
атомная энергетика. Современная нетрадиционная энергетика: возобновляемые источники
энергии, ветроэнергетика, гелиоэнергетика, геотермальная энергетика, приливные и
волновые электростанции. Общие тенденции развития энергетики: теплоэнергетика,
гидроэнергетика и атомная энергетика будущего, перспективы энергетики на основе
возобновляемых источников энергии. Производство биотоплива. Энергосбережение как
ресурс энергетики будущего.
Демонстрации: фильм «Экология. Нетрадиционная энергетика»; карты «Месторождения
полезных ископаемых СНГ», «Плотность населения России», «Индекс загрязненности
воды в водоемах основных речных бассейнов», «Площадь вырубок в % от общей площади
лесных земель», «Население и урбанизация мира»; слайд-фильм «Глобальные
экологические проблемы»; справочная таблица с данными по современным ключевым
экологическим проблемам регионов мира.
Практическая работа. Оценка общего состояния здоровья с помощью теста
максимального потребления кислорода.
Тема 15. Международное сотрудничество в области охраны окружающей
среды. (1 час)
Охрана биологического разнообразия. Международные договоры (конвенции).
Конвенция о международной торговле видами дикой флоры и фауны, находящимися под
угрозой исчезновения (СИТЕС). Конвенция о биологическом разнообразии. Конвенции по
охране конкретных природных объектов. Защита атмосферы. Борьба с загрязнением
атмосферы. Борьба с выбросами парниковых газов. Киотский протокол. Монреальский
протокол по веществам, разрушающим озоновый слой. Защита Мирового океана.
Международная конвенция по регулированию китобойного промысла. Конвенция ООН по
морскому праву. Борьба с загрязнением морских вод. Контроль над перемещением особо
опасных веществ. Базельская конвенция о контроле за трансграничной перевозкой
опасных отходов и их удалением. Конвенция об оценке воздействия на окружающую
среду в трансграничном контексте. Соглашение по охране и использованию
трансграничных водотоков и международных озер.
Демонстрации: фильмы «Тени прогресса», «Экология. Охрана природы», «Биосфера и
человек», «Охрана природы».
Тема 16. Формирование экологического менталитета. (1 час)
Экологический менталитет. Преодоление потребительства. Экологическая культура.
Экологическая
нравственность.
Экологическое
образование.
Экологическая
ответственность. Экологическая этика. Экологическая мораль. Общественные
экологические движения.
Демонстрации: фильмы «Внимание, природа!», «Спешите спасти планету!»; схемы
«Экологические движения», «Международные природоохранительные организации».
Практическая работа. Проведение социологического опроса об отношении к природе.

ПЛАНИРУЕМЫЕ
РЕЗУЛЬТАТЫ
ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОГО
ПРЕДМЕТА «ЭКОЛОГИЯ»
Предметные результаты:
– использование понятия «экологическая культура» для объяснения
экологических связей в системе «человек–общество–природа» и достижения
устойчивого развития общества и природы;
– определение разумных потребностей человека при использовании
продуктов и товаров отдельными людьми, сообществами;
– анализ влияние социально-экономических процессов на состояние
природной среды;
– анализ маркировку товаров и продуктов питания, экологические
сертификаты с целью получения информации для обеспечения безопасности
жизнедеятельности, энерго- и ресурсосбережения;
– анализ последствия нерационального использования энергоресурсов;
– использование местных, региональных и государственных
экологических нормативны актов и законов для реализации своих
гражданских прав и выполнения обязанностей в интересах сохранения
окружающей среды, здоровья и безопасности жизни;
– понимание взаимосвязи экологического и экономического вреда и
оценивание последствий физического, химического и биологического
загрязнения окружающей среды;
– анализ различные ситуации с точки зрения наступления случая
экологического правонарушения;
– оценивание опасности отходов для окружающей среды и предложение
способов сокращения и утилизации отходов в конкретных ситуациях;
– извлечение и анализ информации с сайтов геоинформационных систем
и компьютерных программ экологического мониторинга для характеристики
экологической обстановки конкретной территории;
– умение выявлять причины, приводящие к возникновению локальных,
региональных и глобальных экологических проблем.
Личностные результаты:
- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма,
любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание
своей этнической принадлежности; усвоение гуманистических и
традиционных ценностей многонационального российского общества;
воспитание чувства ответственности и долги перед Родиной;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и
способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе
мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению

дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в
мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых
познавательных интересов;
- знание основных принципов и правил отношения к живой природе,
здоровьесберегающux технологий;
- сформированность познавательных интересов и мотивов,
направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений
(доказывать, строить рассуждения, анализировать, делать выводы);
эстетического отношения к живым объектам;
- формирование личностных представлений о целостности природы,
осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
- формирование уважительного отношения к истории, культуре,
национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов;
толерантности и миролюбия;
- освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм
социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные
сообщества;
- развитие морального сознания и компетентности в решении
моральных проблем на основе личностного выбора, формирование
нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и
ответственного отношения к собственным поступкам;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и
сотрудничестве с учителями, со сверстниками, старшими и младшими в
процессе
образовательной,
общественно
полезной,
учебноисследовательской, творческой и других видов деятельности;
- формирование ценности здорового и безопасного образа жизни;
усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в
чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил
поведения на транспорте и на дорогах;
- формирование основ экологического сознания на основе признания
ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного,
бережного отношения к окружающей среде и рационального
природопользования.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
- самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему,
определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта;

- выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат,
выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения
цели;
- составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы
(выполнения проекта);
- работая по плану, сверять свои действия с целью и, при
необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;
- в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные
критерии оценки.
Познавательные УУД:
- анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и
явления. Выявлять причины и следствия простых явлений;
- осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая
основания и критерии для указанных логических операций; строить
классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания);
- строить логическое рассуждение, включающее установление
причинно-следственных связей;
- создавать схематические модели с выделением существенных
характеристик объекта;
- составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.);
преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и
пр.);
- вычитывать все уровни текстовой информации;
- уметь определять возможные источники необходимых сведений,
производить поиск информации, анализировать и оценивать ее
достоверность.
Коммуникативные УУД:
- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе
(определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и
т.д.).
- владение умениями участия в учебном диалоге — следить за
соблюдением процедуры обсуждения, задавать вопросы на уточнение и
понимание идей друг друга;
- сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога;
- умение определять жанр выступления и в соответствии с ним отбирать
содержание коммуникации; учитывать особенности аудитории;
- соблюдение нормы публичной речи и регламент; адекватно теме и
ситуации общения использовать средства речевой выразительности для

выделения смысловых блоков своего выступления, а также поддержания его
эмоционального характера..

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока

1

2

3
4

5
6
7
8

9
10

Тема урока
10 класс
Введение (1 ч.)
Этапы развития экологии.
Структура современной экологии.
Тема 1. «Организм и условия среды» - 3 ч.
Факториальная экология.
Отношения между организмами и окружающей средой,
адаптации у растений и животных
Биологическое разнообразие. Биологическая индикация
Среды жизни.
Жизненные формы и жизненные стратегии организмов
Тема 2. Взаимоотношения видов – 2 ч.
Типы взаимоотношений организмов. Конкуренция и эксплуатация
Мутуализм, комменсализм, аменсализм. Экологическая ниша
Тема 3. Популяции – 2 ч.
Общая характеристика популяций.
Разнообразие и размер популяций
Динамика популяций. Нарушение стабильности популяций в результате
деятельности человека
Тема 4. «Общая характеристика экосистемы» - 2 ч.
Состав экосистемы. Почва
Потоки вещества и энергии в экосистеме.
Биологическая продукция и запас биомассы в экосистеме. Экологическое
равновесие
Тема 5. «Динамика экосистем» - 1 ч.

Количество часов

1

1

1
1

1
1
1
1

1
1

11

12

13
14
15
16
17

1
2
3
4
5

6
7

Естественные изменения экосистем.
Реакции экосистем на внешнее воздействие.
Тема 6. «Разнообразие экосистем» - 4 ч.
Классификация экосистем.
Особенности естественных фотоавтотрофных наземных и пресноводных
экосистем
Биомы.
Экосистемы морей и океанов.
Тундра, тайга и широколиственные леса. Степи и пустыни.
Тема 7. «Биосфера» - 1 ч.
Общая характеристика биосферы. Основные биосферные круговороты
веществ.
Контрольно-обобщающий урок по темам курса.
11 класс
Тема 8. «Сельскохозяйственные экосистемы» - 2 ч.
Состав и структура агроэкосистемы. Биологическое разнообразие
агроэкосистем
Экология животноводства .Экология растениеводства
Тема 9. «Городские экосистемы» - 3 ч.
Общая характеристика городских экосистем.
Проблема автомобильного транспорта. Проблема твёрдых бытовых
отходов
Водосбережение и энергосбержение в городских экосистемах. Озеленение
городов
Тема 10. «Промышленные экосистемы » - 2 ч.
Принципы промышленной экологии
Ресурсосбережение и энергосбережение в техносистемах. Проблема
промышленных отходов.

1

1

1
1
1
1
1

1
1
1
1
1

1
1

8
9

10
11
12
13

14
15

16

17

Тема 11. «Сохранение и рациональное использование биологического разнообразия» - 3 ч.
Проблема сохранения биологического разнообразия
1
Проблемы рационального использования лесных экосистем.
1
Проблемы рационального использования пресноводных и морских
экосистем
Охраняемые природные территории. Охрана видов и популяций
1
Тема 12. «Экологическая экономика и экологическое право» - 1 ч.
Экологическая экономика и экологический менеджмент
1
Тема 13. «Состояние биосферы на рубеже тысячелетий. Концепция устойчивого развития» - 2 ч.
История отношений человека и природы
1
Последствия загрязнения атмосферы. Снижение биоразнообразия на
1
планете.
Концепция устойчивого развития
Тема 14. «Глобальные экологические проблемы человечества» - 2 ч
Показатели состояния народонаселения мира.
1
Управление демографическим процессом
Проблема обеспечения человечества полноценным питанием. Проблемы
1
голода и переедания. Проблема роста энергопотребления
Тема 15. «Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды» - 1ч.
Охрана биологического разнообразия. Охрана атмосферы, гидросферы,
1
почв
Тема 16. «Формирование экологического менталитета» - 1 ч.
Преодоление потребительства. Экологическая культура населения
1

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Экология. Базовый уровень. 10—11 классы : рабочая программа : учебнометодическое пособие / Б. М. Миркин. — М. : Дрофа, 2017. — 24 с
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ
http://www.aseko.org/. Экологическое
устойчивого развития

образование.

Образование

для

http://www.ecoline.ru/books/. Электронная экологическая библиотека
http://express.irk.ru/sc/ecology/azbuka/index.htm. -Экологическая азбука
http://zelenyshluz.narod.ru/. - "Зеленый шлюз" – это путеводитель по
экологическим ресурсам сети Интернет.
http://www.refer.ru/9838 - Экология и окружающая среда Каталог и
путеводитель по экологическим ресурсам.
http://www.greenpeace.ru/gpeace/. Гринпис России Сайт российского
отделения независимой международной организации GREENPEACE,
защищающей природу мирными средствами
http://ecology.in-fo.ru/ -Сайт содержит обзор экологических материалов,
представленных по разделам: экологическая доктрина Российской
Федерации, законодательство, экология и экологические проблемы, жизнь
заповедная, национальные парки и заповедники.
http://ecology.samara.ru/. - Правовая информация в области охраны
окружающей среды


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».