СОДЕРЖАНИЕ
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ............................................................................................................................... 3
1.1 Пояснительная записка .................................................................................................................... 3
1.2.Общая характеристика АОП для обучающихся с ОВЗ на уровне ООО. ........................................ 5
1.3. Планируемые результаты освоения обучающимися с ОВЗ АОП ................................................ 10
1.4. Система оценки достижения обучающимися с задержкой психического развития планируемых
результатов освоения адаптированной образовательной программы ................................................ 10
2.СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ........................................................................................................... 12
2.1.Направление и содержание программы коррекционной работы. ................................................. 12
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ ....................................................................................................... 16
3.1. Учебный план и календарный учебный график ........................................................................... 16
3.2. Внеурочная деятельность .............................................................................................................. 18
3.3. Система условий реализации адаптированной образовательной программы основного общего
образования обучающихся с задержкой психического развития ....................................................... 23
Приложение 1 ..................................................................................................................................... 26
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1 Пояснительная записка
В соответствии с п. 9 ст. 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об
образовании в Российской Федерации" образовательная программа - комплекс основных
характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационнопедагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом,
форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного
графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, а также оценочных и методических
материалов, которую в соответствии с ст. 12 Федерального закона от 29 декабря 2012г. №
273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" самостоятельно разрабатывает и
утверждает образовательная организация, осуществляющая образовательную деятельность.
В статье 2 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» даётся
определение понятия «адаптированная образовательная программа» - это образовательная
программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с
учётом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при
необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию
указанных лиц».
Адаптированная образовательная программа основного общего образования (далее –
АОП ООО) для детей с задержкой психического развития является нормативноуправленческим документом МБОУ СОШ с.Андриановичи и характеризует специфику
содержания образования и особенности организации
образовательной деятельности
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ЗПР) на уровне основного общего
образования. Адаптированная образовательная программа регламентирует организацию
деятельности обучающихся, учителей и администрации МБОУ СОШ с.Анриановичи.
Образовательная организация оставляет за собой право корректировать отдельные ее
разделы по мере необходимости. Разделы «Учебный план» и «Календарный учебный
график», как приложения к АОП, обновляются ежегодно.
Основные термины и понятия, используемые в программе. Инклюзивное
образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом
разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.
Учебный план - документ, который определяет перечень, трудоемкость,
последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов,
дисциплин (модулей), практики, иных видов учебной деятельности и, если иное не
установлено настоящим Федеральным законом, формы промежуточной аттестации
обучающихся.
Индивидуальный учебный план - учебный план, обеспечивающий освоение
образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом
особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося.
Адаптированная образовательная программа разработана на основании Федеральных,
региональных,
муниципальных
нормативно-правовых
актов,
регулирующих
образовательную деятельность, а также на основании ООП ООО МБОУ СОШ
с.Андриановичи.
В основу разработки и реализации АОП обучающихся с ЗПР заложены
дифференцированный и деятельностный подходы. Дифференцированный подход к
разработке и реализации АОП для обучающихся с ЗПР предполагает учет их особых
образовательных потребностей, которые проявляются в неоднородности по возможностям
освоения содержания образования. Применение дифференцированного подхода к созданию
и реализации АОП обеспечивает разнообразие содержания, предоставляя обучающимся с
ЗПР возможность реализовать индивидуальный потенциал развития. Деятельностный подход
основывается на теоретических положениях отечественной психологической науки,
раскрывающих основные закономерности процесса обучения и воспитания обучающихся,
структуру образовательной деятельности с учетом общих закономерностей развития детей с
нормальным и нарушенным развитием. Основным средством реализации деятельностного
подхода в образовании является обучение как процесс организации познавательной и
предметно-практической деятельности обучающихся, обеспечивающий овладение ими
содержанием образования.
В основу формирования АОП обучающихся с ЗПР на уровне ООО положены
следующие принципы:
принципы государственной политики РФ в области образования (гуманистический
характер образования, единство образовательного пространства на территории
Российской Федерации, светский характер образования, общедоступность образования,
адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки
обучающихся и воспитанников и др.);
принцип учета типологических и индивидуальных образовательных потребностей
обучающихся;
принцип коррекционной направленности образовательной деятельности;
принцип развивающей направленности образовательной деятельности, ориентирующий
на развитие личности обучающегося и расширение «зоны ближайшего развития» с учетом
особых образовательных потребностей;
принцип преемственности, предполагающий ориентировку на программу начального
общего образования, что обеспечивает непрерывность образования обучающихся с
задержкой психического развития;
принцип направленности на формирование деятельности, обеспечивает возможность
овладения обучающимися с задержкой психического развития всеми видами доступной
им предметно-практической деятельности, способами и приемами познавательной и
учебной деятельности, коммуникативной деятельности и нормативным поведением;
принцип переноса усвоенных знаний, умений, навыков и отношений, сформированных в
условиях учебной ситуации, в различные жизненные ситуации, что обеспечит готовность
обучающегося к самостоятельной ориентировке и активной деятельности в реальном
мире;
принцип сотрудничества с семьей.
Цель реализации АОП обучающихся с ЗПР на уровне ООО — обеспечение
выполнения требований ФГОС ООО.
Достижение поставленной цели при разработке и реализации АОП обучающихся с
ЗПР на уровне ООО предусматривает решение следующих основных задач:
формирование общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие личности
обучающихся
с
ЗПР
(нравственное,
эстетическое,
социально-личностное,
интеллектуальное, физическое) в соответствии с принятыми в семье и обществе
нравственными и социокультурными ценностями; овладение учебной деятельностью;
сохранение и укрепление здоровья обучающихся;
достижение планируемых результатов и требований к уровню подготовки обучающихся с
ЗПР при освоении АОП с учетом их особых образовательных потребностей, а также
индивидуальных особенностей и возможностей;
обеспечение доступности получения основного общего образования;
обеспечение преемственности начального общего и основного общего образования;
использование в образовательной деятельности образовательных технологий
деятельностного типа;
выявление и развитие возможностей и способностей обучающихся с ЗПР через
организацию их общественно-полезной деятельности, проведение спортивно–
оздоровительной работы, организацию художественного творчества и др.
участие педагогических работников, обучающихся, их родителей (законных
представителей) и общественности в проектировании и развитии внутришкольной
социальной среды.
1.2.Общая характеристика АОП для обучающихся с ОВЗ на уровне ООО.
Адаптированная образовательная программа основного общего образования
обучающихся с задержкой психического развития разработана в соответствии с
требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования, а также с учетом Основной образовательной программы основного общего
образования в соответствии с ФГОС ООО.
АОП обучающихся с ЗПР содержит три основных раздела: целевой, содержательный,
организационный.
Целевой раздел определяет общее назначение, цели, задачи и планируемые
результаты реализации АОП обучающихся с ЗПР образовательной организацией, а также
способы определения достижения этих целей и результатов.
Целевой раздел включает:
– пояснительную записку;
– общую характеристику АОП для обучающихся с ОВЗ на уровне основного общего
образования;
– особенности обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ;
– планируемые результаты освоения обучающимися с задержкой психического развития;
– систему оценки достижения обучающимися с задержкой психического развития
планируемых результатов освоения ООО.
Содержательный раздел определяет общее содержание основного общего
образования и включает следующие программы, ориентированные на достижение
личностных, метапредметных и предметных результатов:
– программу развития универсальных учебных действий у обучающихся с ЗПР;
– программы отдельных учебных предметов, курсов коррекционно-развивающей области;
– программу воспитания и социализации;
– программу коррекционной работы с обучающимися с ЗПР.
Организационный раздел определяет общие рамки организации образовательной
деятельности, а также механизмы реализации компонентов АОП.
Организационный раздел включает:
– учебный план основного общего образования;
– программу внеурочной деятельности;
– календарный учебный график;
– систему специальных условий реализации АОП в соответствии с требованиями
Стандарта.
АОП ООО обучающихся с ЗПР предназначена для обучающихся, имеющих
недостатки в психологическом развитии, подтвержденные ПМПК и препятствующие
получению образования без создания специальных условий.
Данный вариант АОП предполагает, что обучающийся с ЗПР получает образование,
сопоставимое по итоговым достижениям к моменту завершения обучения с образованием
обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья.
АОП представляет собой образовательную программу, адаптированную для обучения
обучающихся с ЗПР с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных
возможностей, обеспечивающую коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.
АОП обучающихся с ЗПР обеспечивает коррекционную направленность всей
образовательной деятельности при ее особой организации: проведение индивидуальных и
групповых коррекционных занятий, особое структурирование содержания обучения на
основе усиления внимания к формированию социальной компетенции.
АОП обучающихся с ЗПР может быть реализована в разных формах: как совместно с
другими обучающимися в общеобразовательных классах, так и в отдельных коррекционных
классах, группах. Определение формы обучения обучающихся, реализующих АОП,
осуществляется на основе рекомендаций ПМПК, сформулированных по результатам
комплексного психолого-медико-педагогического обследования в порядке, установленном
законодательством Российской Федерации.
Обучающийся с ЗПР имеет право на прохождение текущей, промежуточной и
государственной итоговой аттестации в соответствии со статьями 58, 59 Федерального
закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N273-ФЗ (в ред.
Федеральных законов от 07.05.2013 N 99).
Адресность адаптированной образовательной программы
Возраст обучающихся, которым адресована программа: 10-15 лет.
Продолжительность обучения: 5 лет.
Обучение детей с задержкой психического развития осуществляется в
общеобразовательных классах (количество детей с ЗПР в таких классах не превышает 4
человека).
Уровень готовности к освоению программы:
удовлетворительное освоение образовательной программы на уровне начального общего
образования;
наличие неудовлетворительных результатов в четвертях по базовой образовательной
программе.
Состояние здоровья: рекомендация медико-психолого-педагогической комиссии.
Обучение организуется по учебникам массовых общеобразовательных классов,
допущенных к использованию Федеральным перечнем учебников.
Фронтальное коррекционно-развивающее обучение осуществляется учителем на всех
уроках и должно обеспечить усвоение учебного материала в соответствии с федеральным
государственным образовательным стандартом.
Общий подход к оценке знаний и умений обучающегося с ЗПР в целом сохраняется в
его традиционном виде. При этом обучающийся с задержкой психического развития имеет
право на прохождение текущей, промежуточной и государственной итоговой аттестации в
иных формах в соответствии с особыми образовательными потребностями обучающихся с
ЗПР и связанными с ними объективными трудностями. Обучающиеся, не ликвидировавшие
в установленные сроки академической задолженности с момента её образования, по
усмотрению их родителей (законных представителей) оставляются на повторное обучение,
переводятся на обучение по другой программе в соответствии с рекомендациями ПМПК,
либо на обучение по индивидуальному учебному плану.
Для учащихся, не усваивающих учебную программу на уроке, организуются
индивидуальные коррекционные занятия, которые имеют как общеразвивающую, так и
предметную направленность. Для их проведения используются часы учебного плана части,
формируемой участниками образовательных отношений, а также часы, предусмотренные для
организации внеурочной и коррекционной деятельности обучающихся. Для оказания
логопедической и психологической помощи организуются коррекционно-развивающие
занятия с логопедом и психологом школы.
Выпускник девятого класса, успешно освоивший курс основной школы, получает
документ установленного образца.
Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с ЗПР
Обучающиеся с ЗПР — это дети, имеющее недостатки в психологическом развитии,
подтвержденные ПМПК и препятствующие получению образования без создания
специальных условий.
Категория обучающихся с ЗПР — наиболее многочисленная среди детей с
ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и неоднородная по составу группа
школьников. Среди причин возникновения ЗПР могут фигурировать органическая и/или
функциональная недостаточность центральной нервной системы, конституциональные
факторы, хронические соматические заболевания, неблагоприятные условия воспитания,
психическая и социальная депривация. Подобное разнообразие факторов обусловливает
значительный диапазон выраженности нарушений — от состояний, приближающихся к
уровню возрастной нормы, до состояний, требующих отграничения от умственной
отсталости.
Все обучающиеся с ЗПР испытывают в той или иной степени выраженные
затруднения в усвоении учебных программ, обусловленные недостаточными
познавательными способностями, специфическими расстройствами психологического
развития (школьных навыков, речи и др.), нарушениями в организации деятельности и/или
поведения. Общими для всех обучающихся с ЗПР являются в разной степени выраженные
недостатки в формировании высших психических функций, замедленный темп либо
неравномерное становление познавательной деятельности, трудности произвольной
саморегуляции. Достаточно часто у обучающихся отмечаются нарушения речевой и мелкой
ручной моторики, зрительного восприятия и пространственной ориентировки, умственной
работоспособности и эмоциональной сферы.
Уровень психического развития поступающего в школу ребёнка с ЗПР зависит не
только от характера и степени выраженности первичного (как правило, биологического по
своей природе) нарушения, но и от качества предшествующего обучения и воспитания
(раннего и дошкольного).
Диапазон различий в развитии обучающихся с ЗПР достаточно велик – от
практически нормально развивающихся, испытывающих временные и относительно легко
устранимые трудности, до обучающихся с выраженными и сложными по структуре
нарушениями когнитивной и аффективноповеденческой сфер личности. От обучающихся,
способных при специальной поддержке на равных обучаться совместно со здоровыми
сверстниками, до обучающихся, нуждающихся при получении основного общего
образования в систематической и комплексной (психолого-медико-педагогической)
коррекционной помощи.
Различие структуры нарушения психического развития у обучающихся с ЗПР
определяет необходимость многообразия специальной поддержки в получении образования
и самих образовательных маршрутов, соответствующих возможностям и потребностям
обучающихся с ЗПР и направленных на преодоление существующих ограничений в
получении образования, вызванных тяжестью нарушения психического развития и
неспособностью обучающегося к освоению образования, сопоставимого по срокам с
образованием здоровых сверстников.
АОП адресована обучающимся с ЗПР, которые характеризуются уровнем развития
несколько ниже возрастной нормы, отставание может проявляться в целом или локально в
отдельных функциях (замедленный темп либо неравномерное становление познавательной
деятельности). Отмечаются нарушения внимания, памяти, восприятия и др. познавательных
процессов, умственной работоспособности и целенаправленности деятельности, в той или
иной степени затрудняющие усвоение школьных норм и школьную адаптацию в целом.
Произвольность, самоконтроль, саморегуляция в поведении и деятельности, как правило,
сформированы недостаточно. Обучаемость удовлетворительная, но часто избирательная и
неустойчивая, зависящая от уровня сложности и субъективной привлекательности вида
деятельности, а также от актуального эмоционального состояния.
Особые образовательные потребности обучающихся с ЗПР
Особые образовательные потребности у обучающихся с ОВЗ разных категорий
различаются, поскольку задаются спецификой нарушения психического развития,
определяют особую логику построения учебного процесса и находят своё отражение в
структуре и содержании образования. Наряду с этим современные научные представления об
особенностях психофизического развития разных групп обучающихся позволяют выделить
образовательные потребности, как общие для всех обучающихся с ОВЗ, так и
специфические.
К общим потребностям относятся:
получение специальной помощи средствами образования сразу же после выявления
первичного нарушения развития;
получение основного общего образования в условиях образовательной организации
адекватного образовательным потребностям обучающегося с ОВЗ;
обязательность непрерывности коррекционно-развивающего процесса, реализуемого как
через содержание предметных областей, так и в процессе индивидуальной работы;
психологическое сопровождение, оптимизирующее взаимодействие ребенка с педагогами
и соучениками;
постепенное расширение образовательного пространства, выходящего за пределы
образовательной организации;
обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды с
учетом функционального состояния центральной нервной системы (ЦНС) и
нейродинамики психических процессов обучающихся с ЗПР (быстрой истощаемости,
низкой работоспособности, пониженного общего тонуса и др.);
гибкое варьирование процесса обучения путем расширения/сокращения содержания
отдельных предметных областей, изменения количества учебных часов и использования
соответствующих методик и технологий;
упрощение системы учебно-познавательных задач, решаемых в процессе образования;
организация процесса обучения с учетом специфики усвоения знаний, умений и навыков
обучающимися с ЗПР («пошаговом» предъявлении материала, дозированной помощи
взрослого, использовании специальных методов, приемов и средств, способствующих как
общему развитию обучающегося, так и компенсации индивидуальных недостатков
развития);
наглядно-действенный характер содержания образования;
обеспечение непрерывного контроля за становлением учебно-познавательной
деятельности обучающегося, продолжающегося до достижения уровня, позволяющего
справляться с учебными заданиями самостоятельно;
постоянная помощь в осмыслении и расширении контекста усваиваемых знаний, в
закреплении и совершенствовании освоенных умений;
специальное обучение «переносу» сформированных знаний и умений в новые ситуации
взаимодействия с действительностью;
необходимость постоянной актуализации знаний, умений и одобряемых обществом норм
поведения;
постоянное стимулирование познавательной активности, побуждение интереса к себе,
окружающему предметному и социальному миру;
использование преимущественно позитивных средств стимуляции деятельности и
поведения;
комплексное сопровождение, гарантирующее получение необходимого лечения,
направленного на улучшение деятельности ЦНС и на коррекцию поведения, а также
специальная психокоррекционная помощь, направленная на компенсацию дефицитов
эмоционального развития и формирование осознанной саморегуляции познавательной
деятельности и поведения;
специальная психокоррекционная помощь, направленная на формирование способности к
самостоятельной организации собственной деятельности и осознанию возникающих
трудностей, формирование умения запрашивать и использовать помощь взрослого;
развитие и отработка средств коммуникации, приемов конструктивного общения и
взаимодействия (с членами семьи, со сверстниками, с взрослыми), формирование навыков
социально одобряемого поведения, максимальное расширение социальных контактов;
обеспечение взаимодействия семьи и образовательного учреждения (организация
сотрудничества с родителями, активизация ресурсов семьи для формирования социально
активной позиции, нравственных и общекультурных ценностей).
Использование дополнительных вспомогательных приемов и средств для
обучающихся с ЗПР:
памятки; образцы выполнения заданий; алгоритмы деятельности;
печатные копии заданий, написанных на доске;
использование упражнений с пропущенными словами/предложениями;
использование листов с упражнениями, которые требуют минимального заполнения,
использование маркеров для выделения важной информации;
предоставление краткого содержания глав учебников;
использование учетных карточек для записи главных тем;
предоставление учащимся списка вопросов для обсуждения до чтения текста;
указание номеров страниц для нахождения верных ответов;
предоставление альтернативы объемным письменным заданиям (например, напишите
несколько небольших сообщений; представьте устное сообщение по обозначенной теме);
альтернативные замещения письменных заданий (лепка, рисование, панорама).
Необходимая специальная организация педагогом работы в классе, учет
работоспособности и особенностей психофизического развития обучающихся с ЗПР,
дополнительные вспомогательные приемы и средства работы с детьми с ЗПР соответствуют
методическим рекомендациям по организации специальных условий получения образования
детей с ограниченными возможностями здоровья, разработанными на основе заключений
ПМПК Свердловской области (письмо Министерства общего и профессионального
образования Свердловской от 06.04.2016г. № 02-01-82/2941) (Приложение 1).
1.3. Планируемые результаты освоения обучающимися с ОВЗ АОП
Планируемые результаты освоения АОП обучающихся с ОВЗ на уровне основного
общего образования являются одним из важнейших механизмов реализации требований
ФГОС ООО.
Планируемые результаты представляют собой систему ведущих целевых установок и
ожидаемых результатов освоения всех компонентов, составляющих содержательную основу
образовательной программы школы.
Поскольку АОП составлена на основе Основной образовательной программы
основного общего образования (ФГОС), то планируемые результаты освоения
адаптированной образовательной программы полностью соответствуют планируемым
результатам, прописанным в п. 1.2 ООП ООО.
1.4. Система оценки достижения обучающимися с задержкой психического развития
планируемых результатов освоения адаптированной образовательной программы
Основными направлениями и целями оценочной деятельности в МБОУ СОШ
с.Андриановичи в соответствии с требованиями ФГОС ООО являются:
- оценка образовательных достижений обучающихся на различных этапах обучения
как основа их промежуточной и итоговой аттестации, а также основа процедур внутреннего
мониторинга образовательной организации, мониторинговых исследований муниципального
регионального и федерального уровней;
- оценка результатов деятельности педагогических кадров как основа аттестационных
процедур;
- оценка результатов деятельности образовательной организации как основа
аккредитационных процедур.
Основным объектом системы оценки, ее содержательной и критериальной базой
выступают требования ФГОС, которые конкретизируются в планируемых результатах
освоения обучающимися (в т.ч. с ЗПР) основной образовательной программы
образовательной организации. Система оценки включает процедуры внутренней и внешней
оценки.
Внутренняя оценка включает:
- стартовую диагностику,
-текущую и тематическую оценку,
- портфолио,
- внутришкольный мониторинг образовательных достижений,
- промежуточную и итоговую аттестацию обучающихся.
К внешним процедурам относятся:
- государственная итоговая аттестация,
- независимая оценка качества образования,
- мониторинговые исследования муниципального, регионального и федерального уровней.
Особенности каждой из указанных процедур описаны в п.1.3 Основной
образовательной программы основного общего образования (Система оценки достижения
планируемых результатов освоения ООП ООО).
Образовательные достижения обучающихся, в т.ч. обучающихся с ЗПР, подлежат
текущему контролю успеваемости и промежуточной аттестации в обязательном порядке по
предметам, включенным в учебный план.
Текущий контроль успеваемости обучающихся в ОО проводится:
- поурочно, по темам;
- по итогам четверти в 5-9 классах.
Виды и формы текущего контроля:
- устные (устный ответ на поставленный вопрос, ответ по заданной теме, устное сообщение
по избранной теме, декламация стихов, чтение текста и др.);
- письменные (письменное выполнение тренировочных упражнений, лабораторных,
практических работ, написание диктанта, изложения, сочинения, выполнение
самостоятельной работы, письменной проверочной работы, контрольной работы, тестов и
др.).
Промежуточная аттестация учащихся может проводиться в форме:
- итоговой контрольной работы;
- контрольного тестирования.
Аттестация за год:
- оценка качества усвоения обучающимися всего объема содержания учебного предмета за
учебный год выставляется на основе результатов за четверти. Обучающиеся с ЗПР, как и
обучающиеся с нормативным развитием, освоившие содержание программы текущего
учебного года, переводятся в следующий класс.
Мониторинг учебной деятельности осуществляется реализацией внешнего контроля
учебной деятельности обучающихся, включающего систему государственной итоговой
аттестации учащихся 9 классов (ГИА), в соответствии с Законом «Об образовании в РФ».
Обучающиеся с ЗПР имеют право на прохождение государственной итоговой аттестации в
форме ГВЭ.
Внешний мониторинг осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 29
декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации". Выпускник девятого
класса, успешно освоивший курс основной школы по адаптированной образовательной
программе, получает документ установленного образца.
Система контроля и оценки учебных достижений обучающихся с ЗПР прописана в
рабочих программах предметов учебного плана. Критериальные требования, предъявляемые
к оцениванию ответа или работы, сообщаются обучающимся учителем (администратором)
до начала выполнения задания (комплекса заданий).
Материалы для проведения текущего контроля: вопросы устных зачетов, тесты с
критериями оценки, тексты контрольных работ, темы письменных зачетов – составляются
членами школьных методических объединений. Материалы для проведения контроля
(предметного мониторинга) в рамках ВШК составляются администрацией ОО, членами
школьных методических объединений.
2.СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
Программа развития универсальных учебных действий; программа воспитания и
социализации; программы отдельных учебных предметов и курсов; план внеурочной
деятельности для обучающихся с ЗПР соответствуют ФГОС ООО и основной
образовательной программе основного общего образования МБОУ СОШ с.Андриановичи
(см. разделы ООП ООО 2.1, 2.2, 2.3, 3.1, 3.2, 3.3, 3.4).
2.1.Направление и содержание программы коррекционной работы.
АОП обучающихся с ЗПР включает программу коррекционной работы, направленную
на создание системы комплексной помощи обучающимся с ЗПР в освоении основной
образовательной программы основного общего образования, коррекцию недостатков в
физическом и (или) психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию.
Предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих
учитывать особые образовательные потребности детей с ЗПР посредством
индивидуализации и дифференциации образовательного процесса; индивидуализацию
специального сопровождения обучающегося с ЗПР.
Цель программы: оказание комплексной психолого-социально-педагогической
помощи и поддержки обучающимся с ОВЗ и их родителям (законным представителям),
осуществление коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья при освоении основных и
дополнительных общеобразовательных программ основного общего образования,
дополнительных образовательных программ.
Приоритетными направлениями программы при получении основного общего
образования является формирование социальной компетентности обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья, развитие адаптивных способностей личности для
самореализации в обществе.
Задачи программы:
выявление и удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с
ОВЗ при освоении ими основной образовательной программы основного общего
образования;
- определение особенностей организации образовательных отношений и условий
интеграции для рассматриваемой категории детей в соответствии с индивидуальными
особенностями каждого ребенка, структурой нарушения развития и степенью
выраженности (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической
комиссии);
- осуществление индивидуально ориентированной социально-психолого-педагогической
помощи обучающимся с ограниченными возможностями здоровья с учетом
особенностей психического и (или) физического развития, индивидуальных
возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медикопедагогической комиссии);
- разработка и реализация индивидуально ориентированных программ, учебных планов,
организация индивидуальных и (или) групповых занятий для детей с выраженным
нарушением в физическом и (или) психическом развитии;
обеспечение возможности воспитания и обучения по дополнительным образовательным
программам социально-педагогической и других направленностей, получения
дополнительных образовательных коррекционных услуг;
- формирование зрелых личностных установок, способствующих оптимальной адаптации
в условиях реальной жизненной ситуации;
- расширение адаптивных возможностей личности, определяющих готовность к решению
доступных проблем в различных сферах жизнедеятельности;
- развитие коммуникативной компетенции, форм и навыков конструктивного личностного
общения в группе сверстников;
- реализация комплексной системы мероприятий по социальной адаптации и
профессиональной ориентации обучающихся с ОВЗ;
- оказание консультативной и методической помощи родителям (законным
представителям) детей с ОВЗ по медицинским, социальным, правовым и другим
вопросам.
Принципы формирования программы: преемственность, соблюдение интересов
ребенка, системность, непрерывность, вариативность, рекомендательный характер оказания
помощи.
Направления коррекционной работы для обучающихся с ЗПР на уровне основного
общего образования – диагностическое, коррекционно-развивающее, консультативное,
информационно-просветительское.
На основании методических рекомендаций по организации специальных условий
получения образования для детей с ограниченными возможностями здоровья в соответствии
с заключениями ПМПК Свердловской области (письмо Министерства общего и
профессионального образования Свердловской от 06.04.2016г. № 02-01-82/2941) обозначены
следующие основные направления психолого-педагогического сопровождения детей с ЗПР
на уровне основного общего образования:
1.Формирование устойчивой познавательной мотивации, стимуляция познавательной
активности.
2.Развитие восприятия различной модальности.
-
3.Развитие внимания.
4.Развитие всех видов памяти (слухо-речевой памяти).
5.Развитие мыслительных процессов.
6.Развитие языковых и речевых средств.
7.Коррекция нарушений устной и письменной речи.
8.Развитие произвольной деятельности.
9.Развитие эмоционально-волевой сферы: целеполагание, планирование и прогнозирование
деятельности.
10.Развитие контроля и самоконтроля, оценивания и самооценивания.
11.Формирование осознанной саморегуляции познавательной деятельности и поведения.
12. Развитие пространственной ориентировки. Формирование способности к
самостоятельной организации собственной деятельности и осознанию возникающих
трудностей. Формирование умения запрашивать и использовать помощь взрослого.
13.Специальное обучение «переносу» сформированных знаний и умений в новые ситуации.
14.Развитие и отработка средств коммуникации, приемов конструктивного общения и
взаимодействия.
15.Формирование навыков социально одобряемого поведения, максимальное расширение
социальных контактов.
16.Формирование социально активной позиции, нравственных и общекультурных ценностей.
На основании методических рекомендаций по организации специальных условий
получения образования для детей с ограниченными возможностями здоровья в соответствии
с заключениями ПМПК определены и специальные условия получения образования
обучающимися с ЗПР:
Образовательные потребности:
- в побуждении познавательной активности для формирования устойчивой
познавательной мотивации;
- в расширении кругозора, формировании разносторонних понятий и представлений
об окружающем мире;
- в совершенствовании психических процессов (внимания, зрительного, слухового,
тактильного восприятия, памяти и др.);
в
формировании/развитии
целенаправленной
деятельности,
функций
программирования и контроля собственной деятельности;
- в совершенствовании общих интеллектуальных умений (анализа, сравнения,
обобщения, выделения существенных признаков, закономерностей, гибкости мыслительных
процессов);
- в развитии личностной сферы – развитие и укрепление эмоций, воли, выработка
навыков произвольного поведения, волевой регуляции своих действий, самостоятельности и
ответственности за собственные поступки;
- в развитии и отработке средств коммуникации, приемов коммуникативного общения
и взаимодействия, в формировании навыков социально одобряемого поведения,
максимальном расширении социальных контактов;
- в усилении регулирующей функции слова, формировании способности к речевому
обобщению, в частности, в сопровождении речью выполняемых действий;
- в сохранении, укреплении соматического, психического здоровья, в поддержании
работоспособности, предупреждении истощаемости, психофизических перегрузок,
эмоциональных срывов.
На основании данных методических рекомендаций в образовательной организации
усовершенствована методика обучения и воспитания, на принципах которой трудился
ранее педагогический коллектив. Для организации образовательной деятельности
обучающихся с ЗПР нами выбраны те педагогические технологии, вспомогательные
приемы и средства обучения, которые не только обеспечат ожидаемый результат, но и
менее затратны при введении в практику обучения и воспитания, так как часть педагогов
их уже использует в образовательной деятельности. Это:
- технологии индивидуального и дифференцированного обучения: работа по
индивидуальным поурочным планам для учащихся;
- технология игрового обучения;
- технологии здоровьесбережения;
- технология личностно-ориентированного обучения;
- технология коллективной творческой деятельности;
-технология арттерапии (музыкотерапия, сказкотерапия, изотерапия, игротерапия);
- технология проектной деятельности;
- методика оценивания учебных достижений учащихся (портфолио).
Учет работоспособности и особенностей психофизического развития обучающихся с
ЗПР возможен при соблюдении следующих особенностей организации образовательной
деятельности:
- замедленность темпа обучения;
-упрощение структуры учебного материала в соответствии с психофизическими
возможностями ученика;
- рациональная дозировка содержания учебного материала;
- дробление большого задания на этапы;
- поэтапное разъяснение задач;
- последовательное выполнение этапов задания с контролем / самоконтролем каждого
этапа;
- осуществление повторности при обучении на всех этапах урока;
- повторение учащимся инструкций к выполнению задания;
- сокращенные задания, направленные на усвоение ключевых понятий;
- сокращенные тесты, направленные на отработку правописания работы;
- предоставление дополнительного времени для завершения работы;
- выполнение диктантов в индивидуальном режиме;
- максимальная опора на практическую деятельность и опыт ученика, опора на более
развитые способности ребенка;
- необходимо применять четкие схемы и таблицы, приближенные к жизни, реалистические
иллюстрации, рационально определять объем применения наглядных средств с соблюдением
принципа необходимости и доступности.
Более эффективной организации образовательной деятельности обучающихся с ЗПР
способствует использование дополнительных вспомогательных методов, приемов и
средств обучения:
- памятки;
- образцы выполнения заданий;
- четкие и понятные алгоритмы деятельности при выполнении заданий;
- печатные копии заданий, написанных на доске;
-использование упражнений с пропущеннымисловами/предложениями;
- использование листов с упражнениями, которые требуют минимального заполнения,
использование маркеров для выделения важной информации;
- предоставление списка опорных вопросов для обсуждения до чтения текста;
- предоставление краткого содержания глав учебника (самого главного);
- указание номеров страниц для нахождения верных ответов;
- предоставление альтернативы объемным письменным заданиям (например,
напишите несколько небольших сообщений, представьте устное сообщение по обозначенной
теме и т.п.);
- альтернативное замещение письменных заданий лепкой, рисованием,
конструированием;
- использование наглядных методов (показ, наблюдение);
- использование практических методов (метода упражнений, совместного выполнения
практических, лабораторных работ);
- использование словесных методов (метод «малых шагов», рассказ, объяснение,
сообщение, беседа по заранее предоставленным вопросам).
Для обучающихся с ЗПР очень важно создание климата психологического комфорта,
предупреждение психофизических перегрузок, достаточная продолжительность перемен: не
менее 10 минут между уроками и 20 минут – после третьего урока. Для того, чтобы избежать
быстрого утомления, типичного для детей с ЗПР, целесообразно переключать учеников с
одного вида деятельности на другой (игровую, трудовую, предметно-практическую, учебную
деятельность), разнообразить виды занятий.
Таким образом, каждым учителем на всех уроках осуществляется фронтальное
коррекционно-развивающее обучение, оно должно обеспечить усвоение учебного материала
всеми обучающимися с ЗПР в соответствии с государственным образовательным
стандартом. Данная работа усиливается индивидуальными и коррекционными занятиями со
стороны логопедической и психологической служб школы: организуются индивидуальные и
(или) групповые коррекционно-развивающие занятия с логопедом, психологом и
социальным педагогом.
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Учебный план и календарный учебный график
Учебный план обеспечивает выполнение санитарно-гигиенических требований к
режиму образовательной деятельности, установленных «Санитарно-эпидемологическими
требованиями к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях», и
предусматривает 5-летний нормативный срок освоения образовательных программ
основного общего образования,
Образовательная деятельность обучающихся, в т.ч. с ЗПР осуществляется согласно
календарному учебному графику, утвержденному приказом директора ОО. В соответствии с
календарным учебным графиком образовательная деятельность имеет следующие
особенности:
Учебный год начинается с 01 сентября. Продолжительность учебного года – 34-37
учебных недель, разделенных на четыре учебные четверти. В 9 классах – 37 учебных недель
(включая летний экзаменационный период). У выпускников 9 классов окончание учебного
года устанавливается в соответствии с Порядком проведения государственной итоговой
аттестации, который ежегодно утверждается приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации.
Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее 30
календарных дней, летом не менее 8 недель.
Продолжительность урока составляет 40 минут. Образовательная деятельность
осуществляется в режиме 5-дневной учебной недели для в первую смену.
В соответствии с санитарно-эпидимиологическими требованиями СП 2.4.3648-20
плотность образовательной деятельности на уроках составляет 60-80% учебного времени;
моторная плотность уроков по учебному предмету «Физическая культура» составляет не
менее 70% учебного времени.
Во время уроков осуществляется чередование различных видов образовательной
деятельности
(за
исключением
контрольных
работ).
Средняя
непрерывная
продолжительность различных видов образовательной деятельности (чтение с бумажного
носителя, письмо, слушание и т.п составляет в 5-9 классах – 10-15 минут.
Продолжительность непрерывного применения технических средств обучения в
образовательной
деятельности
соответствует
санитарно-эпидимиологическими
требованиями СП 2.4.3648-20.
Объем домашних заданий (по всем учебным предметам) не превышает (в
астрономических часах): в 4-5 классах – 2ч., в 6-8 классах – 2,5 ч., в 9 классах - до 3,5 ч.
Форма организации образовательного процесса – классно-урочная, с применением
лаборатрно-семинарской, лекционно-лабораторной, исследовательской деятельности.
Учебный план основного общего образования обеспечивает введение в действие и
реализацию требований ФГОС основного общего образования; фиксирует перечень
предметов обязательной части; определяет общий объем нагрузки и максимальный объем
учебной нагрузки обучающихся; определяет (регламентирует) перечень учебных курсов;
распределяет учебные предметы, курсы по классам и учебным годам. За основу взят
примерный недельный учебный план из расчета на 5267 часов за весь период обучения (для
5-7 классов) и 6020 часов (для 8-9 классов).
Учебный план состоит из двух частей: обязательной части и части, формируемой
участниками образовательных отношений. В процессе изучения всех учебных предметов
обеспечиваются условия для достижения планируемых результатов освоения основной
образовательной программы основного общего образования всеми обучающимися, в том
числе обучающимися с ОВЗ.
Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов,
обязательных предметных областей для всех имеющих государственную аккредитацию
образовательных организаций, реализующих образовательную программу основного общего
образования, и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) изучения.
Учебный план для детей с ЗПР представлен следующими предметными областями и
предметами:
- русский язык и литература (русский язык, литература);
- иностранные языки (иностранный язык);
- математика и информатика (математика, алгебра, геометрия, вероятность и статистика,
информатика);
-общественно-научные предметы (история России, всеобщая история; обществознание,
география);
- основы духовно-нравственной культуры народов России (основы духовно-нравственной
культуры народов России);
- естественно-научные предметы (физика, химия, биология);
- искусство (музыка, изобразительное искусство);
- технология (технология);
- физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности (физическая культура,
основы безопасности жизнедеятельности).
Предметная область «Иностранные языки» представлена учебными предметами
«Иностранный язык» (английский язык , немецкий язык и французский язык).
Предметная область «Физическая культура и Основы безопасности
жизнедеятельности» представлена учебными предметами «Физическая культура» и
«Основы безопасности жизнедеятельности». На изучение физической культуры в 5-9 классах
в режиме 5-дневной учебной недели отводится 2 часа в неделю, третий час реализуется за
счет курса «Спортивные игры» внеурочной деятельности.
Часть учебного плана МБОУ СОШ с.Андриановичи, формируемая участниками
образовательных отношений, обеспечивает реализацию индивидуальных потребностей
обучающихся, направлена на формирование общей культуры, личностное, интеллектуальное
и социальное развитие детей с ОВЗ. Выбор курсов формируется с учетом запросов
обучающихся и их особенностей.
*Учебный план разрабатывается ежегодно и является приложением к АОП ООО для
обучающихся с ЗПР.
3.2. Внеурочная деятельность
В соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 22.09.2011г. № 2357 в учебный план включен план внеурочной деятельности,
который является организационным механизмом реализации АОП ООО для обучающихся с
задержкой психического развития.
Внеурочная деятельность – понятие, объединяющее все виды деятельности
школьников (кроме учебной), при которых возможно и целесообразно решение задач их
коррекции, развития, воспитания и социализации. Выбор индивидуальных и групповых
занятий, их содержание определяется исходя из психофизических особенностей
обучающихся с ЗПР, на основании рекомендаций ПМПК и (или) индивидуальной
программы реабилитации инвалида.
В соответствии с требованиями ФГОС ООО внеурочная деятельность для
обучающихся с ОВЗ организуется по направлениям развития личности: коррекционноразвивающее, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное,
спортивно-оздоровительное. Содержание внеурочной деятельности может меняться в
зависимости от потребностей обучающихся. При организации внеурочной деятельности
обучающихся используются возможности образовательной организации.
Внеурочная деятельность в МБОУ СОШ с.Андриановичи осуществляется на основе
оптимизационной модели организации внеурочной деятельности и объединяет все виды
деятельности школьников (кроме учебной деятельности на уроке), в которых возможно и
целесообразно решение задач воспитания и социализации детей. Модель внеурочной
деятельности на основе оптимизации всех внутренних ресурсов образовательной
организации предполагает, что в ее реализации принимают участие все педагогические
работники образовательной организации - педагоги-предметники, педагог-организатор,
социальный педагог, педагог-психолог, педагоги дополнительного образования, педагогбиблиотекарь. Координирующую роль выполняет классный руководитель.
В соответствии с п. 8.3 и 8.4 СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно- эпидемиологические
требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях,
осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным
образовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья», внеурочная деятельность формируется из часов, необходимых для обеспечения
индивидуальных потребностей обучающихся с ОВЗ и в сумме составляет 10 часов в неделю
на каждый класс, из которых предусматриваются часы на реализацию обязательных занятий
коррекционной направленности и часы на развивающую область с учетом возрастных
особенностей обучающихся и их физиологических потребностей. Поэтому план внеурочной
деятельности для обучающихся с ЗПР представлен коррекционными занятиями
(психологическая коррекция, логопедическая коррекция и педагогическая коррекция (по
отдельным учебным предметам)), а также различными мероприятиями в рамках внеурочной
деятельности. Эти занятия входят в максимально допустимое количество часов по СанПиН
2.4.2.3286-15.
Цель психологической коррекции – преодоление и ослабление проблем в
психическом и личностном развитии обучающегося, гармонизация его личности и
межличностных отношений.
Цель логопедической коррекции – диагностика, коррекция и развитие всех сторон
речи, связной речи обучающегося.
Цель педагогической коррекции – преодоление образовательных дефицитов и
трудностей в освоении программ по предметам.
Часы внеурочной деятельности могут быть реализованы как в течение учебной
недели, так и в период каникул, в выходные дни (по согласию родителей (законных
представителей обучающихся)). Занятия обучающихся проводятся на базе школы в учебных
кабинетах, в спортивном зале, актовом зале, библиотечно-информационном центре.
Все обучение на уровне основного общего образования для обучающихся с ОВЗ
имеет коррекционно-развивающий характер.
Учебный план основного общего образования (недельный)
для обучающихся 5-9 классов с задержкой психического развития
в условиях общеобразовательного класса
Учебные
Количество часов в неделю
VII
Предметные области
предметы
V
VI
VII
I
IX
Часть I. Обязательная часть
Русский язык
5
6
4
3
3
Русский язык и
Литература
3
3
2
2
3
литература
Всего
21
13
Естественно-научные
предметы
Иностранный язык
(английский)
Математика (учебные
курсы):
Математика
Алгебра
Геометрия
Вероятность и статистика
Информатика
История (учебные курсы):
история России
Всеобщая история
Обществознание
География
Физика
Химия
Биология
ОДКНР
Основы духовно-нравственной культуры
народов России
Иностранные языки
Математика и
информатика
Общественнонаучные предметы
Искусство
Технология
Физическая культура
и ОБЖ
ИЗО
Музыка
Технология
Физическая культура
ОБЖ
3
3
5
5
3
3
3
2
1
1
2
1
1
1
15
10
9
6
3
3
10,5
3
2
1
1
2
3
2
1
1
2,5
1
2
1
2
1
2
4
8
2
2
2
2
3
2
2
7
4
7
2
1
1
3
2
1
1
1
1
1
1
2
2
1
2
2
1
2
2
1
3
1
1
2
1
0,5
2
1
4
7,5
10
2
148
ИТОГО 27
28
30
31
32
Часть II. Часть, формируемая участниками образовательных отношений
Вероятность и статистика
1
1
1
3
Математика: решение практико-ориентированных
задач
1
1
1
3
КБЖ
1
1
1
3
ИТОГО
2
2
2
2
1
9
ВСЕГО 29
30
32
33
33
157
*Третий час физической культуры реализуется за счет внеурочной деятельности
Учебный план имеет необходимое кадровое, методическое, материальнотехническое обеспечение.
Для реализации образовательной программы школы выбраны учебники из числа
входящих в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при
реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ
начального общего, основного общего, среднего общего образования.
Учебный план и календарный учебный график является приложением к АОП ООО,
поэтому корректируется и утверждается ежегодно.
Внеурочную деятельность рассматриваем как образовательную деятельность,
осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, направленную на достижение
планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего
образования, объединяющей все виды деятельности обучающихся (кроме учебной
деятельности), способствующих решению задач воспитания и социализации.
Организация занятий по направлениям раздела «Внеурочная деятельность» является
неотъемлемой частью образовательной деятельности и предоставляет обучающимся
возможность выбора широкого спектра занятий, направленных на их развитие.
В соответствии с требованиями Стандарта внеурочная деятельность организуется по
направлениям развития личности: духовно-нравственное, социальное, физкультурноспортивное и оздоровительное, общеинтеллектуальное, общекультурное.
Внеурочная деятельность в МБОУ СОШ с.Андриановичи осуществляется на основе
оптимизационной модели организации внеурочной деятельности и объединяет все виды
деятельности школьников (кроме учебной деятельности на уроке), в которых возможно и
целесообразно решение задач воспитания и социализации детей. Модель внеурочной
деятельности на основе оптимизации всех внутренних ресурсов образовательной
организации предполагает, что в ее реализации принимают участие все педагогические
работники образовательной организации - педагоги-предметники, педагог-организатор,
социальный педагог, педагог-психолог, педагоги дополнительного образования, педагогбиблиотекарь. Координирующую роль выполняет классный руководитель.
План внеурочной деятельности является приложением к АОП ООО, поэтому
корректируется ежегодно. Далее представлена структура организации внеурочной
деятельности.
Структура примерного перепктивного плана организации
внеурочной деятельности в МБОУ СОШ с.Андриановичи
Форма организации
Общешкольные секции
Мероприятия образовательной
организации, муниципального
уровня:
-городской оздоровительный
лагерь на базе ОО
-спортивные мероприятия ОО
Мероприятия класса:
-классные часы «ЗОЖ»
-прогулки на свежем воздухе,
походы выходного дня, походы в
каникулярное время
Итого
Мероприятия образовательной
организации:
Дух
овн
онра
вст
вен
ное
Спортивно - оздоровительное
Направл
ение
5
2ч
0,5ч
Количество часов по классам
6
7
8
2ч
2ч
2ч
0,5ч
0,5ч
0,5ч
9
2ч
0,5ч
3 раза в год (по плану ОУ, УО)
по плану МБОУ СОШ с.Андриановичи
0,5ч
0,5ч
0,5ч
0,5ч
0,5ч
1 раз в месяц (по плану классного
руководителя)
1 раз в четверть
3ч
0,5ч
3ч
0,5ч
3ч
0,5ч
3ч
0,5ч
3ч
0,5ч
-курсы, клубы по интересам,
объединения дополнительного
образования
-Месячник защитника Отечества
-конкурсы рисунков, творческих
работ, проектов
Мероприятия класса:
Общеинтеллектуальное
Социальное
-тематические классные часы
- посещение театра
Итого
Мероприятия образовательной
организации:
-курсы, клубы по интересам,
объединения дополнительного
образования
-участие в работе общественных
организаций или объединений,
благотворительные акции
-соц. проекты муниципального,
областного уровня
Мероприятия класса:
Итого
Общешкольные объединения:
-курсы, клубы по интересам,
объединения дополнительного
образования
Мероприятия образовательной
организации:
-предметные недели
-всероссийская олимпиада
школьников по предметам,
сетевые интернет-проекты
Мероприятия класса:
библиотечный час в школьной
библиотеке
библиотечный час в сельской
библиотеке
-просмотр учебных детских
фильмов
-тематические викторины,
конкурсы, игры школьного,
0,5ч
0,5ч
0,5ч
0,5ч
0,5ч
в течение февраля (по плану МБОУ СОШ
с.Андриановичи)
1 раз в четверть по плану МБОУ СОШ
с.Андриановичи
0,5ч
0,5ч
0,5ч
0,5ч
0,5ч
4 раз в месяц (по плану классного
руководителя)
1 раз в год по плану классного руководителя
1,5ч
1,5ч
1,5ч
1,5ч
1,5ч
0,5ч
0,5ч
0,5ч
0,5ч
0,5ч
0,5ч
0,5ч
0,5ч
0,5ч
0,5ч
по плану УО, по плану МБОУ СОШ
с.Андриановичи
по плану УО, по плану МБОУ СОШ
с.Андриановичи
0,5ч
0,5ч
0,5ч
0,5ч
0,5ч
1,5ч
1,5ч
1,5ч
1,5ч
1,5ч
0,5ч
0,5ч
0,5ч
0,5ч
0,5ч
0,5ч
0,5ч
1ч
1ч
1ч
6 раза в год по плану ОУ
по плану организаторов
0,5ч
0,5ч
0,5ч
0,5ч
0,5ч
2 раза в год по плану педагога-библиотекаря
1 раз в год по плану классного руководителя
по плану учителя-предметника
по плану классного руководителя,
МБОУ СОШ с.Андриановичи, УО
Общекультурное
муниципального уровней
Итого:
1,5ч
1,5ч
2ч
2ч
2ч
Общешкольные кружки:
-курсы, клубы по интересам,
0,5ч
0,5ч
1ч
1ч
1ч
объединения дополнительного
образования
Мероприятия образовательного
0,5ч
0,5ч
0,5ч
0,5ч
0,5ч
учреждения:
-посещение театра, кинотеатра,
1 раз в четверть по плану классного
выставок
руководителя
Мероприятия класса:
0,5ч
0,5ч
0,5ч
0,5ч
0,5ч
Итого:
1,5ч
1,5ч
2ч
2ч
2ч
Всего часов в неделю
9ч
9ч
10ч
10ч
10ч
План внеурочной деятельности является приложением к АОП ООО и корректируется
ежегодно.
3.3. Система условий реализации адаптированной образовательной программы
основного общего образования обучающихся с задержкой психического развития
Требования к условиям получения образования обучающимися с ЗПР определяются
ФГОС ООО; представляют систему требований к кадровым, финансовым, материальнотехническим и иным условиям реализации АОП обучающихся с ЗПР и достижения
планируемых результатов этой категорией обучающихся.
Результатом реализации указанных требований является создание комфортной
коррекционно-развивающей образовательной среды для обучающихся с ЗПР, построенной с
учетом их особых образовательных потребностей, которая обеспечивает высокое качество
образования, его доступность, открытость и привлекательность для обучающихся, их
родителей (законных представителей), духовно-нравственное развитие обучающихся,
гарантирует охрану и укрепление физического, психического и социального здоровья
обучающихся.
Кадровые, финансовые условия и определение нормативных затрат на оказание
государственной услуги представлены в ООП ООО школы (ФГОС) (раздел 3.2. Система
условий реализации ООП).
Материально-технические условия
Материально-техническое обеспечение основного общего образования обучающихся
с ЗПР отвечает не только общим, но и их особым образовательным потребностям.
Требования к организации пространства
Под особой организацией образовательного пространства понимается создание
комфортных условий во всех учебных и внеучебных помещениях.
В образовательной организации есть отдельные специально оборудованные
помещения для проведения занятий с психологом, учителем-логопедом и другими
специалистами, отвечающие задачам программы коррекционной работы и задачам
психолого-педагогического сопровождения обучающегося с ЗПР. Организовано
пространство для отдыха и двигательной активности обучающихся на перемене.
Для обучающихся с задержкой психического развития создано доступное
пространство, которое позволяет воспринимать максимальное количество сведений через
аудио-визуализированные источники, а именно удобно расположенные и доступные стенды
с представленным на них наглядным материалом о внутришкольных правилах поведения,
правилах безопасности, распорядке/режиме функционирования учреждения, расписании
уроков, последних событиях в школе, ближайших планах и т.д..
Организация рабочего пространства обучающегося с задержкой психического
развития в классе предполагает выбор парты и партнера. Обучающемуся с ЗПР обеспечена
возможность постоянно находиться в зоне внимания педагога.
Требования к организации временного режима обучения
Временной режим образования обучающихся с ЗПР (учебный год, учебная неделя,
день) установлен в соответствии с законодательно закрепленными нормативами (ФЗ «Об
образовании в РФ», СанПиН, приказы Министерства образования и др.), а также локальными
актами образовательной организации.
Организация временного режима обучения детей с ЗПР соответствует их особым
образовательным потребностям и учитывает их индивидуальные возможности.
Сроки освоения АОП обучающимися с ЗПР составляют 5 лет (5-9 классы).
Продолжительность учебной недели соответствует гигиеническим требованиям к
максимальным величинам недельной образовательной нагрузки. Продолжительность
учебного дня для конкретного ребенка устанавливается образовательной организацией с
учетом особых образовательных потребностей обучающегося, его готовности к нахождению
в среде сверстников без родителей. Распорядок учебного дня обучающихся с ЗПР
устанавливается с учетом их повышенной утомляемости в соответствии с требованиями к
здоровьесбережению (регулируется объем нагрузки по реализации АОП, время на
самостоятельную учебную работу, время отдыха, удовлетворение потребностей
обучающихся в двигательной активности).
Количество часов, отведенных на освоение обучающимися с ЗПР учебного плана,
состоящего из обязательной части и части, формируемой участниками образовательного
процесса, в совокупности не превышает величину недельной образовательной нагрузки.
Образовательная недельная нагрузка равномерно распределена в течение учебной недели.
Продолжительность учебных занятий не превышает 40 минут. Продолжительность
перемен между уроками составляет не менее 10 минут, большой перемены (после 2-го или 3го уроков) – 20 минут. Между началом коррекционных, внеклассных занятий, кружков,
секций и последним уроком рекомендуется устраивать перерыв продолжительностью не
менее 40 минут.
При обучении детей с ЗПР предусматривается специальный подход при
комплектовании класса общеобразовательной организации, в котором будет обучаться
ребенок с ЗПР. Общая численность класса, в котором обучаются дети с ЗПР, осваивающие
АОП, не превышает 25 обучающихся, число обучающихся с ЗПР в классе не превышает
четырех, остальные обучающиеся – не имеющие ограничений по здоровью.
Требования к техническим средствам обучения
Технические средства обучения (включая компьютерные инструменты обучения,
мультимедийные средства) дают возможность удовлетворить особые образовательные
потребности обучающихся с ЗПР, способствуют мотивации учебной деятельности,
развивают познавательную активность обучающихся. К техническим средствам обучения
обучающихся с ЗПР, ориентированным на их особые образовательные потребности,
относятся: компьютеры c колонками и выходом в Internet, принтер, сканер, мультимедийные
проекторы с экранами, интерактивные доски, коммуникационные каналы, программные
продукты, средства для хранения и переноса информации (USB накопители), музыкальные
центры с набором аудиодисков со звуками живой и неживой природы, музыкальными
записями, аудиокнигами и др.
Учебный и дидактический материал
При освоении АОП обучающиеся с ЗПР обучаются по базовым учебникам для
сверстников, не имеющих ограничений здоровья, со специальными, учитывающими особые
образовательные
потребности,
приложениями
и
дидактическими
материалами
(преимущественное использование натуральной и иллюстративной наглядности), рабочими
тетрадями и пр. на бумажных и/или электронных носителях, обеспечивающими реализацию
программы коррекционной работы, направленную на специальную поддержку освоения
ООП ООО.
Особые образовательные потребности обучающихся с ЗПР обусловливают
необходимость специального подбора дидактического материала, преимущественное
использование натуральной и иллюстративной наглядности.
Предусматривается материально-техническая поддержка, в том числе сетевая,
процесса координации и взаимодействия специалистов разного профиля, вовлечённых в
процесс образования, родителей (законных представителей) обучающегося с ЗПР.
Приложение 1
Необходимая специальная организация педагогом работы в классе:
наличие индивидуальных правил для учащихся;
использование невербальных средств общения, напоминающих о данных правилах;
использование поощрений для обучающихся, которые выполняют эти правила;
оценка организации класса в соответствии с нуждами обучающихся;
близость учеников с ЗПР к учителю;
наличие в классе дополнительных материалов (карандашей, ручек, книг);
сохранение достаточного пространства между партами;
распределение обучающихся по парам для выполнения проектов и заданий;
предоставление права покинуть класс и уединиться в так называемом «безопасном
месте», когда этого требуют обстоятельства;
игнорирование незначительных поведенческих нарушений;
разработка мер вмешательства в случае недопустимого поведения, которое является
непреднамеренным.
Учет
работоспособности
и
особенностей
психофизического
развития
обучающихся с ЗПР:
замедленность темпа обучения; упрощение структуры учебного материала в
соответствии с психофизическими возможностями ученика;
рациональная дозировка на уроке содержания учебного материала;
дробление большого задания на этапы;
поэтапное разъяснение задач;
последовательное выполнение этапов задания с контролем/самоконтролем каждого
этапа;
осуществление повторности при обучении на всех этапах и звеньях урока;
повторение учащимся инструкций к выполнению задания;
предоставление дополнительного времени для сдачи домашнего задания;
сокращенные задания, направленные на усвоение ключевых понятий;
сокращенные тесты, направленные на отработку правописания работы;
предоставление дополнительного времени для завершения задания; выполнение
диктантов в индивидуальном режиме; максимальная опора на чувственный опыт
ребенка, что обусловлено конкретностью мышления ребенка;
максимальная опора на практическую деятельность и опыт ученика; опора на более
развитые способности ребенка.
Использование дополнительных вспомогательных приемов и средств:
памятки; образцы выполнения заданий; алгоритмы деятельности;
печатные копии заданий, написанных на доске;
использование упражнений с пропущенными словами/предложениями;
использование листов с упражнениями, которые требуют минимального заполнения;
использование маркеров для выделения важной информации;
предоставление краткого содержания глав учебников;
использование учетных карточек для записи главных тем;
предоставление учащимся списка вопросов для обсуждения до чтения текста;
указание номеров страниц для нахождения верных ответов;
предоставление альтернативы объемным письменным заданиям (например, напишите
несколько небольших сообщений; представьте устное сообщение по обозначенной
теме);
альтернативные замещения письменных заданий (лепка, рисование, панорама).