Приложение 1 Филиал Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы с.Андриановичи – детский сад №17 «Тополек» Принята решением Педагогического совета Протокол № 1 от «31» августа 2021г. Утверждено: приказом Директора МБОУ СОШ с. Андриановичи И.Г. Гордеевой Приказ №98/1 от «01» сентября 2021г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ филиала МБОУ СОШ с.Андриановичи – детский сад № 17 «Тополек» на 2021-2025гг. п.Ларьковка 2021 г. СОДЕРЖАНИЕ Пояснительная записка………………………………………………………………………….3 РАЗДЕЛ 1. ЦЕЛЕВЫЕ ОРИЕНТИРЫ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ И ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 1.1. Особенности воспитательного процесса в ДОУ №17 «Тополек»………………………………...4 1.2.Цель и задачи программы воспитания ..................................................................... ……….6 1.3.Требования к планируемым результатам освоения программы воспитания…………..….7 РАЗДЕЛ 2.СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ ДОУ 2.1.Содержание программы воспитания на основе формирования ценностей в ДОУ……………...10 2.2.Особенности реализации воспитательного процесса в ДОУ……………………………………..10 2.3.Направления реализации программы воспитания…………………………………………………11 2.4.Основные направления самоанализа воспитательной работы……………………………………15 РАЗДЕЛ 3.ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ 3.1.Общие требования к условиям реализации программы воспитания ДОУ ........................ 17 3.2.Нормативно-методическое обеспечение реализации программы ...................................... 17 3.3.Материально-техническое обеспечение реализации программы ....................................... 18 3.4.Календарный план воспитательной работы.......................................................................... 19 2 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯЗАПИСКА Программа воспитания является обязательной частью основной образовательной программы ДОУ №17 «Тополек». Программа обеспечивает реализацию Федерального закона от 31 июля 2020года№304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»по вопросам воспитания обучающихся» При составлении Программы воспитания использованы «Примерная программа воспитания» (одобрена решением Федерального учебно-методического объединения по общему образованию Министерства просвещения России (протокол от 2 июня 2020 года № 2/20), внесена в Реестр примерных основных общеобразовательных программ и размещена на сайте https://fgosreestr.ru/, «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до2025 года». Программа воспитания направлена на решение вопросов гармоничного социальнокоммуникативного развития детей дошкольного возраста. В центре программы воспитания в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного образования (далее–ФГОС ДО) находится одна из ключевых задач: формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка(1.6. п.6 ФГОС ДО). Программа призвана обеспечить достижение детьми личностных результатов, указанных во ФГОСДО: ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со взрослыми и сверстниками, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других. Может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы; обладает элементарными представлениями из области живой природы, истории и т.п. (4.6. ФГОСДО). В программе описана система возможных форм и методов работы с воспитанниками. Программа воспитания включает в себя три основных раздела: Раздел 1. Целевые ориентиры и планируемые результаты программы воспитания; Раздел 2. Содержание программы воспитания ДОУ; Раздел 3. Организационные условия реализации программы воспитания. Программа воспитания содержит вариативные модули: Модуль 1 - «Трудовое воспитание и ранняя профориентация» Модуль 2 - «Патриотическое воспитание» Модуль 3 - «Социальное воспитание» Модуль 4 - «Экологическое воспитание» Модуль 5 - «Основы здорового образа жизни» Модуль 6 –«Этико-эстетическое воспитание» РАЗДЕЛ 1. ЦЕЛЕВЫЕ ОРИЕНТИРЫ И ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОГРАММЫ 3 ВОСПИТАНИЯ 1.1. Особенности воспитательного процесса в ДОУ №17 «Тополек» Образовательный процесс в ДОУ №17 «Тополек» осуществляется в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 (далее – ФГОС ДО). В связи с этим обучение и воспитание объединяются в целостный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил, и норм поведения в интересах человека, семьи, общества. ДОУ №17 «Тополек» находится в сельской местности Серовского городского округа. Расположен в двух одноэтажных типовых зданиях по адресу п.Ларьковук ул.Октябрьская, 15 и п.Ларьковка ул. Стадионная, 10. Рядом с ДОУ находится МБОУ СОШ с.Андриановичи, чьим филиалом и является ДОУ, дом культуры и спортивный комплекс. ДОУ имеет возможность для осуществления сетевого взаимодействия с указанными образовательными организациями. ДОУ располагает небольшой базой: мини – музей «Русская изба», имеется необходимое оборудование, атрибуты и расходный материал, осуществляется ИКТ сопровождение мероприятий. Социальными заказчиками реализации Программы как комплекса воспитательных услуг выступают, в первую очередь, родители воспитанников как гаранты реализации прав ребенка на уход, присмотр и оздоровление, воспитание и обучение. К особенностям социокультурной ситуации семей, чьи дети посещают ДОУ, можно отнести преобладание потребительской позиции, сниженный уровень интереса к жизни детей в детском саду, противоречивость поведения, образцов поведения и отношения к окружающему миру, к другим людям. Одной из основных задач педагогической работы ДОУ №17 «Тополек» является формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности. Процесс воспитания в ДОУ основывается на следующих принципах взаимодействия педагогических работников и воспитанников: Позитивная социализация ребенка (предполагает, что освоение ребенком культурных норм, средств и способов деятельности, культурных образцов поведения и общения с другими людьми, приобщение к традициям семьи, общества, государства происходит в процессе сотрудничества со взрослыми и другими детьми и направлено на создание предпосылок к полноценной деятельности ребенка в изменяющемся мире; личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и иных работников ДОУ и детей). Личностно-развивающее взаимодействие является неотъемлемой составной частью социальной ситуации развития ребенка в организации, условием его эмоционального благополучия и полноценного развития; содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) воспитательных отношений. Этот принцип 4 предполагает активное участие всех субъектов отношений – как детей, так и взрослых – в реализации программы воспитания; партнерство ДОУ с семьей. Сотрудничество, кооперация с семьей, открытость в отношении семьи, уважение семейных ценностей и традиций, их учет в образовательной работе являются важнейшим принципом воспитательной программы. Сотрудники ДОУ должны знать об условиях жизни ребенка в семье, понимать проблемы, уважать ценности и традиции семей Программа предполагает разнообразные формы сотрудничества с семьей как в содержательном, так и в организационном планах. сетевое взаимодействие с организациями социализации, образования, охраны здоровья и другими партнерами, которые могут внести вклад в развитие и воспитание детей, а также использование ресурсов местного сообщества и вариативных программ дополнительного образования детей для обогащения детского развития. Основными традициями воспитания в образовательной организации являются следующие: стержнем годового цикла воспитательной работы ДОУ являются ключевые мероприятия ДОУ №17 «Тополек», мероприятия «Календаря образовательных событий РФ», коллективные дела группы детей под руководством воспитателя через которые осуществляется интеграция воспитательных усилий педагогических работников; важной чертой каждого ключевого мероприятия, события и большинства используемых для воспитания других совместных дел педагогов, детей и родителей, является обсуждение, планирование, совместное проведение и создание творческого продукта(коллективного или индивидуального каждого участника); в проведении мероприятий ДОУ №17 «Тополек» поощряется социальная активность родителей, стремление создать коллективный или индивидуальный творческий продукт, принять участие в общественно-значимом деле; педагогические работники ДОУ№17 «Тополек» ориентированы на формирование детского коллектива внутри одной возрастной группы, на установление доброжелательных и товарищеских взаимоотношений между детьми разных возрастов и ровесниками; умение играть, заниматься интересным делом в паре, небольшой группе; ключевой фигурой воспитания в детском саду является воспитатель группы, реализующий по отношению к ребенку защитную, личностно-развивающую, организационную, посредническую (в разрешении конфликтов) функции. Поскольку воспитатель является для ребенка фигурой очень значимой, именно на него ложится огромная ответственность за создание условий для личностного развития ребенка. Интеграция семейного и дошкольного воспитания – одно из основных направлений работы ДОУ №17 «Тополек», так как цель этой работы - сохранение приоритета семейного воспитания, привлечение семей к участию в учебно-воспитательном процессе. С этой целью проводятся родительские собрания, консультации, беседы, применяются средства наглядной пропаганды (информационные бюллетени, родительские уголки, тематические стенды, фотовыставки и др.), привлекаются родители к проведению праздников, развлечений, экскурсий и др. 1.2. Цель и задачи программы воспитания 5 Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации. Цель воспитания в ДОУ – личностное развитие ребенка дошкольного возраста, проявляющееся: − в усвоении им знаний основных норм, которые общество выработало на основе базовых ценностей современного общества (в усвоении ими социально значимых знаний); − в развитии его позитивных отношений к этим ценностям (в развитии их социально значимых отношений); − в приобретении им соответствующего этим ценностям опыта поведения, применения сформированных знаний и отношений на практике (в приобретении опыта социально значимых дел). Главной задачей программы является создание организационно-педагогических условий в части воспитания, личностного развития и социализации детей дошкольного возраста. Конкретизация общей цели воспитания применительно к возрастным особенностям дошкольников. В воспитании детей младшего дошкольного возраста: Обеспечение позитивной социализации, мотивации, поддержки и развития индивидуальности детей через общение, игру, участие в творческой деятельности и других формах активности. Задачи: развивать положительное отношение ребенка к себе и другим людям; сформировать коммуникативную и социальную компетентности; развивать у детей интерес к эстетической стороне действительности, ознакомление с разными видами и жанрами искусства (словесного, музыкального, изобразительного), в том числе народного творчества; содействовать становлению у детей ценностей здорового образа жизни; сформировать стремление быть причастным к труду взрослых (помогает поливать и убирать участок, расчищать дорожки от снега, ремонтировать игрушки и книги и др.), стремление оказывать посильную помощь, поддерживать чувство удовлетворения от участия в различных видах деятельности, в том числе творческой; сформировать представление о России как своей стране, узнавать и называть символику своей страны (флаг, герб, гимн). В воспитании детей старшего дошкольного возраста: 1. Обеспечение развития общей культуры личности ребенка, интеллектуальнопознавательных способностей, социально-нравственных, эстетических, физических качеств. Задачи: обогащать представления детей о многообразии культурных норм и ценностей, принятых в обществе; поддерживать самостоятельное взаимодействие и сотрудничество с взрослыми и сверстниками в разных видах деятельности, становление детского сообщества; воспитывать чувство ответственности, самостоятельности, инициативности, 6 формирование основ патриотизма; углублять представления детей о правилах безопасного поведения и умение следовать им в различных ситуациях; содействовать становлению ценностей здорового образа жизни; сформировать систему ценностей, основанную на непотребительском отношении к природе и понимании самоценности природы; развивать предпосылки восприятия и понимания произведений искусства(живопись, графика, скульптура, архитектура) в многообразии его жанров(портрет, пейзаж, натюрморт); художественных литературных произведений и музыки; интерес к русскому языку, языкам других народов; поощрять проявления морально-волевых качеств. 2. Организация работы с семьями воспитанников, их родителями или законными представителями направлена на совместное решение вопросов личностного развития детей. Задачи: приобщение родителей к участию в жизни ДОУ. изучение и обобщение лучшего опыта семейного воспитания. повышение педагогической культуры родителей. Виды взаимоотношений, посредством которых будет осуществляться взаимодействие: сотрудничество – общение «на равных», где ни одной из сторон не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать; взаимодействие-способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции (чувственного познания окружающего мира) и с помощью общения. Планомерная реализация поставленных задач позволит организовать в ДОУ интересную и событийно насыщенную жизнь детей и педагогов, что станет эффективным способом воспитания подрастающего поколения. 1.3. Требования к планируемым результатам освоения программы воспитания В процессе воспитания к окончанию раннего возраста (к трем годам) предполагается достижение следующих результатов, основанных на целевых ориентирах: 1. Патриотическое воспитание - родина, природа – показатели: ребенок проявляющий привязанность, любовь к семье, близким, окружающему миру. 2. Социальное воспитание - человек, семья, дружба, сотрудничество – показатели: способный понять и принять, что такое «хорошо» и «плохо»; проявляющий интерес к другим детям и способный бесконфликтно играть рядом с ними; проявляющий позицию «Я сам!»; доброжелательный, проявляющий сочувствие, доброту; испытывающий чувство удовольствия в случае одобрения и чувство огорчения в случае неодобрения со стороны взрослых; способный к самостоятельным (свободным) активным действиям в общении; способный общаться с другими людьми с помощью вербальных и невербальных средств общения. 3. Познавательное воспитание – знание– показатели: проявляющий интерес к окружающему миру и активность в поведении и деятельности. 4. Физическое и оздоровительное – здоровье – показатели: выполняющий 7 действия по самообслуживанию: моет руки, самостоятельно ест, ложится спать и т. д. ; стремящийся быть опрятным; проявляющий интерес к физической активности; соблюдающий элементарные правила безопасности в быту, в ОО, на природе. 5. Трудовое воспитание – труд – показатели: поддерживающий элементарный порядок в окружающей обстановке; стремящийся помогать взрослому в доступных действиях; стремящийся к самостоятельности в самообслуживании, в быту, в игре, в продуктивных видах деятельности. 6. Этико-эстетическое - культура и красота– показатели: эмоционально отзывчивый к красоте; проявляющий интерес и желание заниматься продуктивными видами деятельности. В процессе воспитания к окончанию дошкольного возраста предполагается достижение следующих результатов, основанных на целевых ориентирах: 1. Патриотическое воспитание - родина, природа – показатели: любящий свою малую родину и имеющий представление о своей стране, испытывающий чувство привязанности к родному дому, семье, близким людям. 2. Социальное воспитание - человек, семья, дружба, сотрудничество – показатели: различающий основные проявления добра и зла, принимающий и уважающий ценности семьи и общества, правдивый, искренний, способный к сочувствию и заботе, к нравственному поступку, проявляющий задатки чувства долга: ответственность за свои действия и поведение; принимающий и уважающий различия между людьми; освоивший основы речевой культуры; дружелюбный и доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, способный взаимодействовать со взрослыми и сверстниками на основе общих интересов и дел. 3. Познавательное воспитание – знание – показатели: любознательный, наблюдательный, испытывающий потребность в самовыражении, в том числе творческом, проявляющий активность, самостоятельность, инициативу в познавательной, игровой, коммуникативной и продуктивных видах деятельности и в самообслуживании, обладающий первичной картиной мира на основе традиционных ценностей российского общества. 4. Физическое и оздоровительное –здоровье – показатели: владеющий основными навыками личной и общественной гигиены, стремящийся соблюдать правила безопасного поведения в быту, социуме (в том числе в цифровой среде), природе. 5. Трудовое воспитание – труд – показатели: понимающий ценность труда в семье и в обществе на основе уважения к людям труда, результатам их деятельности, проявляющий трудолюбие при выполнении поручений и в самостоятельной деятельности. 6. Этико-эстетическое - культура и красота – показатели: способный воспринимать и чувствовать прекрасное в быту, природе, поступках, искусстве, стремящийся к отображению прекрасного в продуктивных видах деятельности, обладающий зачатками художественно-эстетического вкуса. РАЗДЕЛ 2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ ДОУ 8 2.1. Содержание программы воспитания на основе формирования ценностей в ДОУ Содержание Программы воспитания, в соответствии с Федеральным Законом от29.12.2012№273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», «…должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений, обеспечивать развитие способностей каждого человека, формирование и развитие его личности в соответствии спринятымивсемьеиобществедуховно-нравственнымиисоциокультурнымиценностями». Содержание Программы воспитания реализуется в ходе освоения детьми дошкольного возраста всех образовательных областей, обозначенных в ФГОС ДО, одной из задач которого является объединение воспитания и обучения в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил, и норм поведения в интересах человека, семьи, общества: −социально-коммуникативное развитие; −познавательное развитие; −речевое развитие; −художественно-эстетическое развитие; −физическое развитие. 2.2. Виды, формы и содержание деятельности Виды деятельности: игровая, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры, коммуникативная(общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками), познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними), восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении на улице), конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал, изобразительная (рисование, лепка, аппликация), музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах) двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка. Формы организации деятельности игра, игровое упражнение, игра-путешествие, занятие; тематический модуль, коллекционирование, чтение, беседа/разговор, ситуации, конкурсы, викторины, коллективное творческое дело, проекты, эксперименты, длительные наблюдения, экологические акции, экскурсии, пешеходные прогулки. 9 мастерская, клубный час, праздники, развлечения, физкультурно-спортивные соревнования, театрализованные игры, инсценировки. Практическая реализация цели и задач воспитания осуществляется в рамках следующих направлений воспитательной работы ДОУ, каждое из которых представлено в соответствующем модуле. 2.3. Направления реализации программы воспитания МОДУЛЬ 1 «ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ И РАННЯЯ ПРОФОРИЕНТАЦИЯ» Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение реализуется посредством: Воспитания у детей уважения к труду и людям труда, трудовым достижениям; формирования у детей умений и навыков самообслуживания, потребности трудиться, добросовестного, ответственного и творческого отношения к разным видам трудовой деятельности, включая обучение и выполнение домашних обязанностей; развития навыков совместной работы, умения работать самостоятельно, мобилизуя необходимые ресурсы, правильно оценивая смысл и последствия своих действий; содействия профессиональному самоопределению, приобщения детей к социально значимой деятельности для осмысленного выбора профессии. Виды совместной деятельности: игровая, познавательная, коммуникативная, продуктивная, двигательная, трудовая, художественно-эстетическая. МОДУЛЬ 2 «ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ» Патриотическое воспитание включает: создание условий для воспитания у детей активной гражданской позиции, гражданской ответственности, основанной на традиционных культурных, духовных и нравственных ценностях российского общества; развитие культуры межнационального общения; - формирование приверженности идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов; воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям; развитие правовой и политической культуры детей, расширение конструктивного участия в принятии решений, затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности; развитие в детской среде ответственности, принципов коллективизма и социальной солидарности; формирование стабильной системы нравственных и смысловых установок личности, позволяющих противостоять идеологии экстремизма, национализма, - 10 ксенофобии, коррупции, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям; разработку и реализацию программ воспитания, способствующих правовой, социальной и культурной адаптации детей, в том числе детей из семей мигрантов. Приобщение детей культурному наследию предполагает: эффективное использование уникального российского культурного наследия, в том числе литературного, музыкального, художественного, театрального и кинематографического; создание равных для всех детей возможностей доступа к культурным ценностям; воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации; увеличение доступности детской литературы для семей, приобщение детей к классическим и современным высокохудожественным отечественным и мировым произведениям искусства и литературы; создание условий для доступности музейной и театральной культуры для детей; развитие музейной и театральной педагогики; поддержку мер по созданию и распространению произведений искусства и культуры, проведению культурных мероприятий, направленных на популяризацию российских культурных, нравственных и семейных ценностей; создание и поддержку производства художественных, документальных, научно-популярных, учебных и анимационных фильмов, направленных на нравственное, гражданско-патриотическое и общекультурное развитие детей; повышение роли библиотек, в том числе библиотек в системе образования, в приобщении к сокровищнице мировой и отечественной культуры, в том числе с использованием информационных технологий; создание условий для сохранения, поддержки и развития этнических культурных традиций и народного творчества. МОДУЛЬ 3 «СОЦИАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ» В основе социального направления воспитания лежат ценности семья, дружба, человек и сотрудничество. В дошкольном детстве ребенок открывает личность другого человека и его значение в собственной жизни и жизни людей. Он начинает осваивать все многообразие социальных отношений и социальных ролей. Он учится действовать сообща, подчиняться правилам, нести ответственность за свои поступки, действовать в интересах семьи, группы. Формирование правильного ценностно-смыслового отношения ребенка к социальному окружению невозможно без грамотно выстроенного воспитательного процесса, в котором обязательно должна быть личная социальная инициатива ребенка в детско-взрослых и детских общностях. 11 Основная цель социального направления воспитания дошкольника заключается в формировании ценностного отношения детей к семье, другому человеку, развитии дружелюбия, создания условий для реализации в обществе. Выделяются основные задачи социального направления воспитания. 1) Формирование у ребенка представлений о добре и зле, позитивного образа семьи с детьми, ознакомление с распределением ролей в семье, образами дружбы в фольклоре и детской литературе, примерами сотрудничества и взаимопомощи людей в различных видах деятельности (на материале истории России, ее героев, милосердия и заботы. Анализ поступков самих детей в группе в различных ситуациях. 2) Формирование навыков, необходимых для полноценного существования в обществе: эмпатии (сопереживания, коммуникабельности, заботы, ответственности, сотрудничества, умения договариваться, умения соблюдать правила. 3) Развитие способности поставить себя на место другого как проявление личностной зрелости и преодоление детского эгоизма. МОДУЛЬ 4 «ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ» Экологическое воспитание дошкольников – одно из приоритетных направлений воспитания. Это непрерывный процесс воспитания и развития детей, направленный не только на расширение знаний в данной области, но и формирование культуры поведения в природе, , к окружающему миру, в ответственном отношении и к природе, к соблюдению норм и правил поведения по отношению к ней. В связи с этим на базе нашего детского сада реализуется образовательный проект «Экологическое воспитание». Проект даёт возможность формировать у дошкольников осознанно-правильное отношение к природе, природным явлениям. Осознанно-правильное отношение детей к природе строится на её восприятии, эмоциональном отношении к ней, знакомстве и знаниях особенностей жизни отдельных живых существ. Дети узнают новую информацию о живой и неживой природе, её представителях, знакомятся с народными приметами, литературными произведениями, через которые познают красоту окружающего мира, выполняют различные трудовые поручения что даёт возможность понять меру собственной ответственности за сохранение и улучшение жизни растений и животных, необходимость бережного отношения ко всему живому, пониманию что человек – часть природы. Деятельность дошкольников, в контексте проекта, это путешествия в природу, главным содержанием которых является знакомство с живой природой родного края, с местными обычаями, содействие по просвещению и экологическому воспитанию, по охране природы родного края, села, сада. Методическая составляющая базируется на основе парциальной программы «Юный эколог» С. Н. Николаевой. Данная программа ориентирована на постоянное и систематическое взаимодействие детей с живой природой. В помещении и на участке дошкольники должны быть окружены растениями и животными, вокруг которых воспитатель организует различную деятельность. Процесс осознанно-правильного отношения к природе сопровождается различными видами детской деятельности (игровой, подвижной, познавательно-исследовательской, художественно-эстетической, коммуникативной). Экологическое воспитание - несомненно важная часть развития детей дошкольного 12 возраста. Эту сложную задачу невозможно решить без совместных усилий и продуктивного сотрудничества взрослых–воспитателей и родителей. Объединяя обучение и воспитание в целостный образовательный процесс, непосредственно участвуя в этом процессе, родители сами стараются быть образцом духовно-нравственных и социокультурных ценностей для своих детей. МОДУЛЬ 5 «ОСНОВЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ» Физическое воспитание и формирование культуры здоровья включает: - формирование у подрастающего поколения ответственного отношения к своему здоровью и потребности в здоровом образе жизни; - формирование в детской и семейной среде системы мотивации к активному и здоровому образу жизни, занятиям физической культурой и спортом, развитие культуры здорового питания; - создание для детей условий для регулярных занятий физической культурой и спортом, развивающего отдыха и оздоровления, в том числе на основе развития спортивной инфраструктуры и повышения эффективности ее использования; - развитие культуры безопасной жизнедеятельности, профилактику вредных привычек; - предоставление воспитанникам условий для физического совершенствования на основе регулярных занятий физкультурой и спортом в соответствии с индивидуальными способностями и склонностями детей; - использование потенциала спортивной деятельности для профилактики асоциального поведения; - содействие проведению массовых общественно-спортивных мероприятий и привлечение к участию в них детей. МОДУЛЬ 6 «ЭТИКО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ» Целью этико-эстетического воспитания является формировать адекватное эстетическое отношение к окружающему, научить маленького человека видеть, понимать красоту. Воспитание формирует восприятие, воображение, развивает память, чувства, интересы, склонности, способности. Помогает сформировать активное позитивное отношение к повседневной жизни. Задачи этико-эстетического воспитания: сформировать представление о ценностях прекрасного, красивого, изящного, гармоничного; формировать восприятие прекрасного в искусстве, повседневной жизни; влиять на эмоциональную отзывчивость, навыки сопереживания, чувство «вкуса», закладывать основы творчества, художественного обучения. Результатом воспитания становится: общее понимание доброго, прекрасного, правильного; восприятие формы, содержания; 13 соучастие, сопереживание; яркость выражения эмоций, впечатлений, воображения. 2.4.Основные направления самоанализа воспитательной работы Самоанализ воспитательной работы в филиале МБОУ СОШ с.Андриановичи – д/с №17 «Тополек» осуществляется по выбранным детским садом направлениям и проводится с целью выявления основных проблем воспитания дошкольников и последующего их решения. Самоанализ осуществляется ежегодно силами самой образовательной организации с привлечением (при необходимости и по самостоятельному решению администрации образовательной организации) внешних экспертов. Основными принципами, на основе которых осуществляется самоанализ воспитательной работы в детском саду: принцип гуманистической направленности осуществляемого анализа, ориентирующий экспертов на уважительное отношение как к воспитанникам, так и к педагогам, реализующим воспитательный процесс; принцип приоритета анализа сущностных сторон воспитания, ориентирующий экспертов на изучение не количественных его показателей, а качественных – таких как содержание и разнообразие деятельности, характер общения и отношений между воспитанниками и педагогами; принцип развивающего характера осуществляемого анализа, ориентирующий экспертов на использование его результатов для совершенствования воспитательной деятельности педагогов: грамотной постановки ими цели и задач воспитания, умелого планирования своей воспитательной работы, адекватного подбора видов, форм и содержания их совместной с детьми деятельности; принцип разделенной ответственности за результаты личностного развития воспитанников, ориентирующий экспертов на понимание того, что личностное развитие детей–это результат как социального воспитания (в котором детский сад участвует наряду с семьей и другими социальными институтами), так и стихийной социализации, и саморазвития детей. Направления анализа зависят от анализируемых объектов. Основными объектами анализа, организуемого в детском саду воспитательного процесса, являются: 1. Результаты воспитания, социализации саморазвития дошкольников. Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является динамика личностного развития воспитанника каждой группы. Осуществляется анализ воспитателями совместно с заведующим филиала, с последующим обсуждением его результатов на заседании педагогического совета. Способом получения информации о результатах воспитания, социализации и саморазвития воспитанников является педагогическое наблюдение. Внимание педагогов сосредотачивается на следующих вопросах: какие прежде существовавшие проблемы личностного развития воспитанников удалось решить за минувший учебный год; какие 14 проблемы решить не удалось и почему; какие новые проблемы появились, над чем далее предстоит работать педагогическому коллективу. 2. Состояние организуемой в детском саду совместной деятельности детей и взрослых. Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является наличие в детском саду комфортной и личностно-развивающей совместной деятельности детей и взрослых. Осуществляется анализ заведующим филиала и воспитателями. Способами получения информации о состоянии и организуемой в детском саду совместной деятельности детей и взрослых могут быть беседы с родителями, педагогами, при необходимости – их анкетирование. Полученные результаты обсуждаются на заседании педагогического совета. Внимание при этом сосредотачивается на вопросах, связанных с: Качеством проводимых мероприятий ДОУ; Качеством совместной деятельности воспитателей и родителей; Качеством проводимых экскурсий; Качеством организации творческих соревнований, праздников и фольклорных мероприятий. Итогом самоанализа организуемой воспитательной работы в филиале МБОУ СОШ с.Андриановичи – д/с №17 «Тополек» является перечень выявленных проблем, над которыми предстоит работать педагогическому коллектив РАЗДЕЛ 3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ВОСПИТАНИЯ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ 3.1. Общие требования к условиям реализации Программы воспитания Программа воспитания обеспечивает формирование социокультурного воспитательного пространства при соблюдении условий ее реализации, включающих: −обеспечение воспитывающей личностно-развивающей предметно-пространственной среды; − оказание психолого-педагогической помощи, консультирование и поддержка родителей (законных представителей) по вопросам воспитания; −создание уклада ДОУ, отражающего сформированность в ней готовности всех участников образовательного процесс а руководствоваться едиными принципами и регулярно воспроизводить наиболее ценные для нее воспитательно - значимые виды совместной деятельности. Уклад ДОУ направлен на сохранение преемственности принципов воспитания с уровня ДО на уровень НОО; − современный уровень материально-технического обеспечения Программы воспитания, обеспеченности методическими материалами и средствами обучения и воспитания; −наличие профессиональных кадров и готовность педагогического коллектива к достижению целевых ориентиров Программы воспитания; − учет индивидуальных и групповых особенностей детей дошкольного возраста, В интересах которых реализуется Программа воспитания (возрастных, физических, психологических, национальных и пр.). 15 Воспитательный процесс в детском саду строится на следующих принципах: −неукоснительное соблюдение законности и прав семьи ребенка; - соблюдения конфиденциальности информации о ребенке и его семье, приоритета безопасности ребенка; −создание психологически комфортной среды для каждого ребенка и взрослого, без которой невозможно конструктивное взаимодействие детей, их семей, и педагогических работников; −системность и целенаправленность воспитания как условия его эффективности. 3.2. Нормативно-методическое обеспечение реализации Программы воспитания 1. Федеральныйзаконот31июля2020г.№304-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся”. 2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, приказ Минобрнауки №1155 от 17.10.2013г, (ФГОСДО). 3.3. Материально-техническое обеспечение реализации Программы воспитания Материально-техническое обеспечение воспитательного процесса соответствует Требованиям к материально-техническому и учебно-методическому обеспечению программы воспитания. Технические средства обучения и воспитания в полной мере отвечают поставленной воспитывающей цели, задачам, видам, формам, методам, средствами содержанию воспитательной деятельности, учитывают специфику ДОУ, специальные потребности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и соответствуют установленным государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и гигиеническим нормативам. Цель создания развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ – обеспечить всестороннее развитие детей дошкольного возраста, в том числе и их нравственное развитие личности в социально-духовном плане, развития самостоятельности. Среда обеспечивает: Наличие материалов, оборудования и инвентаря для воспитания детей в сфере личностного развития, совершенствование их игровых и трудовых навыков; Учёт возрастных особенностей детей дошкольного возраста. Наполняемость развивающей предметно-пространственной среды ДОУ обеспечивает целостность воспитательного процесса в рамках реализации Программы воспитания: Подбор художественной литературы; наличие демонстрационных Подбор видео и аудиоматериалов; подбор наглядно-демонстрационного плакаты, тематические иллюстрации и т.п.); материала технических средств 16 (картины, (экран, телевизор, ноутбук, колонки и т.п.); подбороборудованиядляорганизацииигровойдеятельности(атрибутыдлясюжетн о-ролевых,театральных,дидактическихигр); подбор оборудования для организации детской трудовой деятельности (самообслуживание, бытовой труд, ручной труд). Материально-техническое оснащение развивающей предметно-пространственной среды изменяется и дополняется в соответствии с возрастом воспитанников и календарным планом воспитательной работы ДОУ на текущий учебный год. 17 3.4. Календарный план воспитательной работы на 2022-2023 учебный год Модуль 1 «Трудовое воспитание и ранняя профориентация» Срок проведения Формы работы Сентябрь Беседа Октябрь Трудовые поручения Ноябрь Наблюдение за трудом взрослых Ранний возраст Младший возраст Средний возраст Старший возраст Подготовительный возраст Беседа «Всему «В гостях у свое место» Мойдодыра» Привлечение детей Убираем игрушки к помощи воспитателю «Разговор о профессиях» Почему родители ходят на работу? Все работы хороши Помоги накрыть стол Помоги накрыть на стол Уборка на участке Наблюдение за трудом мл.воспитател я Наблюдение за трудом дворника Наблюдение за трудом дворника Наблюдение за трудом кастелянши Наблюдение медсестры «Кто что делает?» Чудесный мешочек «Кому что нужно для работы» Чудесный мешочек Лото«Профессии» «Кому что нужно для работы» Дидактические игры на за трудом Декабрь Экскурсия Кто работает В нашей группе? Кто работает в детском саду? В магазин В библиотеку В школу Январь Игровые обучающие ситуации «Помоги кукле Кате накрыть на стол» «Вымоем посуду» «Купаем кукол» «Покажем малышам как ухаживать за растениями» «Покажем малышам ухаживать за растениями» Февраль Встреча с людьми интересных профессий «Есть такая профессия – Родину защищать» «Есть такая «Есть такая профессия – Родину профессия – Родину защищать» защищать» «Есть такая профессия – Родину защищать» «Есть такая профессия – Родину защищать» Март Фотовыставка «Кем работают наши мамы» «Профессии моей семьи» «Профессии моей семьи» «Профессии моей семьи» «Профессии моей семьи» 18 как Апрель Май Литературная гостиная «Стихи о профессиях» Просмотр мультфильмов, Развивающих видео Театрализованная деятельность «Кем быть?» Тематические мероприятия Музыкальное развлечение «День труда» «Стихи о профессиях» Музыкальное Развлечение «День труда» «Стихи о профессиях» «Стихи о профессиях» «Стихи профессиях» «Почему родители работают?» Навигатум «Калейдоскоп профессий» Навигатум «Кем Навигатум «Парад профессий» «Кем ты в жизни хочешь стать?» Музыкальное Развлечение «День труда» Музыкальное Развлечение «День труда» Музыкальное Развлечение «День труда» о стать?» Чтение художественной литературы: С.Михалков«А что у вас?» ,Джанни Родари «Чем пахнут ремесла?»,Э.Успенский « 25 Профессий Маши Филипенко», В.Маяковский «Кем Быть?», И.Крылов «Стрекоза и муравей», К.Чуковский«Айболит», «Федорино горе», русские народные сказки «Крошечка-Хаврошечка», «Двенадцать месяцев», Ю.Тувим «Все для всех» Июнь Сюжетно-ролевые игры Июль Трудовые поручения Август Продуктивная деятельность «Семья» сюжет «Уборка на кухне» Поливаем цветник «Магазин» «Птицефабрика» Туристическое агентство Туристическое агентство Кормление птиц Уборка в песочнице Уборка на участке Уборка на участке Создание лэпбукапо «Профессии моей семьи» Создание лэпбука «Профессии моего города» Создание лэпбука «Профессии моего города» Создание альбома Создание альбома «Кем работают «Кем работают наши мамы» наши мамы» 19 Модуль 2 «Патриотическое воспитание» Срок проведени я Ранний возраст Сентябрь Сюжетно–ролевая игра Сюжетно–ролевая игра Сюжетно–ролевая игра «Моя семья» «Моя семья» «Моя семья» Октябрь Средний возраст Старший возраст Подготовительный возраст Виртуальная экскурсия «С Виртуальная экскурсия «С чего начинается Родина?» чего начинается Родина?» Развлечение «Праздник Развлечение «Праздник дружной семьи». дружной семьи». Развлечение «Праздник Развлечение «Семья – дружной семьи». дороже всего» Развлечение «Семья –дороже всего» Дидактическая игра Дидактическая игра Игра-путешествие по родному селу «Село, в котором я живу» «Великие люди в истории родного поселка» Оформление фотовыставки «Мои бабушка и дедушка» к Международному Дню пожилого человека Фестиваль творчества «Сила России – в единстве народов» (декламация, вокал, хореография, рисунки) «Мой дом» Мой поселок Ларьковка Народные игры, фольклор Оформление фотовыставки «Мои бабушка и дедушка» Ноябрь Младший возраст Фестиваль творчества «Мы едины- и непобедимы» (декламация, вокал, рисунки) Дидактическая игра «Мой адрес» - Мой поселок – Ларьковка Народные игры, фольклор Оформление фотовыставки «Мои бабушка и дедушка» Фестиваль творчества «Мы единыи непобедимы» (декламация, вокал, хореография, рисунки) Оформление «Моя Родина –Россия» экспозиции фотографий Оформление экспозиции «День матери» Фотографий «День матери» Виртуальная экскурсия в краеведческий музей «Мой адрес» Фестиваль творчества «Мы едины- и непобедимы» (декламация, вокал, «Памятники и Достопримечательности родного поселка» Оформление фотовыставки «Мои бабушка и дедушка» к Международному Дню пожилого человека Фестиваль творчества «Сила России – в единстве народов» (декламация, вокал, хореография, хореография, рисунки) рисунки) «Моя Родина–Россия» Оформление экспозиции фотографий «День матери» «Моя Родина –Россия» Оформление экспозиции рисунков и фотографий «Сердце матери лучше солнца греет» Мой поселок - Ларьковка Народные игры, фольклор Оформление фотовыставки «Мои бабушка и дедушка» 20 «Моя Родина –Россия», «Сердце матери лучше солнца греет» Оформление экспозиции рисунков и фотографий «Сердце матери лучше солнца греет» Декабрь Оформление уголка группы на тему «В гостях у бабушки Арины» Народные игры, фольклор «Русский народный костюм» Дидактическая игра «Украсим костюм» «Праздники на Руси» Народные игры, фольклор Январь Фотоотчет о проведении новогодних праздников в детском саду и семье. Театрализованное представление для детей «Русские народные сказки» Фотоотчет о проведении новогодних праздников в детском саду и семье. Февраль «Дымковская игрушка» Оформление выставки «Мастера земли русской» Сюжетно–ролевая игра «Народы нашей страны» «Наш любимый детский Дидактическая игра «Народы России» сад» Праздник «Мы– солдаты» стихи Праздник «Будем в армии служить…» стихи, песни, фотографии «Русский народный костюм» Дидактическая игра «Украсим костюм» «Культура и традиции русского народа» «Праздники на Руси» Народные игры, фольклор «Как жили наши предки» Посещение музея «Русская изба» «Культура и Традиции русского народа» «Праздники на Руси»Народные игры, фольклор Фотоотчет о Фотовыставка о Фотовыставка о проведении новогодних проведении новогодних проведенные праздников в детском праздников в детском новогодних праздников саду и семье. саду и семье. в детском саду и семье «День знаний о «День знаний о «День знаний о промыслах промыслах России» промыслах России» России» Оформление выставки Оформление выставки Оформление «Мастера земли «Мастера земли русской» выставки «Мастера земли русской» русской» «Народы нашей «Мир вокруг нас» «Мир вокруг нас» страны» Беседа о разных странах и Беседа о разных странах Дидактическая игра их жителях. и их Дидактические игры: «Кто жителях. «Народы России» в какой стране живет», Дидактические игры: «Иностранец». «Кто в какой стране живет», «Иностранец» Праздник «Будем в Праздник «Наша Армия Праздник «Наша Армия армии служить…» родная» стихи, песни, родная» стихи, песни, стихи, песни, фотографии фотографии фотографии 21 «Как жили наши предки» Посещение музея «Русская изба» «Культура и традиции русскогонарода» «Праздники на Руси» Народные игры, фольклор Март «Я для милой мамочки…» Стихи, песниПраздник8 Марта «Путешествие в деревню» Виртуальная экскурсия Апрель «День космонавтики» Просмотр мультфильма Конкурс проектов «Мемориал поселка» Май Праздник «День Победы» «Их подвигам гордятся внуки» «Бессмертный полк» «Приглашаем в гости к нам» Игра – упражнение «Вежливое обращение к гостям» «Наши мамы и бабушки» Изготовление альбома Стихи, песни Праздник8Марта «Наши мамы и бабушки» Изготовление альбома Стихи, песни Праздник8Марта «Люби и знай родной свой «Люби и знай родной край» свой край» Викторина «Назови сказки» Викторина «Назови сказки» «День космонавтики» «День космонавтики» Просмотр мультфильма Виртуальная экскурсия на место приземления Ю.Гагарина Конкурс проектов Конкурс проектов «Мемориал поселка» «Природа России» «Мамочка любимая» Изготовление альбома Стихи, песни Праздник8Марта Конкурс проектов «Природные богатства России» Конкурс проектов «Природные Богатства России» Праздник «День Победы» «Их подвигам гордятся внуки» Литературные чтения «Бессмертный полк» «Приглашаем в гости к нам» Игра–упражнение «Вежливое обращение к гостям» Праздник «День Победы» «Их подвигам гордятся внуки» «Панорамы боевых действий»-моделирование «Бессмертный полк» «Люди, прославившие Россию» Викторина Праздник «День Победы» «Их подвигам гордятся внуки» «Панорамы боевых действий» -моделирование «Бессмертный полк» «Люди, прославившие Россию» Викторина Праздник «День Победы» «Их подвигам гордятся внуки» Литературные чтения «Бессмертный полк» «Люди, прославившие Россию» Викторина 22 «Мамочка любимая» Изготовление сувениров к 8Марта(подарки мамам и бабушкам) Стихи, песни Праздник8Марта «Люби и знай родной свой «Люби и знай родной свой край» край» Конкурс знатоков родного Конкурс знатоков края родного края «День космонавтики» «День космонавтики» Виртуальная экскурсия на Виртуальная экскурсия на место приземления место приземления Ю.Гагарина Ю.Гагарина Июнь Спортивное развлечение «День России» Спортивное развлечение «День России» Спортивное развлечение «День России» Спортивное развлечение «День России» Спортивное развлечение «День России» Июль Праздник «Мама, папа, Я–наша дружная семья Конкурс детского творчества «Поселок наш родной» Праздник «Мама, папа, Я – наша дружная семья Конкурс детского творчества «Поселок наш родной» Праздник «День семьи» Праздник «День семьи» Праздник «День семьи» Конкурс детского творчества «Поселок наш родной» Конкурс детского творчества «Поселок наш родной» Ранний возраст Младший возраст Август Срок проведен ия Сентябр ь Октябр ь Ноябрь Конкурс детского творчества «Поселок наш родной» Модуль 3 «Социальное воспитание» Средний возраст Старший возраст Подготовительный возраст Беседа «Что такое Беседа «Кто такие Беседа «Кто такие Беседа «Кто такие Беседа «Кто такие волонтеры? хорошо, что такое волонтеры?» волонтеры? волонтеры? плохо?» Беседа на тему: «Что такое добро?», «Где живёт доброта?», «Что значит добрый человек?», «Легко ли быть добрым?», «Как поделиться добротой?», «Почему добро побеждает зло?», «Как сохранить добро» Беседа «Наша дружная Изготовление Изготовление подарков к Изготовление подарков к Беседа «Бабушки и семья» празднику «День пожилого празднику «День пожилого дедушки» подарков к празднику человека» «День пожилого человека» человека» Дидактические игры: «Чем я могу помочь…», «Что было бы, если бы», «Хорошо-плохо» Благотворительн Благотворительн Благотворительная Благотворительная ая акция «Усы, ая акция «Усы, акция «Усы, лапы, акция «Усы, лапы, лапы, хвост!» лапы, хвост!» хвост!» (помощь хвост!» (помощь (помощь фонду (помощь фонду фонду бездомных фонду бездомных бездомных бездомных животных) животных) животных) животных) Беседа «Братья наши меньшие», чтение «Как муравьишка домой спешил» 23 Благотворительная акция «Усы, лапы, хвост!» (помощь фонду бездомных животных) Благотворительна Благотворительная Благотворительная Благотворительная акция Декабрь Благотворительна я акция я акция акция «Помощники акция «Помощники «Помощники святителя «Помощники «Помощники святителя Николая святителя Николая Николая Чудотворца» святителя святителя Чудотворца» Чудотворца» Николая Николая Чудотворца» Чудотворца» Слушание песен: «Будьте добры!» - автор текста Санин А., композитор Флярковский А., «Дорога добра» - автор текста Энтин Ю., композитор Минков М. Акция «Покорми птиц» Акция «Покорми птиц» Январь «Кормушка для Акция «Покорми Акция «Покорми птиц» птиц» птиц» Акция «Подари книгу» Акция «Подари книгу» Акция «Подари книгу» Февраль Чтение сказок: «Два жадных медвежонка», «Искорки добра», В. А. Сухомлинский – «Скупой», В. Катаев «Цветик – семицветик», В. Митт – «Шарик в окошке», Е. Кошевая – «Мой сын», С. Маршак – «Ежели вы вежливы» Март Апрель Май Июнь Июль Беседа «Что такое добро» «Марафон добрых дел» «Марафон добрых дел» «Марафон добрых дел» «Марафон добрых дел» Чтение художественной литературы: В. Осеева: «Что легче?», «Просто старушка», «Сыновья», «Навестила», «Волшебное слово». Л. Кон – «Друг», Э. Успенский – «Крокодил Гена и его друзья» «Чистые дорожки» Акция «Каждую соринку Акция «Каждую соринку Акция «Каждую соринку – Акция «Каждую соринку – в – в корзинку!» – в корзинку!» в корзинку!» корзинку!» Акции «Посади дерево», тематическое занятие «День Земли», беседа «Как беречь природу?» Консультации в Создание альбома Акция «Ветеран Уборка территории возле Уборка территории родительском уголке «Будем память по жизни живет рядом» памятника возле памятника «Как рассказать ребенку чтить» о Дне Победы» Участие в акции «Бессмертный полк», «Окно Победы», «Георгиевская ленточка» «Утро «Утро радостных Волонтеры в гостях у радостных встреч» малышей встреч» Участие в семейном флэшмобе «Зеленое лето» Участие в проекте Участие в проекте «Эколята- Участие в проекте «Эколята-дошколята» дошколята» «Эколята-дошколята» 24 Волонтеры малышей в гостях у Волонтеры в гостях у малышей Участие в проекте «Эколята- Участие в проекте «Эколятадошколята» дошколята» Август Акция для родителей «Пристегни самое дорогое!» Выпуск листовок Выпуск листовок «Внимание, пешеход!» «Внимание, водитель!» Выпуск листовок «Правила дорожные знать каждому положено» Выпуск «Правила знать положено» листовок дорожные каждому Модуль 4 «Экологическое воспитание» Срок проведен ия Ранний возраст Младший возраст Средний возраст Старший возраст Подготовительный возраст «Мир Сентябрь Беседа Аппликация НОД «Растения леса» Экскурсия «Деревья Экскурсия «Деревья осенью» природы» «Бабочки» осенью» Сезонные выставки творческих работ «Что нам осень принесла?», «Урожай у нас хорош», «Зимняя мастерская Деда Мороза», «Весенняя капель», «Прилетели птицы», «Удивительные насекомые» Октябрь Беседа «Птицы» Занятие «Знакомство с Изготовление подарков Изготовление подарков из Изготовление подарков из материалов к корнеплодами репы и из природных природных материалов к природных моркови» материалов к празднику празднику «День пожилого празднику «День пожилого человека» «День пожилого человека» человека» Ноябрь Дидактические игры: «Чем я могу помочь…»,«Что было бы, если бы»,«Хорошо-плохо» Театрализованное Театрализованное Наблюдение за погодными Беседа«Комнатные развлечение «День развлечение «День птиц» явлениями цветы» птиц» Театрализованное развлечение «День птиц» Беседа«Братьянашименьшие»,Театрализованноепредставление«Какмуравьишкадомойспешил» «Праздник Занятие «Украсим елку Изготовление Изготовление кормушки для Изготовление кормушки для елки для снегом» кормушки для птиц птиц птиц Декабрь Досуг новогодней кукол» Чтение экологических сказок о воде: История одной Капли (грустная сказка о воде), Как Тучка была в пустыне (сказка о месте, где нет воды), Сила Дождя и Дружбы (сказка о живительной силе воды), История Маленького Лягушонка (добрая сказка о круговороте воды в природе), Все живое нуждается в воде (Экологическая сказка), Сказка о воде, самом чудесном чуде на Земле (Экологическая сказка). Январь Наблюдение прилетает «Кто Акция «Покорми птиц» на Акция «Покорми птиц» Акция «Покорми птиц» 25 Акция «Покорми птиц» кормушку?» Феврал ь Наблюдение за птицами Занятие «Заяц и волк — Наблюдение лесные жители» воробьи? вороны?» 26 «Какие Экспериментирование Какие снегом и льдом со Экспериментирование снегом и льдом со Чтение сказок: История одной Елочки (Экологическая сказка), Сказка о маленьком кедре (Экологическая сказка). Март Апрель Май Июнь Июль Август Беседа«Что такое лес» Акция «Берегите лес» Акция «Берегите лес» Акция «Берегите лес» Акция «Берегите лес» Изготовление листовок «Берегите воду!» (22марта Всемирный день воды) Беседа «Прилетели Дидактическая игра «Кто Акция «Каждую соринку– Акция «Каждую Акция «Каждую птицы» живет в лесу?» в корзинку!» соринку– в корзинку!» соринку– в корзинку!» Акции «Посади дерево», тематическое занятие «День Земли»Беседа«Как беречь природу?» Консультации в Цикл наблюдений за Цикл наблюдений за Цикл наблюдений за Цикл наблюдений за родительском уголке цветущими растениями на цветущими растениями цветущими растениями цветущими растениями «Как научить ребенка территории детского сада. на территории детского на территории детского на территории детского беречь природу» сада. сада. сада. Чтение экологических сказок о мусоре: Зайчик и Медвежонок (Экологическая сказка), Маша и Медведь (Экологическая сказка), Нет места мусору (Экологическая сказка), Сказка про хламище-окаянище (Экологическая сказка). Беседа Экологооздоровительный Экологооздоровительный Экологооздоровительный Экологооздоровительный «Забавные праздник. Развлечения на праздник. Развлечения на праздник. Развлечения на праздник. Развлечения на одуванчики» темы «Зоопарк», «Наш темы «Зоопарк», «Наш темы «Зоопарк», «Наш темы «Зоопарк», «Наш огород», «Домашние огород», «Домашние огород», «Домашние огород», «Домашние животные» и др животные» и др животные» и др животные» и др Участие в семейном флэшмобе «Зеленое лето» Участие в проекте Участие в проекте Участие в проекте Участие в проекте Участие в проекте «Эколята-дошколята» «Эколята-дошколята» «Эколята-дошколята» «Эколята-дошколята» «Эколятадошколята» Праздник Дня защиты Праздник Дня защиты Сбор листьев с деревьев и Сбор листьев с деревьев Сбор листьев с деревьев и окружающей среды окружающей среды кустарников, изготовление и кустарников, кустарников, «Бесценная и всем «Бесценная и всем гербария. изготовление гербария. изготовление гербария. необходимая вода» необходимая вода» 27 Модуль 5 «Основы здорового образа жизни» Срок проведения Октябрь Ноябрь Ранний возраст Младший возраст Средний возраст Старший возраст Подготовительный возраст Консультация для Беседа «Чумазый мальчик» Беседа «Я и моѐ тело» Беседа «Личная гигиена» Беседа «Режим родителей дня», «Вредные «Здоровый образ привычки» жизни в семье» Беседа «Чумазый мальчик» Чтение художественной литературы Г.Зайцев «Дружисводой», К.Чуковский «Мойдодыр», А.Барто «Девочка чумазая», З. Бяльковская «Юля–чистюля», З.Александрова «Купание», потешки «Водичка-водичка», «Растикосадопояса» Игровая ситуация Игровая ситуация «В гостях Игровая ситуация «Как Сюжетно-ролевая игра Сюжетно-ролевая «Научим Мишку У Мойдодыра» привести себя в порядок» «Аптека» Игра «Больница», умываться» сюжет «У стоматолога» Подвижная игра Подвижная игра Подвижная игра Подвижная игра Подвижная игра «К «Воробышки «Красный, «Красный, желтый, «К своим знакам» своим знакам» и автомобиль» желтый, зеленый» зеленый» Игровая ситуация Игровая ситуация Игровая ситуация «Едем в Игровая ситуация Игровая ситуация «Помоги зайке перейти «Помоги зайке перейти автобусе» «Однажды на улице» «Я пешеход и дорогу» дорогу» пассажир» Спортивное Спортивное развлечение Спортивное развлечение Спортивное развлечение Спортивное развлечение развлечение «Мама, «Мама, папа, я- спортивная «Мама, папа, я«Мама, папа, я«Мама, папа, япапа, я- спортивная семья!» спортивная семья!» спортивная спортивная семья!» семья!» семья!» Дидактическая игра «Оденем куклу на прогулку» Дидактическая игра «Кому что нужно?» Дидактическая игра «Покажи правильно» Дидактическая игра «Если кто-то заболел» Дидактическая игра «Назови вид спорта» 28 Декабрь Январь Февраль Март Экскурсия в Медицинский кабинет Экскурсия медицинский кабинет в Экскурсия в медицинский кабинет Экскурсия в Экскурсия медицинский кабинет медицинский кабинет в Чтение художественной литературы: К.Чуковский «Доктор Айболит», Е.Шкловский «Как лечили мишку», Т.Волгина«Два друга» Игровая ситуация Игровая ситуация Игровая ситуация Игровая ситуация Игровая ситуация «Можно -нельзя» «На игровой площадке» «Поведение с «Один дома» «Чрезвычайные незнакомыми людьми» ситуации на прогулке» Чтениехудожественнойлитературы:русскаянароднаясказка«Волкисемерокозлят»,А.Толстой«Буратино»,С.Маршак«Сказкаоглупоммышо нке»,К. Чуковский«Котаусии Мауси» Загадки об овощах и Беседа «Овощи и фрукты – Дидактическая игра Проектная деятельность Проектная фруктах полезные для здоровья «Разложи на тарелках «Где Деятельность «Где продукты» полезные продукты» хранятся хранятся витамины?» витамины?» ОЭД «Посадка лука» ОЭД «Посадка лука» ОЭД «Посадка лука» ОЭД «Посадка лука» ОЭД «Посадка лука» Просмотр мультфильмов Смешарики «Азбука здоровья» серия «Правильное питание» Беседа «Спички не Беседа «Спички не тронь, в Беседа «Отчего Игровая ситуация тронь, в спичках огонь» спичках огонь» происходят пожары?» «Если возник пожар?» Театрализованная деятельность Инсценировка произведения С. Маршака «Кошкин дом» 29 Сюжетно-ролевая игра «Пожарные» Инсценировка произведения С.Маршака «Кошкин дом» Чтениехудожественнойлитературы:С.Маршак«Кошкиндом»,Г.Цыферов«Жилбылнасветеслоненок»,Л.Толстой «Пожарные собаки», С. Михалков«Дядя Степа»,Е. Хоринская«Спичка -невеличка» Май Просмотр кукольного Просмотр кукольного спектакля «Незнайка спектакля «Незнайка на на улицах города» улицах города» Просмотр мультфильма «Смешарики», «Азбукабезопасности» Викторина «Правила дорожные детям знать положено» Викторина «Правила дорожные детям знать положено» Чтение художественной литературы Г.Георгиев «Светофор», А.Северный «Светофор», О.Тарутин «Переход», С.Михалков «Дядя Степа милиционер» Июнь Июль Консультация для родителей «Лето прекрасное и опасное» Летняя школа Безопасности «Защита от солнца» Спортивный праздник «Здравствуй, лето!» Дидактическая игра Дидактическая игра Беседа «Как вести себя Беседа «Что где растет?» «Съедобное-несъедобное» на природе?» растения» Летняя школа безопасности «Осторожно, насекомые!» Летняя школа Летняя безопасности «Осторожно, наводе» насекомые!» Просмотр мультфильмов Смешарики на воде, Спасик и его команда Август Летняя школа дороге» безопасности школа безопасности «Ядовитые «Безопасность Конкурс рисунков «Школа светофорных наук» «Безопасность 30 на Экскурсия к перекрёстку Экскурсия перекрёстку к Модуль 6 «Этико-эстетическое воспитание» Срок проведени я Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь Январь Февраль Ранний возраст Младший возраст Средний возраст Старший возраст Подготовительный возраст «Наша группа» Знакомство с предметами «Кукла учится у ребят Чистота – залог здоровья Беседа «Культура знакомство с гигиены и их аккуратно кушать и поведения помещениями использованием благодарить» (визит куклы во время еды». группы на обед, полдник, ужин). Консультация для родителей «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей», чтение: С. Махотин «Завтрак» Навык мытья Навык культуры Игровая ситуация Мы накрываем в Беседа «Наводим рук и личной еды. «Как мы столовой. порядок в шкафу для гигиены. встречаем гостей». одежды» Чтение стихов К.И. Чуковского «Мойдодыр», Чтение: А. Барто «Девочка чумазая» Навык мытья рук и Навык одевания и Дидактическая игра Культура Беседа «Как заботиться личной гигиены. раздевания. «Научим куклу Катю поведения за о своей раздеваться». столом одежде». Чтение сказки К.И. Чуковского «Федорино горе». Инсценировка сюжета сказки «Федорино горе». Чтение: Д. Крупская «Чистота» Навык мытья рук и Сюжетно-ролевая игра Игра-занятие «Оденем Для чего человеку кожа Беседа «Культура личной гигиены. «Угостим куклу Таню куклу на прогулку». еды - серьезное чаем» дело». Упражнение «Умывалочка». Чтение потешек по теме. Чтение: И. Батый «Пообедать» Навык мытья рук и Сюжетно-ролевая игра Игровая ситуация «Мишка Гигиена зубов Дидактическое личной гигиены. «Пригласим Хрюшу ипригласил в гости зайку и упражнение «Как Степашку на обед» ежика». помочь товарищу» Чтение стихов о вежливости. Чтение: М, Зощенко «Глупая история» Навык мытья рук и Коллективная Наши уши Что значит Дидактическое личной гигиены. практическая деятельность опрятность. упражнение «Поможем кукле Тане «Как правильно сложить вещи на место». заправлять кровать» Чтение: О. Григорьев «Варенье». Чтение: Я. Аким «Неумейка», С. Михалков «Я сам» 31 Март Навык мытья рук и Дидактическая игра личной гигиены. «Приготовим суп» (по принципу «Волшебный мешочек») Прическа Как всегда,выглядеть красиво Дидактическое упражнение «Расскажем малышам, как надо умываться». Игра- тренинг «Научи друга» Чтение стихотворения К.И. Чуковского «Мойдодыр». Инсценировка сюжетов из произведения «Мойдодыр». Чтение: А. Барто «Девочка-чумазая» Апрель Май Июнь Июль Август Учить детей понимать Сюжетно-ролевая игра «К Чтоб одеяло не убежало «Правила ухода за телом» слова «хорошо», нам пришла Замарашка» «плохо», «нельзя», «можно», «нужно» Чтение: В. Чепурная «Купание детей». Чтение: С. Лосева «Штанишки». Чтение: И. Ищук «Мои ладошки» Воспитание Дидактическая игра Наши глаза Упражнение «Как мы элементарных «Накрываем стол для умеем наводить навыков культуры обеда». порядок». поведения. Навык культуры еды. Сюжетно-ролевая «Кукла заболела». Соревнование «Кто самый аккуратный» Беседа «Как правильно есть второе блюдо». игра Навыки ухода за одеждой Дидактическое упражнение Беседа «Мои обязанности «У кого в шкафу порядок» дома и в д/с» Сюжетно-ролевая игра «Детский сад» Игры-забавы в Центре воды и песка «Купание кукол». Чтение: Т. Кожомбердиев «Все равно». Чтение Н. Литвинова «Королевство столовых приборов». Навык культуры Сюжетно-ролевая игра «Чистое помещение – Игра –соревнование «Чей стол самый еды. «Кукла ждёт гостей». залог здоровья» аккуратный». Игра – соревнование «Наведём порядок в шкафчиках». Развлечение «Мыльные пузыри» Навык культуры еды. Сюжетно-ролевая игра «Личная гигиена» Беседа «Чистые руки – Дидактическое «Научим куклу аккуратно здоровые дети» упражнение «За столом 32 кушать» едим культурно 33 34