Положение о школьном библиотечном фонде учебников, порядке его формирования, учета, использования и обеспечен

Принято
на заседании педагогического совета
МБОУ СОШ с.Андриановичи
протокол от 09 марта 2022 г. № 141

Утверждено
приказом директора МБОУ СОШ
с.Андриановичи И.Г. Гордеевой
приказ от 11 марта 2022 г. № 24/1- од

Положение
о школьном библиотечном фонде учебников, порядке его формирования,
учета, использования и обеспечения сохранности

п.Ларьковка

1. Общие положения
1.1. Данное Положение о школьном библиотечном фонде учебников,
порядке его формирования, учета, использования и обеспечения
сохранности (далее по тексту – Положение) разработано в соответствии с
Федеральным законом № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в
Российской Федерации» (с изменениями).
1.2. Настоящее Положение определяет порядок учета библиотечного
фонда и механизм формирования, сохранности и предоставления в
пользование учебников, учебных пособий, учебно-методических
материалов обучающимся МБОУ СОШ с. Андриановичи (далее – школа),
осваивающим основные образовательные программы в пределах
федеральных государственных образовательных стандартов, а также
закрепляет
ответственность
всех
участников
образовательной
деятельности.
1.3. Понятия, используемые в Положении:
Учебник – учебное издание, содержащее систематическое изложение
учебной дисциплины, соответствующее учебной программе и официально
утвержденное в качестве данного вида. Может быть представлен в печатной
и электронной форме.
Учебное пособие – учебное издание, дополняющее или заменяющее
частично или полностью учебник, официально утвержденное в качестве
данного вида.
Рабочая тетрадь – учебное пособие, имеющее особый дидактический
аппарат, способствующий самостоятельной работе обучающегося над
освоением учебного предмета.
Учебно-методические материалы – совокупность материалов, в полном
объеме обеспечивающих преподавание данной дисциплины (атласы,
контурные карты, поурочное планирование, средства контроля знаний,
справочные издания, рабочие программы и т.д.).
Средства обучения и воспитания – другие источники учебной
информации, предоставляемые обучающимся в ходе образовательной
деятельности.
1.4. Целью настоящего Положения о библиотечном фонде является
создание условий для максимального обеспечения учебной литературой
обучающихся школы, повышение ответственности педагогического
коллектива и семьи за правильное, рациональное использование школьных
учебников, организация работы среди обучающихся и их родителей по
воспитанию осознанного, бережного отношения к учебнику.
1.5. Учет документов библиотечного фонда является основой
отчетности и планирования деятельности библиотеки, способствует
обеспечению его сохранности.

2

2. Формирование фонда учебников и порядок учета фонда учебной
литературы
2.1. Комплектование учебного фонда библиотеки школы происходит
на основе ежегодно утверждаемых Федеральных перечней учебников,
рекомендованных к использованию при реализации имеющих
государственную аккредитацию образовательных программ начального
общего, основного общего, среднего общего образования, перечней
организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые
допускаются к использованию при реализации имеющих государственную
аккредитацию образовательных программ. Ежегодно утверждается
перечень учебников и учебных пособий школы.
2.2. Образовательная организация самостоятельна в выборе и
определении:
- комплекта учебников, учебных пособий, учебно-методических
материалов, обеспечивающих преподавание учебного предмета, курса,
дисциплины (модуля);
- средств обучения и воспитания. Выбор средств обучения и
воспитания определяется спецификой содержания и формой организации
образовательной деятельности.
2.3. Пополнение учебного фонда обеспечивается за счет средств
бюджетов различных уровней; иных источников, не запрещенных
законодательством РФ, в т.ч. безвозмездного пожертвования физическими
и/или юридическими лицами.
2.4. В целях обеспечения обучающихся учебниками, учебными
пособиями
школа
может
взаимодействовать
с
другими
общеобразовательными организациями.
2.5. Непосредственное руководство и контроль работы по созданию и
своевременному пополнению библиотечного фонда школьных учебников
осуществляет директор школы.
2.6. Допускается использование учебно-методических комплектов,
входящих в Федеральный перечень учебников, согласованных на
Педагогическом совете и утвержденных приказом директора школы.
2.7. Для эффективной организации образовательной деятельности
используется учебно-методическое обеспечение из одной предметнометодической линии.
2.8. Процесс работы по формированию фонда учебной литературы
включает следующие этапы:
- работа педагогического коллектива с Федеральным перечнем
учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в
образовательных организациях;
- подготовка списка учебников, планируемых к использованию в новом
учебном году;
3

- предоставление списка учебников Педагогическому совету на
согласование и утверждение;
- диагностика уровня обеспеченности обучающихся учебной
литературой на следующий учебный год в соответствии с контингентом
обучающихся, составление перспективного плана комплектования
учебного фонда;
- оформление заказа учебников и учебных пособий в соответствии с
утвержденным списком учебников и планом комплектования;
-прием и учет вновь поступившей учебной литературы в библиотеку.
2.9. Библиотечный фонд школьных учебников учитывается и хранится
отдельно от основного фонда школьной библиотеки.
2.10. К библиотечному фонду учебной литературы (учебному фонду)
относятся учебники, учебные пособия, орфографические словари,
математические таблицы, сборники упражнений и задач, практикумы,
книги для чтения, хрестоматии, рабочие тетради, атласы, контурные карты
в печатном и электронном виде, содержание которых отвечает требованиям
государственных
образовательных
стандартов,
обеспечивающих
преемственность изучения дисциплин и систематизированных по
образовательным областям.
2.11. Документы, включаемые в фонд библиотеки, маркируются. При
этом могут быть использованы штемпели, книжные знаки, индивидуальные
штриховые коды, другие виды маркировки.
2.12. Документы поступают в библиотеку и включаются в
библиотечный фонд в результате поставки обязательного экземпляра,
покупки (подписки, обмена, дарения, пожертвования, копирования
оригиналов из фонда библиотеки). Документы, подготовленные к приему в
библиотечный
фонд,
подвергаются
первичной
обработке
и
индивидуальному учету.
2.13. Документы принимаются по первичным учетным документам
(накладная, акт), включающим список поступлений.
2.14. Прием документов, поступающих в библиотеку без первичных
документов на безвозмездной основе (обязательные экземпляры,
депозитные экземпляры международных организаций, безвозмездные
поступления из неизвестных и анонимных источников), оформляется актом
о приеме документов.
2.15. Прием документов, поступающих в библиотеку от юридического,
физического лица в виде дара с указанием его назначения для пополнения
библиотечного фонда, оформляется договором пожертвования в
соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (ст. 574,
582).
2.16. Прием документов от читателей взамен утерянных и признанных
равноценными утраченным, оформляется актом о приёме документов
взамен утерянных. В акте указывается фамилия, инициалы читателя,
сведения об утерянных изданиях (регистрационный номер, краткое
4

библиографическое описание издания, цена) сведения о принятых изданиях
(краткое библиографическое описание издания, цена), подписи читателя и
принимающей стороны.
2.17. Учёт библиотечного фонда учебной литературы отражает
поступление, выбытие, общую величину фонда учебников, и служит
основой его правильного формирования, целевого использования и
сохранности, осуществления контроля за наличием и движением учебников.
2.18. Процесс учета библиотечного фонда учебников включает: прием,
штемпелевание, регистрацию поступления, распределения по классам,
выбытия, а также подведение итогов движения фонда и его проверку.
2.19. Все операции по учету производятся педагогом-библиотекарем,
стоимостный учет ведется бухгалтерией. Инвентаризация учебного фонда и
сверка данных библиотеки и бухгалтерии проводится ежегодно.
2.20. Учет включает регистрацию поступления документов в
библиотечный фонд, их выбытия из фонда, итоговые данные о величине
(объеме) всего библиотечного фонда и его подразделов, стоимость фонда.
2.21. Основные требования, предъявляемые к учету библиотечного
фонда:
-полнота и достоверность учетной информации;
-оперативность;
-документированное оформление каждого поступления в фонд и
каждого выбытия из фонда;
-совместимость приемов и форм учета, их надежность при
параллельном использовании традиционной и автоматизированной
технологий учета;
-соответствие номенклатуры показателей учета фонда аналогичным
показателям государственной библиотечной статистики.
3. Порядок выдачи и возврата учебников
3.1. К обучающимся, осваивающим основные образовательные
программы в пределах федеральных государственных образовательных
стандартов, относятся:
-обучающиеся, осваивающие программу начального общего
образования;
-обучающиеся, осваивающие программу основного общего
образования;
-обучающиеся, осваивающие программу среднего общего образования.
3.2. Школа бесплатно обеспечивает обучающихся учебниками,
учебными и учебно-методическими пособиями в соответствии с
федеральным перечнем учебников, рекомендованных (допущенных) к
использованию при реализации имеющих аккредитацию образовательных
программ начального общего, основного общего, среднего общего
образования в пределах федеральных государственных образовательных
5

стандартов.
Обеспечение
обучающихся
указанными
изданиями
осуществляется за счет изданий, имеющихся в фонде школьной библиотеки.
Библиотечный фонд ежегодно пополняется необходимыми учебниками,
учебными и учебно-методическими пособиями.
3.3. Учебники, учебные пособия и учебно-методические материалы,
необходимые обучающимся для освоения учебных предметов, курсов,
дисциплин за пределами федеральных государственных образовательных
стандартов,
родители
(законные
представители)
приобретают
самостоятельно.
3.4. Детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями
здоровья, обучающимся на дому по основным общеобразовательным
программам с использованием дистанционных образовательных
технологий на период получения образования учебники предоставляются в
пользование бесплатно.
3.5. Учебники, учебные пособия и учебно-методические материалы
(рабочие программы, поурочное планирование, методические пособия и
т.п.) для личного пользования учителя школы приобретают самостоятельно.
Если данные издания имеются в наличии в фонде библиотеки, учителя
обеспечиваются ими в единичном экземпляре бесплатно.
3.6. Учебники, учебные и учебно-методические пособия
предоставляются обучающимся школы в личное пользование по одному
комплекту сроком на один год независимо от того, на какой срок обучения
они рассчитаны. Второй комплект учебников может быть выдан по
заявлению родителей в связи с ухудшением здоровья обучающегося при
наличии свободных экземпляров в библиотеке.
3.7. Перед началом учебного года педагог-библиотекарь выдает
учебники родителям, обучающимся старше 14 лет.
3.8. Выдача учебников и учебных пособий родителям и обучающимся
фиксируется в «Ведомости выдачи и возврата учебников» и подтверждается
личной подписью одного из родителей обучающегося в 1-7 классе, а во 8-11
классах – личной подписью обучающегося. «Ведомости выдачи и возврата
учебников» хранятся в библиотеке. Классные руководители 1-11 классов
проводят беседу-инструктаж обучающихся своего класса и их родителей
(законных представителей) о правилах пользования учебниками.
3.9. Выдача необходимых учебников на летний период фиксируется в
читательских формулярах под личную подпись обучающихся.
3.10. Учебники могут быть выданы как новые, так и использованные
ранее. В течение одной недели обучающиеся должны просмотреть все
учебники и учебные пособия, выданные им в личное пользование. При
обнаружении дефектов, мешающих восприятию учебного материала
(отсутствия листов, порчи текста) обучающийся или его родители
(законные представители) могут обратиться в библиотеку для замены его
другим. Учебник может быть заменен при его наличии в фонде библиотеки.
По истечении указанного срока претензии по внешнему виду и качеству
6

учебника библиотекой не принимаются, а ответственность за обнаруженные
дефекты в сдаваемых учебниках несет тот обучающийся, который ими
пользовался.
3.11. В конце учебного года и при переходе обучающегося в течение
учебного года из школы в другую образовательную организацию учебники,
учебные пособия, рабочие тетради и учебно-методические материалы,
предоставленные в личное пользование обучающихся, возвращаются в
библиотеку школы. В случае порчи или утери учебника, учебного или
учебно-методического пособия, предоставленного обучающемуся в личное
пользование, родители (законные представители) обязаны возместить
ущерб или вернуть в библиотеку учебник.
3.12. Обучающиеся выпускных классов перед получением документа
об окончании школы обязаны полностью сдать все пособия в библиотеку
(по обходному листу).
3.13. Возврат учебников в конце учебного года осуществляется по
графику, составленному педагогом-библиотекарем.
Классный руководитель обеспечивает 100% явку обучающихся со
всеми учебниками в соответствии с графиком.
3.14. Обучающиеся обязаны сдать учебники в школьную библиотеку в
состоянии, соответствующем единым требованиям по их использованию и
сохранности.
4. Проверка наличия документов библиотечного фонда
4.1. Обязательная инвентаризация проводится в следующих случаях:
-при смене материально ответственного лица;
-при выявлении фактов хищения или порчи документов;
-в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных
ситуаций, вызванных экстремальными условиями.
Для проведения проверок директором образовательной организации
назначается комиссия, в состав комиссии должен входить представитель
бухгалтерии.
4.2. Проверка фонда в плановом порядке осуществляется один раз в 5
лет.
4.3. Проверка всего фонда или его части завершается составлением акта
о результатах проведения проверки наличия документов учебного фонда и
приложением к нему списка документов, отсутствующих по
неустановленной причине. В акте фиксируются сведения о количестве:
- документов учебного фонда по данным учета;
- документов, имеющихся в наличии;
- документов, отсутствующих в библиотечном фонде по
неустановленной причине.
В акте также указываются номер и дата акта о проведении предыдущей
проверки. Акт с приложением списка документов, отсутствующих по
7

неустановленной причине, подписывается председателем и членами
комиссии и утверждается директором школы.
4.4. При выявлении в процессе проверки фонда отсутствующих
документов и невозможности установления виновных лиц убытки по
недостаче списываются в соответствии с действующим законодательством.
5. Обеспечение сохранности библиотечного фонда школьных
учебников
5.1. Сохранность фонда обеспечивается созданием оптимальных
условий хранения и использования учебников, а также охраной их от порчи
и хищений.
5.2. Хранение учебников осуществляется согласно действующим
Инструкциям по охране труда и пожарной безопасности.
5.3. Фонд учебников располагается и учитывается отдельно от
основного фонда.
5.4. Ответственность за организацию сохранности фонда учебников
возлагается на директора школы и педагога-библиотекаря.
5.5. Ответственность за состояние и сохранность выданных учебников
в течение учебного года несут обучающиеся, пользующиеся этим фондом.
Они же, при необходимости, осуществляют их ремонт.
5.6. В случае утери или порчи учебника родители (законные
представители) возмещают нанесенный ущерб в соответствии с
действующим законодательством.
5.7. В целях контроля за сохранностью учебников обучающимися 2
раза в год (сентябрь и апрель) библиотекой проводятся выборочные рейды
по проверке состояния учебников. Сведения о результатах рейда доводятся
до классного руководителя, при необходимости до директора школы. По
результатам проверки составляется акт.
5.8. Критерии по проверке состояния учебников:
- наличие записи о принадлежности учебника обучающемуся;
- наличие всех учебников на момент проверки (согласно расписанию
уроков);
- наличие обложек на учебниках;
- внешний вид учебника (отсутствие грязи, надписей, помятостей,
порезов, рваных страниц, повреждений переплётов в учебниках).
6. Правила пользования учебниками для обучающихся и родителей
6.1. Обучающиеся имеют право получать учебники, предусмотренные
образовательными программами школы, во временное пользование из
фонда библиотеки бесплатно.
6.2. Учебники выдаются обучающимся сроком на один год, независимо
от того, на какой срок обучения они рассчитаны, без права передачи и
8

продажи. Возврат учебников гарантируется родителями (законными
представителями).
6.3. Учебники могут быть выданы как новые, так и использованные
ранее.
6.4. Учебник должен иметь дополнительную съёмную обложку.
6.5. В учебниках нельзя писать, рисовать, загибать и вырывать
страницы и т.д.
6.6. Обучающиеся обязаны возвращать школьные учебники в опрятном
виде, по необходимости ремонтировать их.
6.7. Учебники должны возвращаться в библиотеку в установленные
сроки в конце учебного года, до летних каникул.
6.8. Обучающиеся, выбывающие в течение учебного года, обязаны
сдать учебники перед получением документов.
6.9. Ответственность за сохранность полученных школьных учебников
несут как обучающиеся, так и их родители (законные представители).
7. Заключительные положения
7.1. Настоящее Положение является локальным нормативным актом,
МБОУ СОШ с. Андриановичи.
7.2. Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение,
оформляются в письменной форме в соответствии действующим
законодательством Российской Федерации.

9


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».