Принято на заседании педагогического совета МБОУ СОШ с.Андриановичи протокол от 09 марта 2022 г. № 141 Утверждено приказом директора МБОУ СОШ с.Андриановичи И.Г. Гордеевой приказ от 11 марта 2022 г. № 24/1- од Положение о школьной библиотеке п.Ларьковка 1. Общие положения 1.1. Данное Положение о школьной библиотеке (далее по тексту – Положение) разработано в соответствии с Федеральным законом № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями). 1.2. Данное Положение обозначает основные принципы, задачи и функции библиотеки в МБОУ СОШ с. Андриановичи, определяет организацию деятельности, управление, порядок пользования школьной библиотекой, а также регламентирует права и обязанности пользователей и работников библиотеки МБОУ СОШ с. Андриановичи. 1.3. Настоящее Положение регламентирует работу и базисные функции библиотеки МБОУ СОШ с. Андриановичи, которая способствует формированию культуры личности обучающихся школы и позволяет повысить эффективность информационного обслуживания учебновоспитательной деятельности. 1.4. Деятельность библиотеки школы организуется и осуществляется в соответствии с российскими культурными и образовательными традициями, а также со сложившимся в обществе идеологическим и политическим многообразием. Образовательная и просветительная функции библиотеки базируются на максимальном использовании достижений общечеловеческой культуры. Обеспеченность библиотеки учебными, методическими и справочными документами учитывается при лицензировании образовательной организации. 2. Принципы деятельности школьной библиотеки 2.1. Деятельность школьной библиотеки основывается на принципах демократии, гуманизма, общедоступности, приоритета общечеловеческих ценностей, гражданственности, свободного развития личности. 2.2. В библиотеке запрещается издание и распространение печатных, аудио-, аудиовизуальных и иных материалов, содержащих хотя бы один из признаков, предусмотренных частью первой статьи 1 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» (с изменениями). 2.3. Не допускается наличия экстремистских материалов, призывающих к осуществлению экстремистской деятельности либо обосновывающих или оправдывающих необходимость осуществления такой деятельности, в том числе труды руководителей национал - социалистической рабочей партии Германии, фашистской партии Италии, публикаций, обосновывающих или оправдывающих национальное и (или) расовое превосходство либо оправдывающих практику совершения военных или иных преступлений, направленных на полное или частичное уничтожение какой-либо этнической, социальной, расовой, национальной или религиозной группы. 2 2.4. Кроме того, к таким материалам, в соответствии со ст. 13 Федерального закона № 114-ФЗ относятся: -официальные материалы запрещенных экстремистских организаций; -материалы, авторами которых являются лица, осужденные в соответствии с международно-правовыми актами за преступления против мира и человечества и содержащие признаки, предусмотренные частью первой статьи 1 Федерального закона №114-ФЗ; - любые иные, в том числе анонимные, материалы, содержащие признаки, предусмотренные частью первой статьи 1 №114-ФЗ. 2.5. В помещении библиотеки размещается Федеральный список экстремистской литературы, утвержденный федеральным органом исполнительной власти, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации. 2.7. МБОУ СОШ с. Андриановичи несет ответственность за доступность и качество библиотечно-информационного обслуживания библиотеки. 3. Задачи библиотеки 3.1. Обеспечение образовательной деятельности и самообразования обучающихся и педагогов МБОУ СОШ с. Андриановичи. 3.2. Обеспечение участникам образовательной деятельности — обучающимся, педагогам, родителям (законным представителям) учащихся — доступа к информации, знаниям, идеям, культурным ценностям посредством использования библиотечно-информационных ресурсов на различных носителях: - бумажном (книжный фонд, фонд периодических изданий); -цифровом; -коммуникативном (компьютерные сети) и иных носителях. 3.3. Формирование у читателей навыков независимого библиотечного пользователя: обучение пользованию книгой. 3.4. Воспитание культурного и гражданского самосознания, помощь в социализации обучающегося, развитии его творческого потенциала. 3.5. Формирование навыков независимого библиотечного пользователя: обучение поиску, отбору и критической оценке информации. 3.6. Совершенствование предоставляемых библиотекой услуг на основе внедрения новых информационных технологий и компьютеризации библиотечно-информационной деятельности, формирование комфортной библиотечной среды. 3.7. Бесплатное предоставление школьникам в пользование на время получения образования учебников и учебных пособий из библиотечного фонда. 4. Основные функции школьной библиотеки 3 Для реализации основных задач школьная библиотека: 4.1. Осуществляет основные функции библиотеки – образовательная, информационная, культурная. 4.2. Формирует фонд библиотечно-информационных ресурсов МБОУ СОШ с. Андриановичи: - комплектует универсальный фонд учебными, художественными, научными, справочными, педагогическими и научно-популярными документами на традиционных и нетрадиционных носителях информации, учитывая Федеральный список экстремистской литературы, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, утвержденный Федеральным органом исполнительной власти; - пополняет фонд информационными ресурсами сети Интернет, базами и банками данных других учреждений и организаций; - осуществляет размещение, организацию и сохранность документов. 4.3. Создает информационную продукцию: - организует и ведет справочно-библиографический аппарат: каталоги (алфавитный, систематический), картотеки (систематическую картотеку статей, тематические картотеки), электронный каталог, базы данных по профилю МБОУ СОШ с. Андриановичи; - разрабатывает рекомендательные библиографические пособия (списки, обзоры, указатели и т.п.); - обеспечивает информирование пользователей об информационной продукции. 4.4. Осуществляет дифференцированное библиотечноинформационное обслуживание обучающихся: -обслуживание читателей на абонементе, в читальном зале; -предоставляет информационные ресурсы на различных носителях на основе изучения их интересов и информационных потребностей; -создает условия для реализации самостоятельности в обучении, познавательной, творческой деятельности с опорой на коммуникацию; -способствует развитию навыков самообучения (участие в сетевых олимпиадах, телекоммуникационных проектах в системе дистанционного обучения); -организует обучение навыкам независимого библиотечного пользователя и потребителя информации, содействует интеграции комплекса работы с книгой и информацией; -оказывает информационную поддержку в решении задач, возникающих в процессе их учебной, самообразовательной и досуговой деятельности; -организует массовые мероприятия, ориентированные на развитие общей, и читательской культуры личности, содействует развитию критического мышления. 4 4.5. Осуществляет дифференцированное библиотечноинформационное обслуживание педагогических работников: -выявляет информационные потребности и удовлетворяет запросы, связанные с обучением, воспитанием и здоровьем детей; -создает банк педагогической информации как основы единой информационной службы общеобразовательной организации, осуществляет накопление, систематизацию информации по предметам, разделам и темам; -способствует проведению занятий по формированию информационной культуры. 4.6. Осуществляет дифференцированное библиотечноинформационное обслуживание родителей (иных законных представителей) обучающихся: - удовлетворяет запросы пользователей и информирует о новых поступлениях в библиотеку; - консультирует по вопросам учебных изданий обучающихся школы. 4.7. Осуществляет введение необходимой документации по учету библиотечного фонда и обслуживанию читателей в соответствии с установленным порядком. 4.8. Проводит популяризацию литературы с помощью индивидуальных, групповых и массовых форм работы (бесед, выставок, библиографических обзоров, обсуждений книг, читательских конференций, литературных вечеров, викторин и др.). 4.9. Обеспечивает соответствующий санитарно-гигиенический режим и благоприятные условия для обслуживания читателей. 4.10. Проводит изучение состояния читательского спроса (степени его удовлетворения) с целью формирования оптимального состава библиотечного фонда. 4.11. Систематически информирует читателей о деятельности школьной библиотеки. 4.12. Формирует библиотечный актив, привлекает читателей к участию в работе совещательного органа – библиотечного совета и актива читателей. 4.13. Обеспечивает требуемый режим хранения и сохранности библиотечного фонда. 4.14. Организует работу по сохранности библиотечного фонда общеобразовательной организации. 5. Организация деятельности библиотеки 5.1. Библиотечно-информационное обслуживание осуществляется на основе библиотечно-информационных ресурсов в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами, учебным и воспитательным планами школы, программами, проектами и планом работы школьной библиотеки. 5 5.2. Ответственность за систематичность и качество комплектования основного фонда библиотеки, комплектование учебного фонда в соответствии с федеральными перечнями учебников и учебнометодических изданий, создание необходимых условий для деятельности библиотеки несет директор МБОУ СОШ с. Андриановичи в соответствии с Уставом МБОУ СОШ с. Андриановичи. 5.3. Режим работы библиотеки определяется педагогом – библиотекарем в соответствии с правилами внутреннего распорядка МБОУ СОШ с. Андриановичи. 5.4. При определении режима работы библиотеки предусматривается выделение: -двух часов рабочего времени ежедневно на выполнение внутрибиблиотечной работы; -одного раза в месяц — санитарного дня, в который обслуживание пользователей не производится; -не менее одного раза в месяц — методического дня. 6. Организация, управление и штаты 6.1. Общее руководство библиотекой и контроль за ее деятельностью осуществляет директор школы, который утверждает нормы и технологические документы, планы и отчеты о работе библиотеки. Директор несет ответственность за все стороны деятельности библиотек, в первую очередь, за комплектование и сохранность ее фонда, а так же за создание комфортной информационной среды для читателей. 6.2. Руководство библиотекой осуществляет педагог – библиотекарь, который несет ответственность в пределах своей компетенции перед директором МБОУ СОШ с. Андриановичи, обучающимися, их родителями (иными законными представителями) за организацию и результаты деятельности библиотеки в соответствии с функциональными обязанностями, предусмотренными квалификационными требованиями, трудовым договором и Уставом МБОУ СОШ с. Андриановичи. 6.3. Педагог-библиотекарь назначается директором МБОУ СОШ с. Андриановичи, является членом педагогического коллектива и входит в состав педагогического совета школы. 6.4. Педагог-библиотекарь отвечает за организацию работы библиотеки и результаты ее деятельности, составляет годовые планы и отчет о работе, которые обсуждаются на Педагогическом совете и утверждаются директором. Годовой план работы библиотеки является частью общего годового плана МБОУ СОШ с. Андриановичи. 6.5. На работу в библиотеку школы принимаются лица, имеющие необходимую профессиональную подготовку, соответствующую требованиям квалификационной характеристики по должности и 6 полученной специальности, подтвержденную документами об образовании и (или) квалификации. 6.6. График работы школьной библиотеки устанавливается в соответствии с расписанием работы МБОУ СОШ с. Андриановичи. 8. Права и обязанности пользователей библиотеки 8.1. Пользователи школьной библиотеки имеют право: - получать полную информацию о составе библиотечного фонда, информационных ресурсах и предоставляемых библиотекой школы услугах; - пользоваться справочно-библиографическим аппаратом библиотеки; - получать консультационную помощь в поиске и выборе источников информации; - получать во временное пользование на абонементе и в читальном зале печатные издания, аудиовизуальные документы и другие источники информации; - продлевать срок пользования документами и литературой; - участвовать в мероприятиях, проводимых школьной библиотекой. 8.2. Пользователи школьной библиотеки обязаны: -соблюдать правила пользования библиотекой; -бережно относиться к произведениям печати (не вырывать, не загибать страниц, не делать в книгах подчеркиваний, пометок), иным документам на различных носителях, оборудованию, инвентарю; -пользоваться ценными и справочными документами и литературой только в помещении библиотеки школы; -убедиться при получении книг в отсутствии дефектов, а при обнаружении проинформировать об этом работника библиотеки. Ответственность за обнаруженные дефекты в сдаваемых книгах несет последний пользователь; -расписываться в читательском формуляре за каждую полученную книгу (исключение: обучающиеся 1- 7 классов); -возвращать книги в библиотеку в установленные сроки; -заменять документы библиотеки в случае их утраты или порчи им равноценными, либо компенсировать ущерб в размере, установленном правилами пользования библиотекой. 9. Порядок пользования школьной библиотекой 9.1. Запись обучающихся и педагогических работников школы в библиотеку производится в индивидуальном порядке, а родителей (иных законных представителей) обучающихся — по паспорту. 7 9.2. Перерегистрация пользователей библиотеки производится ежегодно. 9.3. Документом, подтверждающим право пользования библиотекой, является читательский формуляр. 9.4. Читательский формуляр фиксирует дату выдачи пользователю документов из фонда библиотеки и их возвращения в библиотеку. 9.5. Работа участников образовательной деятельности на компьютере в библиотеке производится в присутствии педагога – библиотекаря. 9.6. Разрешается работа за одним персональным компьютером не более двух человек одновременно. 9.7. По всем вопросам поиска информации в сети Интернет пользователь может обращаться к педагогу – библиотекарю. 9.8. Запрещается обращение к ресурсам сети Интернет, предполагающим оплату и к ресурсам, указанным в Федеральном списке экстремистской литературы. 9.9. Работа за компьютером в читальном зале школьной библиотеки производится согласно утвержденным санитарно-гигиеническим требованиям, а также правилам охраны труда и пожарной безопасности. 10. Заключительные положения 10.1. Настоящее Положение является локальным нормативным актом МБОУ СОШ с. Андриановичи. 10.2. Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение, оформляются в письменной форме в соответствии действующим законодательством Российской Федерации. 8