Положение о школьной библиотеке

Принято
на заседании педагогического совета
МБОУ СОШ с.Андриановичи
протокол от 09 марта 2022 г. № 141

Утверждено
приказом директора МБОУ СОШ
с.Андриановичи И.Г. Гордеевой
приказ от 11 марта 2022 г. № 24/1- од

Положение
о школьной библиотеке

п.Ларьковка

1. Общие положения
1.1. Данное Положение о школьной библиотеке (далее по тексту –
Положение) разработано в соответствии с Федеральным законом № 273-ФЗ
от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями).
1.2. Данное Положение обозначает основные принципы, задачи и
функции библиотеки в МБОУ СОШ с. Андриановичи, определяет
организацию деятельности, управление, порядок пользования школьной
библиотекой, а также регламентирует права и обязанности пользователей и
работников библиотеки МБОУ СОШ с. Андриановичи.
1.3. Настоящее Положение регламентирует работу и базисные функции
библиотеки МБОУ СОШ с. Андриановичи, которая способствует
формированию культуры личности обучающихся школы и позволяет
повысить эффективность информационного обслуживания учебновоспитательной деятельности.
1.4. Деятельность библиотеки школы организуется и осуществляется в
соответствии с российскими культурными и образовательными
традициями, а также со сложившимся в обществе идеологическим и
политическим многообразием. Образовательная и просветительная
функции библиотеки базируются на максимальном использовании
достижений общечеловеческой культуры. Обеспеченность библиотеки
учебными, методическими и справочными документами учитывается при
лицензировании образовательной организации.
2. Принципы деятельности школьной библиотеки
2.1. Деятельность школьной библиотеки основывается на принципах
демократии, гуманизма, общедоступности, приоритета общечеловеческих
ценностей, гражданственности, свободного развития личности.
2.2. В библиотеке запрещается издание и распространение печатных,
аудио-, аудиовизуальных и иных материалов, содержащих хотя бы один из
признаков, предусмотренных частью первой статьи 1 Федерального закона
от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской
деятельности» (с изменениями).
2.3. Не допускается наличия экстремистских материалов, призывающих
к осуществлению экстремистской деятельности либо обосновывающих или
оправдывающих необходимость осуществления такой деятельности, в том
числе труды руководителей национал - социалистической рабочей партии
Германии, фашистской партии Италии, публикаций, обосновывающих или
оправдывающих национальное и (или) расовое превосходство либо
оправдывающих практику совершения военных или иных преступлений,
направленных на полное или частичное уничтожение какой-либо
этнической, социальной, расовой, национальной или религиозной группы.
2

2.4. Кроме того, к таким материалам, в соответствии со ст. 13
Федерального закона № 114-ФЗ относятся:
-официальные материалы запрещенных экстремистских организаций;
-материалы, авторами которых являются лица, осужденные в
соответствии с международно-правовыми актами за преступления против
мира и человечества и содержащие признаки, предусмотренные частью
первой статьи 1 Федерального закона №114-ФЗ;
- любые иные, в том числе анонимные, материалы, содержащие
признаки, предусмотренные частью первой статьи 1 №114-ФЗ.
2.5. В помещении библиотеки размещается Федеральный список
экстремистской литературы, утвержденный федеральным органом
исполнительной власти, запрещенной к распространению на территории
Российской Федерации.
2.7. МБОУ СОШ с. Андриановичи несет ответственность за
доступность и качество библиотечно-информационного обслуживания
библиотеки.
3. Задачи библиотеки
3.1. Обеспечение образовательной деятельности и самообразования
обучающихся и педагогов МБОУ СОШ с. Андриановичи.
3.2. Обеспечение участникам образовательной деятельности —
обучающимся, педагогам, родителям (законным представителям) учащихся
— доступа к информации, знаниям, идеям, культурным ценностям
посредством использования библиотечно-информационных ресурсов на
различных носителях:
- бумажном (книжный фонд, фонд периодических изданий);
-цифровом;
-коммуникативном (компьютерные сети) и иных носителях.
3.3. Формирование у читателей навыков независимого библиотечного
пользователя: обучение пользованию книгой.
3.4. Воспитание культурного и гражданского самосознания, помощь в
социализации обучающегося, развитии его творческого потенциала.
3.5.
Формирование
навыков
независимого
библиотечного
пользователя: обучение поиску, отбору и критической оценке информации.
3.6. Совершенствование предоставляемых библиотекой услуг на
основе внедрения новых информационных технологий и компьютеризации
библиотечно-информационной деятельности, формирование комфортной
библиотечной среды.
3.7. Бесплатное предоставление школьникам в пользование на время
получения образования учебников и учебных пособий из библиотечного
фонда.
4. Основные функции школьной библиотеки
3

Для реализации основных задач школьная библиотека:
4.1. Осуществляет основные функции библиотеки – образовательная,
информационная, культурная.
4.2. Формирует фонд библиотечно-информационных ресурсов МБОУ
СОШ с. Андриановичи:
- комплектует универсальный фонд учебными, художественными,
научными, справочными, педагогическими и научно-популярными
документами на традиционных и нетрадиционных носителях информации,
учитывая Федеральный список экстремистской литературы, запрещенной к
распространению на территории Российской Федерации, утвержденный
Федеральным органом исполнительной власти;
- пополняет фонд информационными ресурсами сети Интернет, базами
и банками данных других учреждений и организаций;
- осуществляет размещение, организацию и сохранность документов.
4.3. Создает информационную продукцию:
- организует и ведет справочно-библиографический аппарат: каталоги
(алфавитный, систематический), картотеки (систематическую картотеку
статей, тематические картотеки), электронный каталог, базы данных по
профилю МБОУ СОШ с. Андриановичи;
- разрабатывает рекомендательные библиографические пособия
(списки, обзоры, указатели и т.п.);
- обеспечивает информирование пользователей об информационной
продукции.
4.4.
Осуществляет
дифференцированное
библиотечноинформационное обслуживание обучающихся:
-обслуживание читателей на абонементе, в читальном зале;
-предоставляет информационные ресурсы на различных носителях на
основе изучения их интересов и информационных потребностей;
-создает условия для реализации самостоятельности в обучении,
познавательной, творческой деятельности с опорой на коммуникацию;
-способствует развитию навыков самообучения (участие в сетевых
олимпиадах, телекоммуникационных проектах в системе дистанционного
обучения);
-организует обучение навыкам независимого библиотечного
пользователя и потребителя информации, содействует интеграции
комплекса работы с книгой и информацией;
-оказывает информационную поддержку в решении задач,
возникающих в процессе их учебной, самообразовательной и досуговой
деятельности;
-организует массовые мероприятия, ориентированные на развитие
общей, и читательской культуры личности, содействует развитию
критического мышления.
4

4.5.
Осуществляет
дифференцированное
библиотечноинформационное обслуживание педагогических работников:
-выявляет информационные потребности и удовлетворяет запросы,
связанные с обучением, воспитанием и здоровьем детей;
-создает банк педагогической информации как основы единой
информационной
службы
общеобразовательной
организации,
осуществляет накопление, систематизацию информации по предметам,
разделам и темам;
-способствует
проведению
занятий
по
формированию
информационной культуры.
4.6.
Осуществляет
дифференцированное
библиотечноинформационное
обслуживание
родителей
(иных
законных
представителей) обучающихся:
- удовлетворяет запросы пользователей и информирует о новых
поступлениях в библиотеку;
- консультирует по вопросам учебных изданий обучающихся школы.
4.7. Осуществляет введение необходимой документации по учету
библиотечного фонда и обслуживанию читателей в соответствии с
установленным порядком.
4.8.
Проводит
популяризацию
литературы
с
помощью
индивидуальных, групповых и массовых форм работы (бесед, выставок,
библиографических обзоров, обсуждений книг, читательских конференций,
литературных вечеров, викторин и др.).
4.9. Обеспечивает соответствующий санитарно-гигиенический режим
и благоприятные условия для обслуживания читателей.
4.10. Проводит изучение состояния читательского спроса (степени его
удовлетворения) с целью формирования оптимального состава
библиотечного фонда.
4.11. Систематически информирует читателей о деятельности
школьной библиотеки.
4.12. Формирует библиотечный актив, привлекает читателей к участию
в работе совещательного органа – библиотечного совета и актива читателей.
4.13. Обеспечивает требуемый режим хранения и сохранности
библиотечного фонда.
4.14. Организует работу по сохранности библиотечного фонда
общеобразовательной организации.
5. Организация деятельности библиотеки
5.1. Библиотечно-информационное обслуживание осуществляется на
основе библиотечно-информационных ресурсов в соответствии с
Федеральными государственными образовательными стандартами,
учебным и воспитательным планами школы, программами, проектами и
планом работы школьной библиотеки.
5

5.2. Ответственность за систематичность и качество комплектования
основного фонда библиотеки, комплектование учебного фонда в
соответствии с федеральными перечнями учебников и учебнометодических изданий, создание необходимых условий для деятельности
библиотеки несет директор МБОУ СОШ с. Андриановичи в соответствии с
Уставом МБОУ СОШ с. Андриановичи.
5.3. Режим работы библиотеки определяется педагогом –
библиотекарем в соответствии с правилами внутреннего распорядка МБОУ
СОШ с. Андриановичи.
5.4. При определении режима работы библиотеки предусматривается
выделение:
-двух часов рабочего времени ежедневно на выполнение
внутрибиблиотечной работы;
-одного раза в месяц — санитарного дня, в который обслуживание
пользователей не производится;
-не менее одного раза в месяц — методического дня.
6. Организация, управление и штаты
6.1. Общее руководство библиотекой и контроль за ее деятельностью
осуществляет директор школы, который утверждает нормы и
технологические документы, планы и отчеты о работе библиотеки.
Директор несет ответственность за все стороны деятельности библиотек, в
первую очередь, за комплектование и сохранность ее фонда, а так же за
создание комфортной информационной среды для читателей.
6.2. Руководство библиотекой осуществляет педагог – библиотекарь,
который несет ответственность в пределах своей компетенции перед
директором МБОУ СОШ с. Андриановичи, обучающимися, их родителями
(иными законными представителями) за организацию и результаты
деятельности библиотеки в соответствии с функциональными
обязанностями, предусмотренными квалификационными требованиями,
трудовым договором и Уставом МБОУ СОШ с. Андриановичи.
6.3. Педагог-библиотекарь назначается директором МБОУ СОШ с.
Андриановичи, является членом педагогического коллектива и входит в
состав педагогического совета школы.
6.4. Педагог-библиотекарь отвечает за организацию работы
библиотеки и результаты ее деятельности, составляет годовые планы и
отчет о работе, которые обсуждаются на Педагогическом совете и
утверждаются директором. Годовой план работы библиотеки является
частью общего годового плана МБОУ СОШ с. Андриановичи.
6.5. На работу в библиотеку школы принимаются лица, имеющие
необходимую
профессиональную
подготовку,
соответствующую
требованиям квалификационной характеристики по должности и
6

полученной специальности, подтвержденную документами об образовании
и (или) квалификации.
6.6. График работы школьной библиотеки устанавливается в
соответствии с расписанием работы МБОУ СОШ с. Андриановичи.
8. Права и обязанности пользователей библиотеки
8.1. Пользователи школьной библиотеки имеют право:
- получать полную информацию о составе библиотечного фонда,
информационных ресурсах и предоставляемых библиотекой школы
услугах;
- пользоваться справочно-библиографическим аппаратом библиотеки;
- получать консультационную помощь в поиске и выборе источников
информации;
- получать во временное пользование на абонементе и в читальном зале
печатные издания, аудиовизуальные документы и другие источники
информации;
- продлевать срок пользования документами и литературой;
- участвовать в мероприятиях, проводимых школьной библиотекой.
8.2. Пользователи школьной библиотеки обязаны:
-соблюдать правила пользования библиотекой;
-бережно относиться к произведениям печати (не вырывать, не
загибать страниц, не делать в книгах подчеркиваний, пометок), иным
документам на различных носителях, оборудованию, инвентарю;
-пользоваться ценными и справочными документами и литературой
только в помещении библиотеки школы;
-убедиться при получении книг в отсутствии дефектов, а при
обнаружении проинформировать об этом работника библиотеки.
Ответственность за обнаруженные дефекты в сдаваемых книгах несет
последний пользователь;
-расписываться в читательском формуляре за каждую полученную
книгу (исключение: обучающиеся 1- 7 классов);
-возвращать книги в библиотеку в установленные сроки;
-заменять документы библиотеки в случае их утраты или порчи им
равноценными, либо компенсировать ущерб в размере, установленном
правилами пользования библиотекой.
9. Порядок пользования школьной библиотекой
9.1. Запись обучающихся и педагогических работников школы в
библиотеку производится в индивидуальном порядке, а родителей (иных
законных представителей) обучающихся — по паспорту.
7

9.2. Перерегистрация пользователей библиотеки производится
ежегодно.
9.3. Документом, подтверждающим право пользования библиотекой,
является читательский формуляр.
9.4. Читательский формуляр фиксирует дату выдачи пользователю
документов из фонда библиотеки и их возвращения в библиотеку.
9.5. Работа участников образовательной деятельности на компьютере в
библиотеке производится в присутствии педагога – библиотекаря.
9.6. Разрешается работа за одним персональным компьютером не более
двух человек одновременно.
9.7. По всем вопросам поиска информации в сети Интернет
пользователь может обращаться к педагогу – библиотекарю.
9.8. Запрещается обращение к ресурсам сети Интернет,
предполагающим оплату и к ресурсам, указанным в Федеральном списке
экстремистской литературы.
9.9. Работа за компьютером в читальном зале школьной библиотеки
производится
согласно
утвержденным
санитарно-гигиеническим
требованиям, а также правилам охраны труда и пожарной безопасности.
10. Заключительные положения
10.1. Настоящее Положение является локальным нормативным актом
МБОУ СОШ с. Андриановичи.
10.2. Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение,
оформляются в письменной форме в соответствии действующим
законодательством Российской Федерации.

8


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».