Программа повышения объективности оценки образовательных результатов в МБОУ СОШ с.Андриановичи Оценка качества образования - это система процедур, механизмов и инструментов, обеспечивающих не только собственно оценку, то есть получение данных о состоянии системы образования, но и управление качеством, то есть реализацию комплекса мер, направленных на повышение качества образования. Оценка - характеристика результатов учебной деятельности по критериям их соответствия установленным требованиям. Применительно к учебному процессу оценка - определение степени успешности в освоении знаний, умений, навыков, предусмотренных учебной программой. Оценки подразделяются на текущие, промежуточные, итоговые и выражаются числом баллов. Функциональная составляющая объективности оценки качества образования характеризуется: инвариантной составляющей, обеспечивающей интересы региона, муниципалитета и т.д. в вопросах управления качеством образования; вариативной составляющей, которая обеспечивает собственные приоритеты развития оценки качества образования в образовательной организации (далее - ОО). Цели и задачи Цель: повышение эффективности системы образования путем формирования устойчивых ориентиров на методы и инструменты объективной оценки образовательных результатов; совершенствование управления качеством образования, предоставление всем участникам образовательного процесса и общественности достоверной информации о качестве образования в МБОУ СОШ с.Андриановичи, а также выявление с помощью системы критериев и показателей зависимости между ресурсами, условиями обучения и его результатами. Задачи: 1. формирование механизмов обеспечения объективности региональных и федеральных оценочных процедур; 2. выявление факторов и рисков, влияющих на качество образования и способствующих достижению поставленных целей программы повышения объективности оценивания образовательных результатов; 3. создание условий для формирования в школе системы объективной внутришкольной оценки образовательных результатов; 4. создание единой системы диагностики и контроля состояния образования, обеспечивающую своевременное выявление изменений, влияющих на качество образования в МБОУ СОШ с.Андриановичи; 5. определение результативности образовательного процесса, эффективности учебных программ, их соответствие нормам и требованиям стандартов; 6. содействие принятию обоснованных управленческих решений; 7. оценка эффективности и полноты реализации методического обеспечения образовательного процесса; 8. выделение ресурсов; 9. обучение кадров. В основу функционирования плана объективности оценивания образовательных результатов положены принципы: целостности; объективности; достоверности; полноты и системности; оперативности (своевременности); открытости, прозрачности, гласности; активного взаимодействия с внешней средой; непрерывности развития и интеграции в общероссийскую систему оценки. Особенности реализации и условия применения Проблема объективной оценки носит ментальный характер и неразрывно связана с той управленческой практикой, которая распространена в системе образования Свердловской области. Основные мероприятия 1. Организация анализа и мониторинга результатов оценочных процедур с целью выявления признаков необъективных результатов на основе данных анализа; 2. Организация повышения квалификации учителей по вопросам школьного оценивания; 3. Формирование программ оценочных процедур в МБОУ СОШ с.Андриановичи с целью повышения ее заинтересованности в использовании результатов региональных и федеральных оценочных процедур; 4. Формирование позитивной управленческой практики с приоритетом программ помощи перед практикой наказаний; 5. Разъяснительная работа с учителями-предметниками школы; 6. Организация наблюдения при проведении оценочных процедур. Ожидаемые результаты реализации Повышение уровня объективности оценки образовательных результатов Индикаторы и показатели реализацииРиски реализации Преобладание административных методов обеспечения объективности оценки образовательных результатов над методами, связанными с формированием менталитета «честной оценки» и развитием практики помощи и поддержки учителям-предметникам, чьи дети дают низкие результаты, может привести к обратному эффекту - усилению тенденций на закрытость и развитие латентных форм искажения результатов со стороны школы. Для повышения объективности оценки образовательных результатов в МБОУ СОШ с.Андриановичи будут организованы комплексные мероприятия в соответствии с Планом мероприятий повышения объективности оценивания образовательных результатов на 2020-2021 учебный год по трем направлениям: 1. Обеспечение объективности образовательных результатов в рамках конкретной оценочной процедуры в школе. 2. Выявление классов с необъективными результатами и профилактическая работа с выявленными. 3. Формирование у участников образовательных отношений позитивного отношения к объективной оценке образовательных результатов. Для обеспечения возможности получения в рамках конкретной оценочной процедуры объективных результатов необходимо выполнение следующих условий: 1. Наличие описания оценочной процедуры, закрепляющего соответствие этой оценочной процедуры следующим принципам: использование научно обоснованной концепции и качественных контрольных измерительных материалов; применение единых организационно-технологических решений, мерзащиты информации; привлечение квалифицированных специалистов на всех этапах процедуры; устранение конфликта интересов в отношении всех специалистов, привлеченных к проведению оценочной процедуры. Условие отсутствия конфликта интересов означает, в том числе, необходимость соблюдения следующих требований: в качестве наблюдателей не могут выступать родители обучающихся классов, принимающих участие в оценочной процедуре; учитель, ведущий данный предмет и преподающий в данном классе, не должен быть организатором работы и участвовать в проверке работ; родитель (близкий родственник), являющийся работником данной ОО не должен быть организатором оценочной процедуры и участвовать в проверке работ; проверка работ должна проводиться по стандартизированным критериям с предварительным коллегиальным обсуждением подходов к оцениванию. Контроль может осуществляться посредством: привлечения независимых, общественных наблюдателей; организации видеонаблюдения. Выявление классов с необъективными результатами оценочной процедуры федерального или регионального уровня может осуществляться аналитическими методами, с использованием: оценки доверительного интервала среднего балла для школы относительно группы школ из данного региона; оценки доверительного интервала процента выполнения каждого задания по каждому классу, участвовавшему в оценочной процедуре,относительно контрольной выборки школы; сравнения уровня результатов оценочной процедуры в школе с уровнем результатов ОГЭ с учетом контекстных данных. В случае обнаружения признаков недостоверности результатов в школе рекомендуется: осуществить перепроверку результатов; в случае подтверждения недостоверности результатов выработать комплекс мер в отношении учителей-предметников, завышающих ВСОКО. Для формирования у участников образовательных отношений позитивного отношения к объективной оценке образовательных результатов, применяются следующие меры: реализация в приоритетном порядке программ помощи учителям- предметникам, чьи дети дают стабильно низкие результаты, программы помощи учителям, имеющим профессиональные проблемы и дефициты; применение мер административного воздействия, только если программы помощи не приводят к позитивным сдвигам в результатах; использование для оценки деятельности педагога результаты, показанные его учениками, только по желанию педагога; способствовать повышению заинтересованности учителей в использовании объективных результатов оценочных процедур; проводить разъяснительную работу с педагогами по вопросам повышения объективности оценки образовательных результатов и реализации вышеперечисленных мер. Важным механизмом обеспечения объективности оценивания является внутришкольная система оценки образовательных результатов, способствующая эффективному выполнению педагогами трудовой функции «по объективной оценке знаний обучающихся на основе тестирования и других методов контроля в соответствии с реальными учебными возможностями детей». Элементами такой системы в школе являются, в том числе: положение о внутренней системе оценки качества подготовки обучающихся; система регулярных независимых оценочных процедур, объективность результатов которых обеспечивает администрация школы; принятые в школе прозрачные критерии внутришкольного текущего и итогового оценивания, обеспечивающие справедливую непротиворечивую оценку образовательных результатов, обучающихся; непрерывный процесс повышения квалификации учителей в области оценки результатов образования, включающий не только обучение на курсах повышения квалификации, но и внутришкольное обучение и самообразование; проведение учителями и методическими объединениями аналитической экспертной работы с результатами оценочных процедур. План мероприятий повышения объективности оцениванияобразовательных результатов на 2020-2021 учебный год №п/п 1 1.1 1.2 1.3 1.4 2. 2.1 2.2 2.3 3 3.1 Направления деятельности, мероприятия Сроки исполнения Ответственный исполнитель, соисполнители Изучение методологии проведения и результатов комплексного анализа результатов процедур оценки качества образования Изучение методологии проведения сентябрь 2020 года Администрация комплексного анализа результатов процедур оценки качества образования и ГИА Изучение анализа результатов процедур сентябрь 2020 года Администрация оценки качества образования в школе и результатов ГИА Изучение списка учителей-предметников, сентябрь 2020 года Администрация находящихся в зоне риска по обеспечению объективности оценки качества образования Изучение федерального и региональногопланов сентябрь 2020 года Администрация повышения объективности образовательных результатов обучающихся Выявление учителей-предметников с необъективными результатами и профилактическая работа с выявленными Анализ доверительного интервала среднего В течение 10 кален- Заместитель балла для школы относительно муниципального дарных дней после директора по УВР образования СГО получения результатов оценочной процедуры Анализ доверительного интервала процента В течение 10 кален- Заместитель выполнения каждого задания по каждому дарных дней после директора по УВР классу, участвовавшему в оценочной получения резульпроцедуре, относительно контрольной выборки татов оценочной школы процедуры Сравнения достигнутого уровня результатов В течение 10 кален- Заместитель оценочной процедуры в школе с уровнем дарных дней после директора по УВР результатов ОГЭ, ЕГЭ с учетом контекстных получения резульданных татов оценочной процедуры Меры по повышению компетентности администрации школы и педагогических кадров по вопросам оценивания образовательных результатов обучающихся Участие в вебинарах по вопросам анализа и В течение года Администрация использования результатов оценки качества школы образования 3.2 Обсуждение методологии проведения Март, август комплексного анализа результатов процедур оценки качества образования и ГИА на педагогических советах, на заседаниях ШМО Посещение вебинаров и семинаров по Постоянно организации подготовки к проведению оценочных процедур и ГИА, обучающих мероприятий по подготовке экспертов Обеспечение участия учителей - экспертов Постоянно школы в работе предметных комиссий, в выборочной перепроверке работ участников оценочных процедур. Совершенствование единых требований Февраль оценивания устных и письменных ответов обучающихся Организационные меры по повышению объективности оценивания образовательных результатов обучающихся Включение в структуру анализа Декабрь деятельности школы направлений комплексного анализа результатов процедур оценки качества образования и ГИА Осуществление административного контроля Постоянно при проведении ВПР и ДКР для дальнейшего анализа объективности проведения оценочной процедуры Обеспечение проведения проверки работ Постоянно участников ВПР, школьного этапа ВсОШ школьными предметными комиссиями. Заместитель директора по УВР, руководители ШМО 4.4 Сопровождение учителей-предметников, находящихся в зоне риска по обеспечению объективности проведения оценки качества образования: присутствие администрации школы обеспечение перекрестного общественного наблюдения при проведении ВПР в 4 классах; мониторинг анализа деятельности школы по итогам 2019-2020 учебного года Администрация школы 5 Формирование у участников образовательных отношений позитивного отношения к объективной оценке образовательных результатов Реализация программы помощи учителямПостоянно предметникам с низкими результатами, программы помощи учителям, имеющим профессиональные проблемы и дефициты Мониторинг применения мер администраЯнварь, август тивного воздействия администрации школык педагогам, у которых отсутствует положительная динамика в результатах втечение 3.3 3.4 3.5 4 4.1 4.2 4.3 5.1 5.2 сентябрь -июнь Администрация школы Администрация школы Администрация школы Администрация школы Администрация школы Администрация школы Учителяпредметники Администрация школы Администрация школы 5.3 5.4 2-х лет) Мониторинг добровольного использования педагогами результатов, показанных его учениками для оценки результативности своей деятельности Организация и проведение разъяснительной работы с педагогами школы по вопросам повышения объективности оценки образовательных результатов и реализации выше перечисленных мер Администрация школы 1 раз в квартал Администрация школы