Принято на заседании педагогического совета МБОУ СОШ с.Андриановичи протокол от 31 августа 2017 г. № 97 Утверждено приказом директора МБОУ СОШ с.Андриановичи И.Г. Гордеевой от 7 сентября 2017 г. № 108 - од Положение о внутришкольной системе оценки качества образования 1. Общие положения 1.1. Настоящее Положение определяет цели, задачи, содержание и порядок системы внутришкольного мониторинга качества образования в МБОУ СОШ с.Андриановичи (далее школа), ее организационную и функциональную структуру, реализацию (содержание процедур контроля и экспертной оценки качества образования), а также права и обязанности участников образовательного процесса. 1.2. Настоящее положение представляет собой локальный акт и разработано на основе: Федерального Закона от 29.12.2013г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Федеральных государственных образовательных стандартов; Федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования; Образовательных программ школы. 1.3. Система внутришкольного мониторинга качества образования в школе представляет собой инструмент организации и управления процессом реализации требований ФГОС и Федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования. 1.4. Участниками оценочных процедур системы мониторинга качества образования в школе являются участники отношений в сфере образования. 1.5. Школа обеспечивает проведение необходимых оценочных процедур, разработку и внедрение модели внутришкольной системы мониторинга качества, учет и дальнейшее использование полученных результатов. 1.6. Положение распространяется на деятельность всех педагогических работников школы, осуществляющих профессиональную деятельность в соответствии с трудовыми договорами, в т. ч. на педагогических работников, работающих по совместительству. Термины, использующиеся в настоящем Положении: Качество образования – комплексная характеристика образовательной деятельности подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы. Мониторинг качества образования – комплексное целенаправленное, специально организованное, непрерывное аналитическое отслеживание процессов, определяющих количественно-качественные изменения основных свойств качества образования в целях своевременного принятия обоснованных управленческих решений по коррекции образовательного процесса и созданных для него условий на основе анализа собранной информации и педагогического прогноза. Экспертиза – всестороннее изучение и анализ состояния образовательного процесса, условий и результатов образовательной деятельности. Измерение – метод регистрации состояния качества образования, а также оценка уровня образовательных достижений с помощью КИМ (контрольных работ, тестов, анкет др.), которые имеют стандартизированную форму, и содержание которых соответствует реализуемым образовательным программам. Критерий – признак, на основании которого производится принятие решения по оценке объекта на соответствие предъявляемым требованиям. Сокращения, использующиеся в настоящем Положении: ВСОКО – внутришкольная система оценки качества образования; ФГОС – федеральный государственный образовательный стандарт; ООП НОО – основная образовательная программа начального общего образования; ООП ООО – основная образовательная программа начального общего образования; ОО – образовательная организация. 2. Основные цели и задачи внутришкольного мониторинга качества образования 2.1. Целью внутришкольного мониторинга качества образования является сбор, осмысление, анализ и выдача информации, необходимой для поддержания высокого уровня качества всего образовательного процесса в МБОУ СОШ с.Андриановичи. 2.2. Задачи внутришкольного мониторинга качества образования: формирование механизма единой системы сбора, обработки и хранения информации о состоянии системы образовательной деятельности школы; реализация практико-ориентированного алгоритма анализа полученных материалов о состоянии системы образовательной деятельности школы; координация деятельности всех субъектов мониторинга; формулирование основных стратегических направлений развития системы образовательной деятельности школы на основе анализа полученных данных. 2.3. Функции внутришкольного мониторинга качества образования: информационно-аналитическая; контрольно - диагностическая; коррективно-регулятивная; стимулирующая. 2.4. Принципы внутришкольного мониторинга качества образования: объективности, достоверности, полноты и системности информации о качестве образования; критериальности оценивания; реалистичности требований, норм и показателей качества образования, их социальной и личностной значимости, учёта индивидуальных особенностей развития отдельных обучающихся при оценке результатов их обучения и воспитания; открытости, прозрачности процедур оценки качества образования; преемственности в образовательной политике, интеграции в общероссийскую систему оценки качества образования; доступности информации о состоянии и качестве образования для различных групп пользователей результатов мониторинга; рефлексивности, реализуемый через включение педагогов в критериальный самоанализ и самооценку своей деятельности с опорой на объективные критерии и показатели; повышения потенциала внутренней оценки, самооценки, самоанализа каждого педагога; инструментальности и технологичности используемых показателей (с учетом существующих возможностей сбора данных, методик измерений, анализа и интерпретации данных, подготовленности потребителей к их восприятию); сопоставимости системы показателей с муниципальными, региональными аналогами; взаимного дополнения оценочных процедур, установление между ними взаимосвязей и взаимозависимости; соблюдения морально-этических норм при проведении процедур оценки качества образования в школе. 3. Содержание системы внутришкольного мониторинга качества образования (Приложение 1) 3.1.Основными объектами внутришкольного мониторинга качества образования являются: качество образовательных результатов; качество реализации образовательного процесса; контроль качества управления. 3.2. Оценка качества образовательных результатов направлена на обработку информации об уровне реализации требований к результатам освоения образовательной программы МБОУ СОШ с.Андриановичи, включая основные образовательные программы основного общего образования и начального общего образования (в соответствие с ФГОС). Оценка качества образовательных результатов осуществляется в ходе процедур стартовой диагностики, промежуточной и итоговой аттестации, контрольно-методических срезов внешней экспертизы, неперсонифицированных мониторинговых исследований, результаты которых являются основанием для принятия управленческих решений при реализации образовательного процесса на всех уровнях общего образования МБОУ СОШ с.Андриановичи. Их осуществление проводится специалистами образовательного учреждения, педагогическими работниками. Для оценки качества образовательных результатов определены следующие показатели: личностные образовательные результаты (включая показатели социализации обучающихся); метапредметные образовательные результаты обучения (включая сравнение данных внутренней и внешней диагностики); предметные результаты обучения (включая сравнение данных внутренней и внешней диагностики, в том числе ОГЭ и ЕГЭ). 3.3. Оценка качества реализации образовательного процесса направлена на определение уровня созданных условий реализации образовательных программ, в т. ч. кадровых, психологопедагогических, информационно-методических, материально-технических и иных условий: качество обучающей предметной области; качество деятельности педагогического коллектива по организации внеурочной деятельности как ресурса реализации требований к «портрету выпускника»; качество реализации системы воспитательной работы; качество коррекционной работы; качество методического сопровождения образовательного процесса. 3.4. Оценка контроля качества управления: качество образовательных программ школы; качество управления реализацией требований государственных документов; качество управления профессиональным ростом педагогов школы. 4. Формы, методы и порядок процедур внутришкольного мониторинга качества образования 4.1. Мониторинг качества образования в МБОУ СОШ с.Андриановичи проводится посредством: системы внутреннего мониторинга качества образования; общественно-профессиональной экспертизы качества образования; лицензирования; государственной аккредитации; государственной (итоговой) аттестации выпускников; внешнего мониторинга качества образования. 4.2. В качестве источников данных для мониторинга качества образования используются: анализ результатов стартовой диагностики, промежуточной и итоговой аттестации; анализ творческих достижений учащихся; анализ результатов внутренних статистических и социологических исследований; анализ внутришкольного направления повышения квалификации и аттестации педагогических и руководящих работников школы. 4.3. Для проведения внутреннего мониторинга качества образования в МБОУ СОШ с.Андриановичи установлен следующий порядок: 1. Определяются условия и субъекты реализации каждой процедуры мониторинга. Определяется формат получаемых продуктов (справки, обобщения, аналитические документы). 3. Определяются механизмы обратной связи – кому и зачем нужны данные полученных продуктов (управление по результатам мониторинга). 4. Сбор, структурирование, обработка, анализ и интерпретация данных, используемых для мониторинга. 5. Подготовка документов по итогам анализа полученных данных. 6. Распространение результатов мониторинга среди пользователей мониторинга. 4.4. Периодичность проведения мониторинга качества образования, объекты мониторинга устанавливаются в соответствии с планом МБОУ СОШ с.Андриановичи. 2. 5. Обязанности и ответственность участников образовательных отношений при организации внутришкольного мониторинга качества образования 5.1. Организационная структура, занимающаяся внутришкольным мониторингом, экспертизой качества образования и интерпретацией полученных результатов, включает в себя: администрацию школы, педагогический совет, школьные методические объединения учителейпредметников. 5.2. Администрация школы: разрабатывает мероприятия и готовит предложения, направленные на совершенствование системы внутреннего мониторинга качества образования школы, участвует в этих мероприятиях; обеспечивает условия для подготовки работников школы и общественных экспертов к осуществлению контрольно-оценочных процедур; обеспечивает на основе образовательных программ проведение в школе контрольнооценочных процедур, мониторинговых, социологических и статистических исследований по вопросам качества образования; организует систему мониторинга качества образования в школе, осуществляет сбор, обработку, хранение и предоставление информации о состоянии и динамике развития; анализирует результаты оценки качества образования на уровне школы; организует изучение информационных запросов основных пользователей системы оценки качества образования; обеспечивает предоставление информации о качестве образования на различные уровни системы оценки качества образования; формирует информационно-аналитические материалы по результатам мониторинга качества образования (анализ работы школы за учебный год); принимает управленческие решения по развитию качества образования на основе анализа результатов, полученных в процессе реализации внутренней системы мониторинга качества образования. 5.3.Школьные методические объединения учителей-предметников: участвуют в разработке методики мониторинга качества образования; системы показателей, характеризующих состояние и динамику развития школы; критериев оценки результативности профессиональной деятельности педагогов школы; содействуют подготовке работников школы и общественных экспертов к осуществлению контрольно-оценочных процедур; проводят экспертизу организации, содержания и результатов аттестации обучающихся и формируют предложения по их совершенствованию; готовят предложения для администрации по выработке управленческих решений по результатам мониторинга качества образования на уровне школы. 5.4. Педагогический совет школы: содействует определению стратегических направлений развития системы образования в школе; содействует реализации принципа общественного участия в управлении образованием в школе; инициирует и участвует в организации конкурсов образовательных программ, конкурсов педагогического мастерства, образовательных технологий; принимает участие: – в формировании информационных запросов основных пользователей системы мониторинга качества образования школы; – в обсуждении системы показателей, характеризующих состояние и динамику развития системы образования; – в экспертизе качества образовательных результатов, условий организации образовательного процесса в школе; содействует организации работы по повышению квалификации педагогических работников, развитию их творческих инициатив; заслушивает информацию и отчеты педагогических работников, доклады представителей организаций и учреждений, взаимодействующих со школой по вопросам образования и воспитания подрастающего поколения, в т. ч. сообщения о проверке соблюдения санитарногигиенического режима в школе, об охране труда, здоровья и жизни обучающихся и другие вопросы образовательной деятельности школы. 6. Ведение документации 6.1. По итогам анализа полученных данных в рамках мониторинга готовятся соответствующие документы (отчеты, справки, доклады), содержание которых доводится до всех участников образовательных отношений в режиме гласности и открытости. 7. Срок действия Положения 7.1. Срок действия данного Положения неограничен. 7.2. Школа оставляет за собой право вносить изменения в Положение. 7.3. Изменения и дополнения в настоящее Положение вносятся Педагогическим советом и утверждаются директором школы. Содержание системы внутришкольного мониторинга качества образования в МБОУ СОШ с.Андриановичи № п/п 1. 2. 3. Объекты мониторинга Показатели Методы оценки I. КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ Динамика в доле учащихся, имеющих отклонение в здоровье. Включенное Здоровье обучающихся Доля обучающихся, которые занимаются наблюдение, спортом. мед.осмотр. Процент пропусков уроков по болезни. Уровень социализированности и уровень воспитанности в соответствии с перечнем из образовательной программы. Уровень учебно-познавательной мотивации Включенное Личностные образовательные (базовый, познавательный, социальный, наблюдение, результаты социально-духовный). анкетирование, Уровень сформированности ценностей тестирование. здорового образа жизни (ЗОЖ) Сравнение с данными независимой диагностики. Уровень сформированности регулятивных УУД (организация и управление). Уровень сформированности познавательных УУД (общеучебные, логические, информационные, знаково-символические Комплексные умения, смысловое чтение). работы, Метапредметные Уровень сформированности диагностические образовательные результаты коммуникативных УУД (работа в группе, работы, монологическая речь). наблюдение. Уровень развития ИКТ-компетентности (преобразование информации, владение ПК, навыки грамотного использования Интернета). Ответственный Срок Соц. педагог, мед.работник, кл.руководители Начало учебного года, в течение уч. года. Школьный психолог, соц.педагог, кл.руководители Начало учебного года, конец уч. года. Зам.директора, руководители ШМО По плану Качество и динамика обученности Сравнение уровня обученности с данными независимой диагностики (в том числе ОГЭ и ЕГЭ) для части предметов. 4. Предметные образовательные результаты Достижения обучающихся на интеллектуальных и творческих конкурсах, предметных олимпиадах и соревнованиях. 5. Удовлетворённость Родителей качеством образовательных результатов 6. Качество обучающей предметной деятельности Стартовая диагностика, промежуточная и итоговая аттестация, комплексные и диагностические работы внешней экспертизы. Наблюдение, база данных, Портфель достижений обучающегося Зам.директора, руководители ШМО Кл. рук., учителяпредметники Соотношение количества родителей, положительно высказавшихся по качеству Мониторинговое Зам. директора, образовательных результатов, к количеству исследование Кл.руководители родителей неудовлетворенных качеством (анкетирование) образовательных результатов. II. КАЧЕСТВО РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА Посещение уроков; Уровень организации уроков с эффективным Зам. директора, наблюдение; использованием современных педтехнологий руководители анализ и на деятельностной основе и средств ИКТ. ШМО самоанализ уроков; Качество деятельности по реализации собеседование требований по сохранению здоровья изучение обучающихся в учебном процессе. документации; Наличие положительного эмоционального анализ результатов микроклимата. учебной Уровень использования деятельности дифференцированного подхода к обучающихся; обучающимся в процессе обучения. анкетирование. Начало уч.года, конец уч. года. Конец уч. года. Конец уч. года. В течение уч. года 7. 8 9. Качество деятельности педагогического коллектива по организации внеурочной деятельности как ресурса реализации требований к «портрету выпускника» Качество реализации системы воспитательной работы Качество коррекционной Работы Уровень вовлечённости обучающихся во Посещение занятий внеурочную образовательную деятельность в/деятельности; как на базе школы, так и вне ОО наблюдение; Динамика развития личностных результатов анализ самоанализа обучающихся занятий; Продуктивность деятельности (анализ собеседование; содержания «Портфеля достижений изучение учащегося», базы данных достижений документации; обучающихся) анализ результатов Удовлетворённость учащихся, их родителей, в/ деятельности педагогов организацией внеурочной обучающихся; деятельности и её результатами. анкетирование. Уровень сформированности, развития и Посещение сплочения ученического коллектива, событий характер межличностных отношений воспитательной Профессиональная позиция педагога как программы, воспитателя занятий внеурочной Качество деятельности педагоговдеятельности; предметников по организации предметных наблюдение; событий в школе и вне школы. анализ занятий; Качество дополнительного образования: собеседование; сохранность контингента всех направлений изучение дополнительного образования; динамика документации; уровня социальной активности и анализ результатов инициативы школьников; результативность внеурочной участия обучающихся в программах, деятельности, проектах, конкурсах, фестивалях разного анкетирование. уровня. Удовлетворённость учащихся, их родителей, Анкетирование педагогов воспитательными мероприятиями Динамика параметров, развиваемых у обучающихся с ОВЗ, педагогамиспециалистами в режиме индивидуальногрупповой работы Посещение занятий Зам. Директора, Руководитель ШМО, Кл.руководители, В течение учебного года Зам. директора , руководитель ШМО, Кл.руководители, Зам. директора , руководитель ШМО, В течение учебного года Кл.руководители, Конец учебного года Школьный психолог, Классные руководители, зам. директора В течение учебного года 10. 11. Качество методического сопровождения образовательного процесса Образовательные программы школы Качество управления образовательным процессом Качество управления реализацией требований 13. государственных документов Качество соблюдения 14. Положения о документообороте ОУ 12. 15. Качество управления материально-технической базой образовательного Процесса Динамика роста уровня профессиональной компетентности учителя. Аттестация педагогических кадров. Качество методической деятельности методических объединений ОО. Качество работы библиотеки и школы. Качество деятельности социальнопсихологической службы. Анкетирование, анализ Анализ психологопедагогической диагностики, изучение документации; соц.опрос, анкетирование. III. КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ Выполнение образовательной программы и ее Реализация программ в соответствии ФГОС коррекция Качество процесса реализации внутреннего Оценка отклонений мониторинга качества образования как от нормы с целью ресурса управления коррекции Оценка отклонений Выполнение СанПиН, ГОСТ, требований от нормы с целью противопожарной безопасности и т.д. коррекции Полнота, своевременность и правильность Оценка отклонений ведения школьной документации всеми от нормы с целью участниками образовательного процесса коррекции Оценка объема и качества Достаточность и качество оснащения выполнения образовательной среды школы программы развития школы по данному разделу Зам. директора, руководители ШМО В конце учебного года Школьный психолог, соц. педагог В конце учебного года Администрация школы Администрация школы Администрация школы Администрация школы Администрация школы Конец учебного года В течение учебного года В течение учебного года В течение учебного года В течение учебного года 16. Качество управления профессиональным ростом педагогов школы 17. Компетентность субъектов управления Оценка Наличие и реализация необходимой соответствия и Директор, совокупности показателей качества коррекция состава заместители профессиональной деятельности учителя для показателей в директора по УР, установления размера стимулирующей части зависимости от руководители ШМО зарплаты целей и задач школы Критериальная система оценивания (мониторинг Директор, Уровень управленческой компетентности профессиональной заместители администраторов школы, специалистов, компетентности директора по УР, возглавляющих структурные подразделения субъектов руководители ШМО управления качеством ОП) В течение учебного года В течение учебного года